Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (775) | 16 ноября 2020г.
 

Двойной стульчак не изобрели

Бирюков не справился с одновременным управлением канализацией Самары и Тольятти

Егор Кошеров

До 14 ноября главный управляющий директор (ГУД) ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС, г. Тольятти) Владимир БИРЮКОВ (на фото) имел возможность обжаловать решение суда о возврате муниципалитету Тольятти объектов водоснабжения. В рамках этого дела Арбитражный суд Самарской обл. поддержал позицию УФАС по Самарской обл. и облпрокуратуры. Водопроводно-канализационное хозяйство областного центра с июня 2019 г. передано в концессию ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС), которым рулит все тот же Бирюков.

ГУД СКС Владимир Бирюков возник в Тольятти в качестве ГУД ВоКС в декабре 2019 г. (см. «Хронограф» №6 (742) от 25.02.20). Доверенность №253 от 2 декабря 2019 г. была выписана ему управляющей ВоКС организацией в лице АО «РКС-Менеджмент» с ИНН 7704838722. 99% в капитале «РКС-Менеджмент» принадлежит офшорной компании из Белиза (Центральная Америка) «Интер Промо Трейд Лимитед». Таким образом, можно прийти к выводу, что качать деньги из коммунальных мощностей Тольятти Бирюкова делегировали неназываемые лица с другой стороны планеты. За этими лицами, по всей вероятности, стоят стокхолдеры ООО «РКС-Холдинг», владеющего 100% в капитале ВоКС. Они также известны как собственники ПАО «Т Плюс».

В качестве приветствия ставшему двустульчатным Бирюкову (ГУД ВоКС сохранил аналогичную должность в СКС) последовало заявление от УФАС по Самарской обл. к администрации г.о. Тольятти, поданное в Арбитражный суд Самарской обл. 24 января 2020 г. Администрация Тольятти, будто желая задружиться с Бирюковым, потребовала признать недействительным ненормативный правовой акт, вынесенный УФАС 8 ноября 2019 г. В указанный день УФАС внесло в адрес администрации г.о. Тольятти предупреждение №12873/10 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении договора аренды муниципального имущества от 21 апреля 2017 г. №350/аи/206, заключенного с ВоКС. Арбитражному делу был присвоен №А55-1578/2020 (см. «Хронограф» №14 (750) от 20.04.20).

По сути, антимонопольный орган, призвав на помощь прокуратуру, начал добиваться возврата объектов водоснабжения Тольятти в количестве 51 шт., находящихся в муниципальной собственности и переданных ВоКС по вышеуказанному договору аренды. Юристы ВоКС и вставшей на его сторону администрации города не смогли создать этому ощутимых препятствий, даже обратившись в суд. 14 октября т.г. в удовлетворении требований администрации Тольятти было отказано. Суд согласился с доводом УФАС, что технологическая связь объектов, поименованных в договоре №350/аи/206, с объектами, переданными ВоКС в аренду по ранее заключенному договору от 14 января 2011 г. №1870, не подтверждена соответствующими документами. При таких обстоятельствах возникло противоречие со ст. 41.1 Федерального закона (ФЗ) №416 от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении». «С учетом отсутствия документов, подтверждающих наличие технологической связи, исходя из положений ч. 3 ст.41.1 Закона №416-ФЗ, передача указанных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке, установленном ФЗ №115 от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях». Согласно ч. 1 ст. 13 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения», — говорится в решении суда. Там же содержится еще ряд замечательных формулировок, свидетельствующих о недопустимости создания преференций для ВоКС путем передачи ему муниципального имущества в аренду вне конкурентных процедур. «Предоставление администрацией права пользования муниципальным имуществом в нарушение требований, установленных Законом №416-ФЗ, привело к предоставлению муниципального имущества (объектов водоснабжения) конкретному хозяйствующему субъекту -

ВоКС — и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении данного имущества, — поясняется в опубликованном документе. — С учетом изложенного суд соглашается с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях администрации по предоставлению ВоКС объектов водоснабжения без соблюдения требований, установленных Законом №416-ФЗ, признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Таким образом, решение суда по вступлению в силу легализует прекращение прав аренды ВоКС на предоставленные объекты водоснабжения и возврат их муниципалитету. УФАС и прокуратура настаивают на этом, поскольку считают, что ради ВоКС муниципальные власти способны искусственно ограничивать конкуренцию. В данном случае надзорным органам пора бы взглянуть на ситуацию шире и распространить инициативу об изъятии имущества, приносящего гигантские доходы бенефициарам ВоКС в Тольятти, на Самару. Обороты получившего с июня 2019 г. водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) Самары в концессию СКС (см. «Хронограф» №34 (727) от 21.10.19) минимум в 5 раз больше. Между тем вопросов, в т.ч. со стороны прокуратуры, к тому, как балансирующий на двух стульях ГУД СКС Владимир Бирюков продавил это сомнительное концессионное соглашение, не меньше, чем в Тольятти (см. «Хронограф» №40 (733) от 02.12.19).

Пример с отбором через суд арендованных ВоКС объектов лишний раз свидетельствует, что Бирюков, в свободное время для накачки мышц посещающий элитный фитнес-клуб в центре Самары, все же не двужильный. Это значит, что лицам, заинтересованным в получении прав на часть переданного СКС в концессию ВКХ, необходимо плотнее взаимодействовать с надзорными органами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.