Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (770) | 12 октября 2020г.
 

Проблемный аэропорт

Вексельберг рискует не получить деньги с АО «Компакт»

Сейдамет Абреков

30 сентября продолжился судебный спор между ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» и АО «Компакт», предметом которого стали нюансы строительства нового терминала аэропорта. Ранее суд первой инстанции вынес решение, по которому подрядчик — «Компакт» должен выплатить аэропорту примерно 218 млн р. Однако эти средства аэропорт, входящий в Группу «Ренова», одним из бенефициаров которой является Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ (на фото), может не получить. АО «Компакт» вступило в банкротство.

30 сентября прошло очередное заседание Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в рамках рассмотрения жалобы АО «Компакт» на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 9 июля 2020 г. по делу МА56-14870/2016. Предметом судебного процесса является модернизация аэропорта «Курумоч», в частности, строительство нового терминала с объектами сопутствующей инфраструктуры. По договору генерального подряда с ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» эти работы проводило АО «Компакт». Генеральным директором АО «Компакт» в момент строительства нового терминала аэропорта был Климента Касрадзе.

В рамках судебного процесса ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» (входит в Группу «Ренова», бенефициаром которой считается Виктор Вексельберг) первоначально взыскивало с АО «Компакт» 777 млн р. — неустойки по договору генерального строительного подряда от 10 июня 2013 г. №57/2013-ГП/МАК (см. «Хронограф» №26 (596) от 12.09.16). Судебный процесс стартовал еще в 2015 г. на площадке Арбитражного суда Самарской обл. Делу был присвоен МА55-29910/2015. Сейчас аэропорт «Курумоч» имеет иную организационно-правовую форму, а именно АО.

Аэропорт неоднократно уточнял заявленные требования. С учетом последних принятых судом уточнений аэропорт «Курумоч» просил взыскать с «Компакта» 800,978 млн р. неустойки и 69,145 млн убытков по вышеназванному договору. «Компакт» выдвинул встречные требования (с учетом последних уточнений, принятых судом), в частности, о взыскании с аэропорта 47 млн р. задолженности по договору, 185,57 млн р. гарантийных удержаний, 284,991 млн р. стоимости дополнительных работ, 186,995 млн р. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Было назначено три судебные экспертизы, проведение которых было поручено экспертам Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. В ходе судебного процесса выяснилось: «Цена договора составляет 4,004 млрд р. (включая НДС 18%), является твердой и не подлежит увеличению или уменьшению в связи с изменениями стоимости рабочей силы, материалов, оборудования, иными составляющими цены работ, предусмотренными или не предусмотренными расчетом цены работ, колебаниями курса валют или по иным поводам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или договором. Подрядчик не имеет права на дополнительную оплату, даже если конкретный элемент, часть работ или часть затрат не были включены в расчет цены работ». Видимо, исходя из подобного условия и были произведены расчеты между сторонами. «Аэропорт оплатил работы по договору на общую сумму 3,757 млрд р. Не уплачены сумма гарантийных удержаний в размере 200,244 млн р. и стоимость работ в размере 47,046 млн р.», — сообщается в решении суда.

«Компакт» нарушил сроки выполнения работ по договору, а также выполнил часть работ с недостатками. При этом, как стало известно из решения суда: «В ходе рассмотрения спора произошло обрушение части кровли объекта, в связи с чем аэропорт подал иск о понуждении к уменьшению цены договора на стоимость недостатков по устранению данного повреждения. Делу был присвоен МА56-90659/2018... Данный дефект был частично признан подрядчиком, его вина подтверждена заключением судебной экспертизы, однако никаких мер по исполнению своих гарантийных обязательств по устранению возникшего дефекта общество не приняло.

Доказательства отсутствия у подрядчика соответствующих технических возможностей, иных обстоятельств, которые могут быть приняты во внимание, не представлены».

Что касается встречного иска «Компакта», то доводы подрядчика были оценены судом. «Требование общества о взыскании 185,57 млн р. гарантийных удержаний подлежит удовлетворению», — решил суд. В результате суд первой инстанции решил взыскать с АО «Компакт» в пользу аэропорта «Курумоч» 600,7 млн р. неустойки и 4,8 млн р. убытков. По встречному иску было решено взыскать с аэропорта в пользу «Компакта» 40,1 млн р. задолженности, 185,5 млн р. гарантийных удержаний, 120 млн р. -оплаты за дополнительные работы, 40,2 млн р. — процентов за пользование чужими денежными средствами, 1,3 млн р. — расходы на оплату экспертизы.

Получается, что баланс требований сложился в пользу аэропорта в размере примерно 218,4 млн р. Что, видимо, и сподвигло АО «Компакт» подать апелляционную жалобу. Также стоит отметить, что апелляционная жалоба поступила от ООО «Главинстрой». При этом в производстве Арбитражного суда г. Санкт-Петербуга и Ленинградской обл. имеется дело МА56-11178/2016 о признании АО «Компакт» несостоятельным (банкротом). Судя по всему, это обстоятельство серьезно осложнит процесс взысканий с компании. Таким образом, окончательную точку в истории строительства нового терминала аэропорта «Курумоч» ставить пока рано.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.