Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (774) | 9 ноября 2020г.
 

Такое даже Брежневу не снилось

Министр Богданов представил на «Российской неделе ГЧП-2020» законсервированный проект

ИА «Центр-Инфо»

8 декабря ООО «Европейские Биологические Технологии» (ЕБТ) продолжит взыскивать средства по работам на птицефабрике в Сергиевском р-не. Проект уже давно в стадии консервации. Единственное, что сегодня можно там сделать, так это выставку международного уровня о том, как за три года можно было в глухую степь вбухать 3 млрд р. в создание фундамента для будущего мемориала жертвам коррупции и государственного лицемерия. Министр экономического развития и инвестиций Самарской обл. Дмитрий БОГДАНОВ (на фото) «блеснул» в Москве 28 сентября с докладом о Сергиевском недострое как о перспективном на конгрессе «Российская неделя ГЧП-2020».

Меркушкин работал на века

На VII инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП-2020» 28 сентября в Москве делегация из Самарской обл. делилась опытом реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). Как сообщила пресс-служба правительства: «По итогам 2019 г. область стала безоговорочным победителем, набрав наивысшее количество баллов — 98,7». В тот же день, 28 сентября, на официальном сайте министерства экономического развития и инвестиций (МЭРИ) Самарской обл. был размещен озвученный на конгрессе доклад министра Дмитрия Богданова под названием «ГЧП в Самарской обл.». Среди перспективных проектов ГЧП в Самарской обл. в докладе Богданова было обозначено: «Строительство комплекса по переработке мяса птицы».

Сегодня это, пожалуй, самый бесперспективный проект в формате ГЧП. Причина — колоссальный объем бюджетных средств, закопанных в реальном смысле при т.н. создании нулевого цикла основных мощностей будущего мегаптичника. При губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине в этот проект было вложено почти 3 млрд р. из бюджета Самарской обл. Любому, кто решится прийти сюда с инвестициями, предстоит не только привязывать свой проект под уже реализованные меркушкинскими освоителями фундаменты, но и принять как должное долю Самарской обл. суммой в 3 млрд р. в качестве вклада. Перспектива, способная отпугнуть даже самого безбашенного олигарха. Хотя в РФ таких уже давно не существует.

Мнение независимого чиновника

Комментируя отсутствие инвесторов, и.о. заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Рудольф Ильин еще январе 2019 г. в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» заявлял следующее: «В качестве ключевых причин, обусловивших сложность привлечения инвестора к строительству птицефабрики, выступает удорожание стоимости проекта в связи со значительным ростом курса валют, а также отсутствие с 2017 г. на федеральном уровне государственной поддержки птицеводства» (см. «Хронограф» №3 (696) от 4.02.19).

Следуя логике чиновника, можно предположить, что на данный момент ситуация только ухудшилась. По сравнению с январем 2019 г. курс рубля по отношению к двум основным мировым валютам к текущему моменту упал на 30% (!).

При этом начиная с 2017 г. над трехмиллиардными бетонными фундаментами великой меркушкинской стройки хозяйничают лишь летние суховеи да зимние метели.

Рудольф Ильин мог только мечтать, что спустя полтора года его версию о бесперспективности проекта Сергиевского птичника на 50 тыс. т курятины в год (в изначальном проекте) косвенно подтвердит председатель Банка России (Центробанк, ЦБ РФ) Эльвира Набиуллина. По итогам состоявшегося 23 октября совета директоров Банка России в эфире программы «Деньги на Свободе» на радио «Свобода» экономический публицист Максим Блант прокомментировал принятые решения следующим образом: «Из того, что прозвучало на пресс-конференции главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, обращает на себя внимание несколько моментов. Прогноз по оттоку капитала из страны на этот год ЦБ повысил более чем в два раза — с $25 до 53 млрд». Издание «Новая газета» еще в августе сообщало: «Согласно данным аудиторско-консалтинговой компании «ФинЭкспертиза», совокупная прибыль российского бизнеса по итогам пяти месяцев т. г. сократилась на 67% в годовом исчислении, что стало худшим значением за последние 16 лет.

