Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (172) | 26 февраля 2007г.
 

Парк для АВТОВАЗа

Политическая воля Рособоронэкспорта создала новый импульс для развития Тольятти

Павел Соколов

22 февраля губернатор Самарской обл. Константин ТИТОВ заявил о позитивной роли лоббистских возможностей ФГУП «Рособоронэкспорт», направленных на развитие региона. Речь шла о предстоящем создании в Тольятти уникального по своим возможностям технопарка. По информации президента Группы «АВТОВАЗ» Владимира АРТЯКОВА, силами предприятий, которые составят основу технопарка, будет создано до 20 тыс. новых рабочих мест. Первый вице-мэр г. Тольятти Николай РЕНЦ считает, что строительство технопарка станет мощным импульсом нового развития Тольятти. Объясняя значимость этого импульса, он провел историческую аналогию со строительством в городе автозавода 40 лет назад. Причем столь масштабный проект уже обрел в том числе и политическую опору в лице партии «Единая Россия».

Не хватало авторитета

Идея создания при АВТОВАЗе инновационного технопарка неоднократно озвучивалась еще предыдущим руководством автозавода. Однако все заканчивалось лишь устными заявлениями со ссылкой на передовой опыт мирового автопрома. Именно так бывший председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Каданников пытался заразить местное бизнес-сообщество прелестями кластерной экономики. Все слушали, соглашались, но думали лишь о том, как при минимуме затрат добиться расположенности к своей персоне вазовского начальства. Хотя списывать все только на инертность бизнеса было бы тоже неверно. Проект создания полноценного инновационного технопарка требовал решения целого комплекса проблем, справиться с которыми в одиночку было не под силу даже АВТОВАЗу. И дело здесь не только в вопросах землеотведения, создания коммунально-энергетической инфраструктуры, поиска инвесторов. Для того чтобы от создаваемого технопарка можно было получить хоть какой-то более-менее заметный на фоне гигантских масштабов АВТОВАЗа эффект, нужно было построить, по сути, еще одну промкомзону. Авторитет Каданникова был велик, но не настолько, чтобы стать импульсом к началу серьезных действий. Для такого начинания нужен был куда более мощный толчок, чем увлекательные рассуждения главного вазовца.

Несмотря на свой высокий промышленный потенциал, у Тольятти есть достаточно уязвимое место. Он является тупиковым городом. Располагаясь в регионе, в котором пересекаются основные транспортные коридоры страны, Тольятти оказался от них отрезан. Город с населением под миллион жителей имеет всего один выход на основные транспортные магистрали. Он расположен в его восточной части. В результате чего Тольятти потерял мотивацию к росту в западном направлении. Но, по замыслу проектировщиков прошлых лет, это не должно было стать проблемой. При строительстве обводной дороги и Тольяттиазота были заложены два новых направления транспортных выводов из города. Это железнодорожная ветка в направлении Димитровграда и перспектива строительства моста через Куйбышевское водохранилище в районе с. Ягодного. Оба направления так и не были реализованы.

Импульс от Рособоронэкспорта

Между тем сегодняшние разработчики концепции создания промышленно-технологического парка на территории Тольятти сделали основной упор в том числе и на реанимацию этих транспортных проектов. По их замыслу, это выведет позиции Тольятти на качественно новый уровень как крупного транспортно- логистического центра. Пространственные преимущества города и без того усилены производственно-экономической спецификой территории. Помимо этого город имеет значительный потенциал квалифицированных кадров, обладающих уникальными навыками и технологиями, развитую образовательную базу, научно-техническую инфраструктуру в сфере автомобилестроения. Совокупность всех этих качеств является уникальной предпосылкой для создания в Тольятти крупнейшего в России промышленно- технологического парка.

ФГУП «Рособоронэкспорт», войдя на АВТОВАЗ, сумел сдвинуть данную тему с мертвой точки. «АВТОВАЗ обрел в лице Рособоронэкспорта мощнейшего лоббиста, который имеет возможность и желание стать локомотивом не только для автозавода, но и для региона в целом», — отозвался об инициативе Рособоронэкспорта Константин Титов. Приоритетным направлением производственно- технологической специализации тольяттинского технопарка станут разработка и выпуск высокотехнологичных автокомпонентов для российских и зарубежных компаний. «Деятельность технопарка будет ориентирована на автомобильный кластер Самарской обл. и лидирующую организацию — АВТОВАЗ», — заострил внимание Владимир Артяков. Определяющим фактором здесь является значительная концентрация на данной территории компаний, занятых в автомобильной отрасли. В поставках на АВТОВАЗ завязано более 300 организаций области. В регионе присутствует достаточное количество научно-технических и образовательных организаций, способных подключиться к реализации задач автопрома. Это касается не только производства, но также и совместного проектирования узлов и компонентов новых автомобилей. «Сегодня поставщики практически не принимают участия в научно-технических и опытно-конструкторских работах (НИОКР). Они просто тиражируют вазовские разработки. Если мы создадим совместными усилиями условия для того, чтобы поставщики вместе с АВТОВАЗом принимали участие в реализации НИОКР, то мы будем иметь максимальную синергию», — раскрыл всю глубину проблемы исполнительный директор ОАО «АВТОВАЗ» Виталий Вильчик.

Нужно понимать, что развитие производства автокомпонентов на территории Самарской обл. отвечает долгосрочным стратегическим целям развития национальной экономики. «Промышленный комплекс области может и должен стать одним из центров обеспечения комплектацией для российских производителей, а также для крупных зарубежных компаний. В том числе и для тех, которые открывают свои сборочные производства на территории Росиии», — обрисовал картину глобальных перспектив данного начинания Владимир Артяков. Создание технопарка будет сориентировано на разработку и производство автокомпонентов нового поколения. Этому будет способствовать использование накопленного научно-технического потенциала университетов, конструкторских организаций, малых инновационных предприятий региона.

Политическая опора

В целях наиболее полного использования имеющегося потенциала и диверсификации производства на территории парка планируется размещать компании, специализирующиеся на выпуске продукции отраслей, которые играют значительную роль в экономике Тольятти, а также вновь создаваемых. Среди них нефтехимическая промышленность, авиационно-космический сектор, медицина, энергоэффективные технологии и др. При этом соотношение производственно-технологических площадей парка между блоками отраслевой специализации — автомобильного и неавтомобильного профиля — будет зависеть от приоритетов в части разработки и производства автокомпонентов.

«Роль правительства области и мэрии Тольятти в создании этого технопарка заключается в разработке его проекта, отведении земельного участка и приобретении дополнительных участков у их собственников, финансировании строительства коммунальной инфраструктуры, привлечении бюджетных инвестиций, обеспечении механизма упрощенного порядка разрешительных процедур», — обозначил сектор ответственности в данном проекте органов местной и региональной власти первый вице-мэр Тольятти Николай Ренц.

Немаловажным в данном начинании является также и то, что в лице партии «Единая Россия» проект обрел политическую опору. Причастность партии здесь носит вовсе не декоративный характер. Учитывая, что реализация проекта во многом зависит от скоординированности действий людей, относящихся к разным группам социальной ответственности (чиновники как местного, так и регионального уровня, руководство крупных компаний, бизнесмены), именно политическая партия «Единая Россия» может взять на себя роль основного дисциплинирующего звена.

Обсудить на форуме