Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (773) | 2 ноября 2020г.
 

АСВ стучится в дверь

Развееву пора пересмотреть принятые при Артякове ценности

Георгий Кизельгур

20 октября конкурсный управляющий ОАО Банк «Приоритет» в лице ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) обратилось с новым иском к бывшему президенту ПФК «Крылья Советов» (2010-2011 гг.) Виктору РАЗВЕЕВУ (на фото). Всего у неудачливого банкира и футбольного функционера, признанного банкротом, государство готовится забрать свыше 185 млн р. В т.ч. недвижимым имуществом. Странно, но Развеев будто продолжает жить в эпоху губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира АРТЯКОВА, продолжая мнить себя птицей высокого полета. Сегодня совершенно иные реалии, когда для сохранения активов необходимо публично отражать атаки.

Свежий иск банка «Приоритет» к бывшему акционеру Развееву поступил в Арбитражный суд Самарской обл. 20 октября. Делу присвоен №А55-28849/2020. Кредитное учреждение, ведомое сегодня АСВ, потребовало взыскать с Виктора Развеева и Владимира Васякина 60,8 млн р. Основание иска пока не раскрыто. Вероятнее всего, обязательство возникло в 2014 г. за несколько месяцев до отзыва у «Приоритета» лицензии на совершение банковских операций и признания его банкротом (см. «Хронограф» №31 (518) от 06.10.14).

В пользу версии, что Васякин -всего лишь номинал, неспособный погасить предъявленное банком требование, говорит то, что он с 2010 г. возглавлял торговавшую топливом фирму ООО «Росфинконсалт» с ИНН 6319141575 (РФК). Единственным участником РФК с момента основания в 2007 г. и до ликвидации в декабре 2017 г. числился сын Виктора Развеева Дмитрий Развеев.

27 марта 2014 г. «Приоритет» заключил с Васякиным кредитный договор на сумму почти 81 млн р. под 16% годовых со сроком погашения 25 сентября 2014 г. Поручителем по кредиту выступил сам Виктор Развеев. Как выяснилось в дальнейшем, заемщик не собирался исполнять обязательства. Похоже, таким незамысловатым образом деньги, взятые Васякиным, могли быть выведены в пользу Развеева.

30 сентября 2014 г. «Приоритет» лишился лицензии, 30 октября того же года был признан банкротом. АСВ на правах конкурсного управляющего занялось взысканием с должника и поручителя. По состоянию на 23 марта 2017 г. размер требований к ним превышал 133 млн р. Чуть позже АСВ ожидаемо сосредоточилось на Развееве, поскольку тот «непосильным банкирским трудом» нажил достаточно ликвидное имущество.

30 марта 2017 г. Развеев был признан банкротом, а 22 июня 2017 г. в реестр требований его кредиторов было включено требование «Приоритета» на сумму свыше 124,5 млн р. Узаконить это требование АСВ удалось только спустя два с половиной года: точку в споре в ноябре 2019 г. поставил Арбитражный суд Поволжского округа (АСПО, кассационная инстанция).

Последним препятствием для АСВ на пути к активам Развеева оставался кредитор Алексей Сивачев. Его требование в размере 141,5 млн р. проистекает из долговой расписки от 1 января 2013 г. По ней Развеев якобы получил от Сивачева 100 млн р., на которые тот позже насчитал проценты в размере 30 млн р. и неустойку в размере 11,5 млн р. По всей видимости, за счет формирования этого сомнительного обязательства была реализована типовая схема перехвата контроля над процедурой банкротства лояльными банкроту лицами (см. «Хронограф» №33 (769) от 05.10.20).

С Сивачевым АСВ мучилось три года. Он не являлся на собрания кредиторов, чтобы решить вопрос с продажей имущества Развеева, хотя чаще всего был надлежащим образом уведомлен лично (см. комментарий). В единственном состоявшемся собрании принимал участие представитель Сивачева. И хотя финансовый управляющий Развеева Юрий Берестнев утверждает, что вопросы, непринятие решений по которым затягивало бы привлечение должника к ответственности по обязательствам перед АСВ, на собраниях не выносились, процесс все равно буксовал.

В итоге АСВ почти вплотную приблизилось к тому, чтобы вытолкнуть мешающего Сивачева из реестра кредиторов. 20 октября АСПО после долгих мытарств вернул дело о признании передачи денежных средств от Сивачева к Развееву по расписке от 1 января 2013 г. недействительной на новое рассмотрение в первую инстанцию. Арбитражному суду Самарской обл. в мотивировочной части постановления АСПО сделаны недвусмысленные намеки на то, что передачи якобы не состоялось. Раз так, то Сивачев не может быть кредитором.

Ожидается, что пересмотр, если Развеев не предпримет действий по защите своих интересов в публичной плоскости, завершится переходом процедуры его банкротства под контроль АСВ со всеми вытекающими. На карандаше у конкурсного управляющего элитная недвижимость, которую Развеев, руководствуясь привычными для него келейными методами решения вопросов, рискует потерять навсегда.

В целом создается впечатление, что Развеев, что называется, «застрял в нулевых», которые в Самарской обл. прочно ассоциируют с губернатором Владимиром Артяковым, первым заместителем генерального директора (2004-2007 гг., с 2012 г.) госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. При губернаторе Артякове бизнес и общественное положение Развеева достигли своего расцвета. Он стал акционером Банка «Приоритет», завладел долями в нескольких предприятиях, крупными земельными участками. Параллельно Развееву было доверено курировать денежные потоки, перетекавшие в «Крылья Советов» из областного бюджета, а далее, видимо, оседавшие в нужных карманах. С 2010 по 2011 г. он находился в эпицентре событий, являясь президентом футбольного клуба. В таких обстоятельствах сложно было не заразиться ценностями, которые привнесла команда Артякова. Например, осознанием собственного величия, граничащего со снобизмом.

После смены власти в регионе Развеев по инерции продолжил считать себя птицей высокого полета, не реже раза в год демонстрируя позывы к возвращению на руководящие посты в «Крылья». Крах «Приоритета», похоже, не заставил его адаптироваться к меняющимся реалиям. Сегодня они таковы, что ожидать сюрпризов можно не только от назойливых провластных кредиторов, но и от вроде бы верных партнеров по спорту и заколачиванию денег, берущих тебя в советники с расчетом выставить против московского ига, оккупировавшего футбол (см. «Хронограф» №35 (771) от 19.10.20).

Комментарии

Юрий БЕРЕСТНЕВ, финансовый управляющий Виктора Развеева

- Мне известен только один адрес Сивачева А.А., который представлен в материалах дела о банкротстве Развеева В.Б. В большинстве случаев уведомления о вручении заказных писем, направленных финансовым управляющим в адрес Сивачева А.А., свидетельствуют о получении последним писем лично.