Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (172) | 26 февраля 2007г.
 

Рейдеры сменили тактику

Имидж Газпрома стал инструментом для захвата Тольяттиазота

Павел Соколов

Своей стабильностью и самодостаточностью ОАО «Тольяттиазот» продолжает раздражать московских акул бизнеса. После двухлетней безуспешной осады крупнейшего российского химпредприятия рейдеры предпочли сменить тактику. Выражаясь языком военных, решили ударить по тылам. Для этого был выбран соответствующий инструмент — мощь и, самое главное, имидж государственной компании «Газпром». Доброе имя Газпрома, по замыслу захватчиков, должно будет отвлечь рабочих Тольяттиазота от участия в поддержке президента корпорации «Тольяттиазот» Владимира МАХЛАЯ.

«РЕНОВА» не справилась

Этот замысел более чем наглядно подтверждает то, что сплоченность трудового коллектива Тольяттиазота, поддержка действий своего руководства стали основным препятствием для рейдеров. Люди, начавшие в 2005 г. атаку на Тольяттиазот, не взяли в расчет патриотические настроения рабочих. Они не видели в них потенциальных противников. Для рейдеров это вполне обычное явление, т.к. действуют они против собственников. Отсутствие взаимопонимания между рабочими и руководством рейдерам всегда на руку. Это дает им основания позиционировать себя в качестве носителей перемен. Рабочие, недовольные своим положением, зачастую предпочитают верить заявлениям рейдеров о том, что свержение действующего руководства будет способствовать улучшению их социального положения. Такая тактика срабатывает повсеместно. Но только на Тольяттиазоте она результатов не дала. Наоборот, попытка рейдеров сыграть на чувствах рабочих Тольяттиазота обернулась негативом против них самих. Они явно не ожидали, что рабочие пойдут на митинги, завалят своими письмами все инстанции, вплоть до президента страны.

Это стало мощным индикатором того, что организаторы захвата Тольяттиазота, заручившись поддержкой силовых структур, своими действиями наносят удар по имиджу государственной политики, провозглашенной президентом России Владимиром Путиным. Глава государства неоднократно заявлял о высокой важности социальной ответственности крупного бизнеса за развитие территорий, за проживающих там людей. Своим развитием Тольяттиазот по всем параметрам вписывается в эту идеологию, что лишний раз подчеркивает всю абсурдность ситуации.

Не исключено, что на высшем уровне были предприняты попытки «разобраться с виновниками этого абсурда». Первый раз это выглядело как отлучение главы компании Syntech group Николая Левицкого от тоазовской темы.

Стоит напомнить, что именно с обретения этой компанией 9,1% акций Тольяттиазота в начале 2005 г. началась история борьбы тольяттинского химического гиганта за свою независимость. Помимо Левицкого соучредителем Syntech group значилась Группа компаний (ГК) «РЕНОВА». Это сразу стало причиной для разговоров о том, что интерес к Тольяттиазоту проявляет владелец ГК «РЕНОВА» Виктор Вексельберг. Кое-кто стал подмечать, что Путин не раз демонстрировал знаки расположения Вексельбергу. Не исключено, что тоазовский конфликт вынудил кремлевских идеологов предпринять меры против того, что-бы раскручиваемый в Тольятти образ «Вексельберга-рейдера» не мог отбросить тень на Путина. Возможно, именно это стало причиной того, что официальный представитель ГК «РЕНОВА» Андрей Шторх еще в ноябре 2005 г. распространил заявление о непричастности ГК «РЕНОВА» к действиям вокруг Тольяттиазота. В мае 2006 г. ГК «РЕНОВА» учредила стопроцентную дочку «РЕНОВА-Оргсинтез». А уже в июле того же года Шторх через газету «Коммерсант» заявил: «Мы разошлись с господином Левицким в отношении подходов к ведению химического бизнеса». Т.е. заниматься химией они предпочли без Левицкого. Опираясь на этот комментарий, «Коммерсант» в той же статье указал: «Итоги работы Николая Левицкого вряд ли можно признать успешными. По данным «Коммерсанта», именно по его рекомендации были куплены акции ТоАЗа, но за год владения ими «РЕНОВА» не получила ничего, кроме обвинений в рейдерских захватах химкомбината».

Стоит отметить, что господин Шторх действует весьма избирательно при выборе СМИ для своих комментариев. С «Хронографом» на эту тему он общаться не стал, словно опасаясь, что тольяттинская газета изложит факт отречения ГК «РЕНОВА» от Левицкого не в том ракурсе, как это было нужно ему. Однако в случае с «Коммерсантом» у Шторха такая уверенность, по всей видимости, была. Явно заказной характер этой статьи подчеркивает еще и то, что пресс-центр ГК «РЕНОВА» разместил ее на своем корпоративном интернет-сайте.

Открещиваясь от Левицкого, ГК «РЕНОВА» демонстрировала заинтересованность в том, чтобы к ее новой химической дочке «РЕНОВА-Оргсинтез» не приклеился ярлык «черного рейдера».

Вооружились Газпромом

В начале февраля 2007 г. через тот же «Коммерсант» против Тольяттиазота в очередной раз была вброшена информация провокационного характера. Назвали нового претендента на имущество Тольяттиазота. По версии «Коммерсанта», это ОАО «СИБУР Холдинг», а точнее, его дочерняя компания ОАО «СИБУР Минеральные удобрения». В материале говорится, что в этой компании планируется сосредоточить все активы Газпрома по производству азотных минеральных удобрений. В качестве основного идеолога создания этой компании называется член правления Газпрома, генеральный директор ООО «Межрегионгаз» Кирилл Селезнев. Провокационность этому материалу придает упоминание о том, что в качестве основы формируемого азотного холдинга рассматривается Тольяттиазот. Причем, по сведениям «Коммерсанта», Селезнев по этому поводу якобы даже провел с Владимиром Махлаем переговоры в Лондоне.

