Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (762) | 13 июля 2020г.
 

«Скользкие» дороги

Строителей «Кошелев-проекта» могут покарать за картельный рецидив

Андрей Неретин

1 июня управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской обл. (УФАС) сообщило о возбуждении нового дела в отношении ЗАО «ППСО АО «Авиакор» и АО «СЗ Кошелев-Проект Самара». Обе компании входят в Корпорацию «Кошелев», которую возглавляет председатель комитета по строительству Самарской губернской думы (СГД) Владимир КОШЕЛЕВ. На этот раз надзорный орган усомнился в честной конкурентной борьбе за муниципальные контракты на строительство дорог. За «серийный сговор» застройщикам грозят многомиллионные штрафы и уголовное преследование.

В отношении ППСО АО «Авиакор» и «СЗ Кошелев-Проект Самара» возбуждено новое антимонопольное дело. Компании заподозрены в нарушении п. 2 ч. 1 ст. И ФЗ «О защите конкуренции». Согласно п. 2 ч. 1 ст. И ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, направленные на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

«Антиконкурентная модель поведения компаний при участии в торгах по выполнению дорожностроительных работ привела к поддержанию цен на них. Общая сумма контрактов составила 1,2 млрд р. Антимонопольный орган собрал доказательства картеля», — говорится в официальном сообщении УФАС. При этом ведомство напомнило, что в марте текущего года УФАС признало ППСО «АО «Авиакор», СЗ «Кошелев-Проект Самара», МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского р-на Самарской обл. нарушившими все тот же п. 2 ч. 1 ст. И ФЗ «О защите конкуренции». Тогда антимонопольное ведомство пришло к выводу, что организации своими действиями ограничили конкуренцию на четырех аукционах на строительство двух школ и двух детских садов, получив доход 1,3 млрд р.

При этом выяснилось, что подрядчики приступали к выполнению работ еще до подведения итогов аукционов.

«Компании привлекаются антимонопольным органом не в первый раз. Если картель на торгах будет доказан, то каждую организацию, участвовавшую в антиконкурентном соглашении, ждет административный штраф в размере до 50% от начальной (максимальной) цены контракта. Материалы антимонопольных дел будут направлены в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности виновных должностных лиц», - прокомментировал начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Пока УФАС не раскрывает информацию о том, какие именно торги и на строительство каких дорог стали предметом пристального внимания со стороны надзорных органов. Впрочем, многие тендеры, в которых участвовали компании из «Корпорации Кошелев», действительно сопровождались конфликтами. Показателен следующий пример. Главное управление организации торгов Самарской обл. 3 ноября 2017 г. объявило о проведении электронного аукциона по поиску подрядчика на выполнение строительных работ по объекту: «Кошелев-Проект» Дорога А-18/2 Самарская обл., Волжский р-н, в районе п.г.т. Смышляевка». В перечень работ входили земляные работы, устройство фундаментов и оснований, устройство дорожной одежды автомобильных дорог и благоустройство. Начальная (максимальная) цена контракта была объявлена в размере 65 млн р. Срок выполнения работ — до 25 декабря 2017 г. По данным сайта госзакупок, 20 ноября 2017 г. поступило три заявки. В их числе были ППСО АО «Авиакор» и СЗ «Кошелев-Проект Самара». Итоги аукциона были подведены 29 ноября 2017 г. Победителем было признано ППСО АО «Авиакор».

За несколько дней до этого, 17 ноября 2017 г., в УФАС поступила жалоба на проведение торгов. Обратился директор ООО «ОПТ-СНАБ» (г. Тольятти) Вадим Постников. В своей жалобе он указал на ряд нарушений действующего законодательства при проведении закупки. «При проведении анализа становится очевидным, что с технологической точки зрения работы, указанные в сметном расчете, в установленный договором срок быть выполненными не могут. Не исключаем возможности того, что работы по данному объекту уже ведутся, а данный аукцион размещен в единой информационной системе для заключения контракта с заранее известным подрядчиком. Предполагаем, что это будет ППСО АО «Авиакор», — сказано в жалобе. Кроме того, жалоба содержала фотоснимки участка дороги, на строительство которого заключался контракт. Под одним из снимков подписано: «На снимке видно, что земляные работы по устройству дорог уже выполняются». Под другим снимком отмечено: «Данная фотография сделана в августе 2017 г. На ней видно, что песок для устройства дорог уже утрамбован, а строительная техника уже производит работы. Полученная информация свидетельствует о том, что работы уже ведутся, а контракт на выполнение данных работ еще не заключен». В связи с этим Вадим Постников просил провести выездную проверку.

УФАС 28 ноября 2017 г. вынесла решение, признав частично обоснованной жалобу «ОПТ-СНАБ». «Комиссия Самарского УФАС России приняла решение о передаче материалов по данному доводу жалобы в соответствующее структурное подразделение Самарского УФАС России», — сказано в решении.

Вполне возможно, что основу нового дела о «картельном сговоре» составляют эпизоды, подобные вышеописанному случаю.