В итоге более трети компаний получили убыток. Многие эксперты не видят причин для улучшения ситуации. Так, опрошенные Интерфаксом экономисты полагают, что по итогам года падение инвестиций составит 7,7%. В ведомстве Максима Решетникова (министерство экономического развития РФ. – Прим. ред.) ранее сообщали, что спад по итогам года составит 10,4%.» (www.ng.ru/ economics/ 2020-08-23/ 4_7944_ investments. html).

Менее всего хотелось бы верить, что Дмитрий Богданов на посту министра экономического развития и инвестиций Самарской обл. разбирается в экономических реалиях и закономерностях хуже, чем сотрудник министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Рудольф Ильин. Однако если учесть, что именно Богданов, а не Ильин 28 сентября на конгрессе в Москве представлял Самарскую обл. проектом ГЧП в виде мертвого трехмиллиардного фундамента, то многое становится понятным. Хотя в защиту Богданова имеется очень весомый аргумент: «А кто вдруг решил, что он — министр Богданов -был обязан знать содержание доклада перед выступлением на конгрессе?». Тем более что никто его не освистал. Наоборот — даже аплодировали. И не важно, что основа доклада об «инвестиционных преимуществах Сергиевской птицефабрики», вероятно, уже не один год кочует из доклада в доклад министров экономического развития и инвестиций Самарской обл. Министры приходят и уходят на повышение, а персонал министерства не обязан под каждого нового министра сочинять новый спич. Как показывает практика, старый ничем не хуже.

В итоге всех все устраивает: доклад, трибуна, речь, аплодисменты, фуршет, апартаменты, самолет, вокзал, семья. И т.д. по циклу службы. Главное, чтобы проценты росли. Как видно из объявленных 28 сентября в ходе московского конгресса результатов, Самарская обл. в лидерах. Но даже темпы роста заметно уступивших регионов в ходе прошедшего конгресса дали понять: все они «уверенным курсом» идут к славным временам расцвета застоя в СССР. Благо что сегодня о таких крамольных понятиях перестройки, как «приписки» и «хищения госсобственности», нынешние технократы с министерскими портфелями не знакомы по причине молодости. Зато при звуках словосочетаний «перевыполнение плана», «ударными темпами», «выполним и перевыполним» и т.д. (рожденных советской пропагандой задолго до мгновенной переориентации на перестроечные рифмы) у сегодняшних младого-стехнократов глаза начинают гореть с азартом такого же молодого хищника, пока еще не понимающего, с кого можно начать.

До Брежнева им еще расти и расти

Тем не менее если они в качестве образа идеального будущего России рисуют себе в сознании сюжеты из телевизионной пропаганды времен брежневского застоя, то им не мешало бы знать, что и развлечений у дожившего почти до 76 лет генерального секретаря ЦК КПСС (1964-1982 гг.) Леонида Брежнева (1906-1982 гг.) было всего-то ничего: охота, застолье да медсестра с любимыми «колесами». Стоит ли удивляться, что на высокой трибуне под занавес жизни Брежневу приходилось читать с листа доклады, которые готовили ему специалисты, о существовании которых он мог даже не знать. Не говоря уже о том, что при подготовке к выступлению всемогущему Брежневу могли под разными предлогами заботы о здоровье не позволить обсудить с реальными авторами отдельные детали изложенных в докладе тезисов и фактов. Да и кому это было нужно. Речам престарелого и больного Брежнева все аплодировали стоя, а затем появлялись анекдоты. Например, о том, как он стал читать изображение олимпийских колец на титульном листе текста обращения к участникам Олимпиады-80 в Москве: «-(протяжно и гортанно) О, О, О, О... (шепотом его перебивает спрятанный за трибуной помощник) — Леонид Ильич, это читать не надо — это олимпийские кольца, переверните страницу». И все были довольны.

Доклад министра Богданова на общероссийском конгрессе о перспективах давно замороженного и совсем неактуального проекта говорит о многом. К примеру, сегодня уже 41-летнему т.н. технократу Богданову не помешал бы более молодой и сообразительный живой суфлер где-то под трибуной на уровне пояса. Хотя нынешние технократы придумают, как даже такой гаджет использовать не по назначению. Великому Брежневу такое даже и не снилось. Прогресс налицо.