Детальный анализ причинно- следственных связей, изложенных в статье «Коммерсанта», указывает на то, что против Тольяттиазота предпринята новая атака. Причем в идеологическом плане она выстроена намного изощреннее, чем раньше.

Главный смысл заключен в ложном посыле: якобы Газпром готов включить Тольяттиазот в свой новый азотный холдинг. На этот раз рейдеры пытаются сделать ставку на социально ориентированный имидж Газпрома. Усилиями центральных телеканалов Газпром приобрел образ едва ли не самого главного защитника интересов простых россиян. Он везде и всюду. И нет никого, кто мог бы что-либо плохое сказать о его работе, о том, что он плохо заботится о благосостоянии россиян. Для тех, кому нужно во что бы то ни стало отвлечь рабочих Тольяттиазота от участия в поддержке руководства завода и Владимира Махлая лично, это может стать достаточно эффективным инструментом. Логика здесь элементарная. Если работники Тольяттиазота сплотились вокруг Махлая, чтобы не допустить на завод «олигарха Вексельберга», то, следовательно, нужно заменить сам раздражитель. Т.е. положительный образ Газпрома оказался в данном случае востребован исключительно для того, чтобы столкнуть трудовой коллектив с руководством Тольяттиазота. После чего «дожать» ситуацию с Тольяттиазотом окажется делом техники.

Однако в Тольятти есть более чем наглядный пример, способный эту на первый взгляд победную идеологию тоже сделать провальной. Не от хорошей жизни рабочие ООО «Тольятти каучук» решились на создание альтернативного профсоюза. Но почему-то там о причастности к Газпрому предпочитают молчать. Хотя в Тольятти больше нет ни одного предприятия, имеющего столь родственное к этой госкомпании отношение.

Способны только отбирать

Между тем есть основания полагать, что Газпром здесь совершенно ни при чем. Дело в том, что 5 февраля совет директоров Газпрома при утверждении повестки дня годового собрания акционеров, которое намечено на 29 июня, согласовал вопрос о выходе Газпрома из состава совладельцев ОАО АК «СИБУР». Более того, Селезнев даже не является членом совета директоров ОАО «СИБУР Холдинг». В связи с чем становится непонятным, на каких основаниях он мог вести переговоры с Махлаем. Тем более что сам Владимир Махлай во время своего недавнего общения по телемосту с персоналом Тольяттиазота полностью опроверг сам факт ведения подобного рода переговоров.

Но, несмотря на это, причастность Селезнева к процессу захвата Тольяттиазота достаточно очевидна. В 2002 г. он стал самым молодым топ-менеджером за всю историю Газпрома. В возрасте 28 лет возглавил департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром», в 2003 г. к этой должности добавился еще статус генерального директора ООО «Межрегионгаз» (стопроцентная сбытовая «дочка» Газпрома). Высказываются предположения, что этими назначениями Кремль расплатился с Геннадием Селезневым (его отец, на тот момент председатель Госдумы) за его политическую пассивность на выборах президента России в марте 2004 г. Несмотря на малый срок работы в Газпроме и со свойственной молодости рвением Селезнев очень быстро начал принимать выгодные для себя решения.

В марте 2003 г. с его подачи на должность вице-президента по реализации продукции на внутреннем рынке ОАО АК «СИБУР» был назначен его друг Дамир Шавалеев, которому на тот момент тоже исполнилось всего 28 лет. В сентябре 2003 г. ему добавили полномочия руководителя дирекции полимеров, каучуков и химволокон СИБУРа. Одной из инициатив Шавалеева стала попытка передать активы ООО «Тольяттикаучук» в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Стоит отметить, что ООО «Тольяттикаучук», являясь структурной единицей холдинга СИБУР, находилось в прямом ведении Шаволеева, в то время как ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в СИБУР не входит. Мотив этой инициативы объясняют тем, что Селезнев в Салаватнефтеоргсинтезе на тот момент, впрочем как и сейчас, занимал должность председателя совета директоров. После неудачной попытки вывести Тольяттикаучук за пределы СИБУРа Шавалеев был уволен из холдинга, но тут же оказался востребованным в должности генерального директора на Салаватнефтеоргсинтезе.

Сегодня СИБУР стоит на пороге глобальной реструктуризации. Руководство холдинга рассматривает варианты избавления от заводов, занятых в глубокой переработке. Это относится к шинным и каучуковым активам СИБУРа. На фоне готовящейся реструктуризации разговоры о желании СИБУРа создать новый химический холдинг выглядят не так убедительно, как этого хотелось бы тому же Селезневу. Хотя в данном случае действия Селезнева в отношении Тольяттиазота можно расценить как попытку запрыгнуть в уходящий вагон.

Стоит напомнить, что в июле 2000 г. газовики уже создавали ЗАО «Агрохимическая корпорация «АЗОТ». В него вошли заводы, контрольными пакетами которых Межрегионгаз завладел в счет погашения долгов по поставке газа. Но тот опыт оказался очень печальным. Корпорация «АЗОТ» быстро развалилась. На что рассчитывают они сейчас, оформляя нечто подобное под вывеской «СИБУР Минеральные удобрения», сказать сложно. Ведь Тольяттиазот долгов перед Межрегионгазом не имеет.

По сути, ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» — это тоже холдинг, который создавался путем поэтапного развития. Как показывает опыт, такой механизм способствует созданию куда более устойчивой конструкции, нежели та, которая получается в результате агрессивно-захватнических амбиций молодых топ-менеджеров Газпрома.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме