Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (774) | 9 ноября 2020г.
 

Степанов без базы

Функционеру «Единой России» не удалось удержать землю для лидера дорожных подрядов

Георгий Кизельгур

22 октября Арбитражный суд Самарской обл. обосновал отказ в предоставлении в собственность ООО «НПФ «XXI век» с ИНН 6313034520 (НПФ XXI) земельного участка для размещения производственной базы. НПФ-XXI — один из фаворитов департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара (ДГХиЭ) по ремонту дорог. Стокхолдер компании — член партии «Единая Россия» (ЕР) Алексей СТЕПАНОВ (на фото). Его негласный куратор — зампред правительства Самарской обл. Александр ФЕТИСОВ. Оба могут оказаться бессильны перед грядущими претензиями налоговых органов к оборотистой компании.

НПФ-XXI судилось с департаментом управления имуществом г.о. Самара (ДУИ). Делу был присвоен МА55-13388/2020. Компания члена политического совета самарского регионального отделения (СРО) ЕР Алексея Степанова (20% в капитале) требовала признать незаконным приказ ДУИ №2341 от 21 сентября 2018 г. об отказе в предоставлении ей в собственность за плату без торгов земельного участка. Участок площадью 0,82 га с кадастровым номером (КН) 63:01:0113005:525 расположен по адресу: Самарская обл., г. Самара, Железнодорожный р-н, ул. Юзовская, 5.

Степанова в споре с ДУИ поддерживали менее публичные участники НПФ-XXI: Олег Кисаев, Данил Мухин, Владислав Неверов, Алексей Тимофеев (все по 20%). Сопереживал партнерам и негласный куратор успехов НПФ-XXI — заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр Фетисов. Благодаря Фетисову НПФ-XXI хорошо котируется у крупнейших главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). К примеру, сумма контрактов, заключенных НПФ-XXI на дорожно-ремонтные работы в областном центре по линии ДГХиЭ, почти достигла 3 млрд р. Другим ключевым заказчиком НПФ-XXI выступает МБУ «УГЖКХ» Волжского р-на Самарской обл. От этого МБУ фирма Степанова получила свыше 1 млрд р. только за последние два года. Лояльность ГРБС позволила НПФ-XXI показать по итогам 2019 г. выручку в размере без малого 1,4 млрд р. (В 2018 г. выручка компании немного не дотянула до 1 млрд р.)

Впрочем, сильное лобби пока не помогло НПФ-XXI добиться от ДУИ договора купли-продажи нужного участка земли. В обоснование требований заявитель указывал, что на участке находятся объекты недвижимости (здания), принадлежащие ему на праве собственности: контора, несколько складов, ангар, гараж и проходной пункт. Эти нежилые постройки НПФ-XXI приобрело в декабре 2015 г. у ПАО «Ростелеком». ДУИ провел проверку и выяснил, что в ЕГРН в 2017-2018 гг. сведения об указанных объектах недвижимости отсутствовали. Другими словами, на момент подачи НПФ-XXI заявления о предоставлении участка за выкуп без торгов объектов капстроительства, дающих такое право, у заявителя де-юре не было.

Еще одним основанием для отказа стало несоответствие разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении. Согласно данным публичной кадастровой карты, участок имеет вид разрешенного использования «для размещения промышленных объектов», по документам проведен как «база». Однако НПФ-XXI почему-то заявило, что участок нужен для использования «под нежилыми зданиями».

Характерно, что желание НПФ-XXI прихватить землю обострилось вскоре после выездной налоговой проверки общества, завершившейся в июне 2019 г. По сведениям из ИФНС Красноглинского р-на г. Самары, по результатам проверки возникли вопросы к механизмам оплаты труда, практикуемым в компании Степанова.

В связи с чем в период с 16 августа по 16 сентября 2019 г. были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля с допросами работников НПФ-XXI и смежных организации, а также с направлением требований о предоставлении документов аффилированным лицам и основным заказчикам.

По результатам допмероприятий, как следует из материалов арбитражных дел № А55-38308/2019 и А55-38309/2019, возникли подозрения в пользу версии о выдаче сотрудникам НПФ-XXI т.н. «серых» зарплат. Обычно это деньги, которые выдают персоналу в конвертах после их обналичивания. Обеспокоенность НПФ-XXI вниманием налоговиков к процессу освоения бюджетных средств привела к запросу в ИФНС всех материалов допмероприятий, в чем было отказано. Попытки получить бумаги через суды также завершились неудачей. В данный момент в НПФ-XXI, похоже, с волнением ожидают совершенно непредсказуемого решения ИФНС о доначислении налогов в сумме нескольких десятков миллионов рублей. Как правило, именно этим заканчивается глубокий анализ собранных в ходе налоговой проверки документов.

Кстати, в последние месяцы Росфинмониторинг и ФНС России развивают все большую активность в борьбе с «серыми» схемами при работе с бюджетными средствами. В частности, средства, приходящие на счет подрядчика из казны, снабжаются специальным маячком, который подает сигнал надзорным органам при попытке их незаконного обналичивания. Такой сигнал вполне мог поступить в ИФНС и в случае с попытками НПФ-XXI выгодно сформировать фонд оплаты труда.

В любом случае возникновение у ИФНС интереса к схемам НПФ-XXI способно осложнить перспективы Степанова и его кураторов в СРО ЕР. На этом фоне желание пустить «сэкономленные» на дорожных ремонтах деньги на финансирование избрания друзей Фетисова и Степанова в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу может иметь серьезные последствия.