Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (169) | 5 февраля 2007г.
 

Капкан для культуры

Реформа отрасли может лишить горожан объектов культуры и искусства

Светлана Шатова

30 января на заседании постоянной комиссии по муниципальному имуществу депутаты гордумы потребовали проверить хозяйственную деятельность ОАО «Дворец культуры «Тольятти». Требования депутатов связаны с преднамеренным занижением балансовой стоимости ДК, которая снизилась за 2005 г. с 198 млн. р. до 50 млн. р. Подобные обстоятельства наводят на мысль о подготовке объекта к продаже. По мнению экспертов «Хронографа», ситуация в отрасли культуры может усугубиться с принятием ФЗ «Об автономных учреждениях». Теперь у городских чиновников появится возможность законным образом избавиться от ряда творческих коллективов и подготовить почву для приватизации наиболее привлекательных объектов социокультурной деятельности города.

Культурная ломка

Принятие закона «Об автономных учреждениях» позволит начать широкомасштабную реформу отрасли культуры, в ходе которой многие государственные и муниципальные учреждения могут оказаться невостребованными. Примечательно, что в процессе подготовки и прохождения процедуры одобрения в Государственной думе закон «Об автономных учреждениях» вызвал многочисленные протесты со стороны оппозиции. Российские деятели науки, культуры и искусства заявляли, что принятие такого закона «приведет к бесплатной приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений науки, культуры и спорта». Однако в середине октября 2006 г. законопроект получил одобрение депутатов Госдумы и был направлен на подпись к президенту РФ. Закон «Об автономных учреждениях» предусматривает переход государственных и муниципальных учреждений культуры на коммерческую основу, но в ущерб существующему ныне стабильному и гарантированному получению средств из бюджетов различных уровней.

Необходимо отметить, что в Тольятти попытки реформирования отрасли предпринимались неоднократно. Инициативы принадлежали директору департамента культуры г. Тольятти Владимиру Колосову (на фото) и директору департамента финансов Валерию Кушнареву. 28 сентября 2005 г. в своем докладе о финансовой политике на 2006 г. Кушнарев отметил, что реформу бюджетной сети необходимо вести по двум направлениям. Первое — создать для бюджетных учреждений более жесткий режим контроля всех внебюджетных доходов. Иначе говоря, ввести казначейскую систему, которая будет ограничивать деятельность учреждений в части распоряжения полученными ими доходами. Второе — создать «возможность для преобразования бюджетных учреждений в другие организационно-правовые формы — в автономные некоммерческие организации». По разумению Кушнарева, такие организации не будут входить в реестр получателей бюджетных средств. У них будут свои банковские счета. По их обязательствам не будет нести ответственность бюджет. Таким образом, городские власти были готовы еще в начале 2006 г. снять с себя субсидиарную ответственность за финансирование отрасли, которая до этого не имела опыта существования без гарантированного бюджета. Стоит напомнить, что в том же 2006 г. Колосов в рамках реформирования отрасли пытался запустить проект по созданию агентства социокультурной деятельности. Цель агентства — «более рациональное использование бюджетных средств и материальных ресурсов», уход от диктата казначейства. Речь шла об объединении нескольких муниципальных учреждений — МУК «ДЦ «Русич», МУК ДК «Истоки», МУКиИ «Тольяттинская филармония», МУИ «Театр юного зрителя г. Тольятти», МУИ «Театр кукол «Пилигрим», МУП «Парк культуры и отдыха Комсомольского р-на». Против объединения объектов, у которых «абсолютно разные направления и задачи», выступили многие руководители. Для них это значило бы потерять идентичность предприятия и фактически утратить статус руководителя.

Тогда же в городских СМИ была озвучена информация о том, что объединение муниципальных учреждений делается для их дальнейшей приватизации.

Правда, речь об этом шла в официальном издании мэрии. Следовательно, решающую роль в отклонении проекта сыграло не мнение руководителей учреждений и общественности города. Совершенно очевидно, что инициатива Колосова шла вразрез с интересами других структур муниципалитета. Чиновники ждали принятия документа, который позволит уже на за- конных основаниях изменить систему распределения бюджетных средств и освободиться от учреждений культуры, признав их финансовую несостоятельность.

Естественный отбор

Согласно закону автономные образования будут действовать наряду с существующими муниципальными объектами культуры и искусства. Организации, избравшие форму бюджетного учреждения, останутся на гарантированном финансировании, но будут лишены свободы хозяйственной деятельности. Автономные учреждения получат свободу в вопросах финансовой деятельности и распоряжения имуществом, которое закрепляется за ними на правах оперативного управления. Бюджетное финансирование будет осуществляться только при получении социального заказа учредителя. Получить заказ можно будет только на конкурсной основе. Таким образом, средства за оказанные услуги будут составлять фиксированный минимум бюджета автономных учреждений. Эти средства будут распределяться на заработную плату коллектива, оплату коммунальных услуг, транспорт и прочие нужды. Решающую роль в формировании этого бюджета будет играть объем муниципального заказа.

Комментируя «Хронографу» ситуацию, Владимир Колосов отметил, что заказ будет основываться на мониторинге, который позволит определить востребованный горожанами объем услуг по культурно-досуговой и образовательной деятельности. «Мы оплачиваем 45 концертов симфонического оркестра филармонии, — заметил глава департамента. — Коллектив спрашивает: нельзя ли получить заказ на 90 концертов? А 90 концертов нам не нужно. Мы посмотрели два концерта в месяц плюс еще какие-то мероприятия. Все остальное они должны зарабатывать сами. Для этого им предоставлены здание и материально-техническая база». Таким же образом, по словам Колосова, заказ будет формироваться и для других объектов социокультурной деятельности.

Однако это совсем не означает, что его получат именно муниципальные учреждения. «Если необходимую услугу, — пояснил Владимир Аркадьевич, — оказывает акционерное общество ДК «Тольятти» и цена этой услуги будет ниже той, что предлагает муниципальное учреждение, разумеется, предпочтение будет отдано первому объекту». Высказывание Владимира Колосова невольно наводит на мысль об интересе городских чиновников относительно экономической ситуации, сложившейся в ДК «Тольятти» в настоящее время.

В числе других конкурентов на муниципальный заказ — творческие коллективы некоммерческого сектора, существующие на базе лицеев, училищ и институтов. Сегодня, по словам руководителя департамента культуры, нарабатываются нормативные документы по присвоению статуса муниципальных некоммерческих организаций. Этот статус будет присваиваться творческим коллективам на один год и даст возможность финансироваться из бюджета города. Такой опыт уже существует с театром «Дилижанс».

Таким образом, можно предположить, что в результате обострившейся конкуренции на рынке культурных услуг не все ныне действующие муниципальные учреждения найдут дополнительные источники дохода и смогут конкурировать с коммерческими предприятиями. Произойдет естественный отбор, в результате которого часть муниципальных учреждений окажется невостребованной и, следовательно, неспособной заработать средства для нормального функционирования.

Туманная перспектива

Есть основания полагать, что чиновников сегодня заботит не столько будущее отрасли, сколько состояние объектов недвижимости. По словам директора МУК «ДЦ «Русич» Надежды Бобылевой, на 2007 г. выделено дополнительно 30 млн. р. Скоро откроется зрительный зал досугового центра. На 2008 г. запланированы фасадные работы. В настоящее время продолжается реконструкция филармонии. По словам директора МУИ «Театр юного зрителя г. Тольятти» Владимира Коренного, подготовлен проект реконструкции ТЮЗа. Стоимость проекта 20 млн. р. В этом году необходимо освоить 4,5 млн. р. Кроме того, 1,6 млн. р. выделено на реконструкцию здания театра кукол. Подобная забота о внешнем виде городских объектов, безусловно, радует. Однако совершенно очевидно, что интерес для чиновников представляют не творческие коллективы, вытягивающие средства из городской казны, а объекты недвижимости, имеющие в большинстве своем удачное месторасположение.

Заключительным этапом реформирования отрасли может стать целенаправленная работа по «рациональному» использованию освободившихся зданий. Данный сценарий имеет все шансы быть реализованным в силу того, что не все коллективы сумеют выжить в условиях «свободы выбора» между коммерческой самостоятельностью и статусом муниципального учреждения без права зарабатывать деньги на стороне. Подобные меры могут нанести удар по состоянию отрасли, привести к банкротству предприятий. Дальнейшие события могут развиваться согласно прогнозу, озвученному российскими деятелями науки, образования и культуры.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме