Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (773) | 2 ноября 2020г.
 

Сюрприз напоследок

Шиянов заработал на ликвидируемом ООО «Завод керамзитового гравия»

Георгий Кизельгур

2 октября Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил иск Андрея МАЛЮТИНА к Леониду ШИЯНОВУ о расторжении договора и взыскании суммы в размере более 4 млн р. Формально обычная деловая ситуация развивалась на фоне показательных событий. Так, было ликвидировано некогда одно из градообразующих предприятий г.о. Октябрьск ООО «Завод керамзитового гравия» (ЗКГ).

ЗКГ образован в декабре 1996 г. Уставный капитал ЗКГ составлял 6 млн р. По данным ЕГРЮЛ, Леонид Шиянов выступал единственным учредителем и генеральным директором предприятия. Как об учредителе сведения о Шиянове были внесены в реестр в марте 2015 г., как о руководителе — в январе 2016 г. Еще несколько лет назад ЗКГ оценивали как одно из градообразующих для Октябрьска предприятий. Единственной его проблемой источник называл сложности с поиском площадки для строительства нового цеха. В 2013 г. отмечали выросший объем заказов на ЗКГ, планы по расширению завода, созданию собственной строительной компании, увеличению рабочих мест, вложению в инвестиционные проекты (см. «Хронограф» №12 (582) от 18.04.16).

Тем не менее в том же 2016 г. началась и история, за которой последовал иск Андрея Малютина. Делу был присвоен №А55-1163/2020. Малютин требовал расторжения договора купли-продажи доли в уставном капитале ЗКГ от 5 июля 2016 г., удостоверенного нотариусом Ириной Корсун.

Малютин указывал на то, что 5 июля 2016  г. был заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале ЗКГ. В соответствии с пунктом 1 договора Леонид Шиянов продает, а Андрей Малютин покупает часть доли, принадлежащей Шиянову в уставном капитале. Размер принадлежащей Шиянову доли в уставном капитале составляет 100%. Размер отчуждаемой части доли составляет 67%. Полномочие на распоряжение указанной долей в уставном капитале принадлежит Шиянову. Расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора.

Показательно, что согласно п. 14 договора Шиянов гарантирует, что до подписания договора указанная доля в уставном капитале никому другому не продана, не подарена, не заложена, не обременена правами третьих лиц, в споре и под арестом (запрещением) не состоит.

ЗКГ с конфликтом ушел в прошлое
ЗКГ с конфликтом ушел в прошлое

Из материалов дела следует, что 7 июля 2016 г. в целях реализации прав собственников нотариус обратилась с заявлением в Межрайонную инспекцию (МРИ) ФНС по Красноглинскому району г. Самары для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице. Однако в осуществлении регистрации перехода права МРИ было отказано. Запрет на совершение регистрационных действий был наложен 12 июля 2016 г. на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП г. Октябрьска УФССП по Самарской обл. Позднее, 24 августа 2018 г., в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности ЗКГ в связи с его ликвидацией на основании определения суда о завершении конкурсного производства в рамках дела №А55-16068/2016.

Изначально, 4 июля 2016 г., заявление о признании ЗКГ несостоятельным поступило в суд от самого предприятия. Однако 4 августа 2016 г. было возбуждено производство по заявлению Александра Кубрака, Нины Щерблюк, Николая Бевз, Марины Лепихиной, Николая Емельченко, Игоря Глухова, Марии Смертиной, Игоря Мегрикова, Дениса Федорова о признании ЗКГ несостоятельным. 26 августа 2016  г. производство по заявлению ЗКГ было прекращено.

Как следует из материалов дела, все указанные заявители состояли в трудовых отношениях с ЗКГ, в связи с чем им была начислена заработная плата, которая впоследствии не была выплачена. У ЗКГ образовались задолженности по оплате труда и иных выплат в отношении заявителей, установленные судебными приказами мирового судьи судебного участка №70 судебного района г. Октябрьска.

В реестр требований кредиторов во вторую очередь были включены 10 кредиторов с общей суммой задолженности около 1,4 млн р., в третью очередь — 4 кредитора с общей суммой задолженности около 19,4 млн р. 20 января 2017  г. в отношении ЗКГ было введено конкурсное производство.

Имущество ЗКГ, находившееся в конкурсной массе, было реализовано. Произведена государственная регистрация перехода прав на объекты недвижимого имущества, реализованные в ходе производства. Требования кредиторов по текущим обязательствам удовлетворены в полном объеме. Требования кредиторов второй очереди удовлетворены в размере 35,61% (требования работников по заработной плате — 100%). Требование залогового кредитора удовлетворено в размере 100%. 26 июня 2018 г. конкурсное производство в отношении ЗКГ было завершено.

В этой ситуации не может не появиться вопросов о том, исходя из каких соображений Шиянов продавал долю в уставном капитале в указанных условиях, а также как Малютин проверял информацию о положении ЗКГ перед совершением сделки?

По мнению Малютина, так или иначе, он был лишен того, на что рассчитывал в момент заключения договора, а именно возможности извлечения дохода от деятельности предприятия. Суд отметил, что, поскольку на момент обращения с заявлением в МРИ о внесении изменений в ЕГРЮЛ был наложен запрет на регистрационные действия, а впоследствии ЗКГ был ликвидирован, Малютин не имел и не имеет возможности осуществить регистрацию перехода права собственности и тем самым реализовывать правомочия собственника.

Судом принято решение расторгнуть договор, взыскать с Леонида Шиянова в пользу Андрея Малютина сумму сделки, а также нотариальные расходы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.