Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (169) | 5 февраля 2007г.
 

Увековечить память

Городскую площадь назовут в честь Виктора Полякова

Борис Кротов

30 января в топонимическую комиссию г. Тольятти поступило ходатайство о присвоении одной из городских площадей имени первого генерального директора Волжского автомобильного завода (ВАЗ), почетного гражданина г. Тольятти Виктора ПОЛЯКОВА (на фото). С такой идеей выступила инициативная группа во главе с депутатом думы г. Тольятти (ТГД) Дмитрием САВЕНКОВЫМ.

Присвоение улицам и площадям имен людей, внесших значительный вклад в развитие города, имеет своей целью сохранение памяти о тех, кого принято называть «героями нашего времени». Для г. Тольятти одним из таких героев является первый генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков. Недавно в городе была создана инициативная группа, решившая подарить имя Полякова площади, располагающейся в границах улиц Юбилейной, Фрунзе и Революционной, южнее Дворца культуры и техники ОАО «АВТОВАЗ». Такая идея возникла не случайно. Даже самое краткое перечисление заслуг Виктора Полякова займет немало времени и места. Напомним лишь самые значимые моменты его долгой и нетривиальной жизни.

Виктор Поляков родился 3 марта 1915 г. в г.Томске. Свою трудовую жизнь он начал в 15-летнем возрасте. Работал учеником слесаря, слесарем, техником, мастером, заместителем начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. В 1938 г. без отрыва от производства закончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.

Но вскоре началась война. С июля 1941 г. по май 1945 г. Виктор Николаевич находился в армии. Его воинское звание — инженер-майор. Служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941-го был ранен и месяц лечился в госпитале г. Омска. Фронтовые заслуги Виктора Полякова отмечены орденами Красной Звезды (1945 г.), Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» (1943 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «За оборону Советского Заполярья» (1947 г.).

С 1946 г. Виктор Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей. Исключительная работоспособность, деловитость, инженерный талант способствовали выдвижению Виктора Николаевича в число крупных организаторов производства. В эти годы он назначался директором завода, первым заместителем председателя, а затем председателем Мосгорсовнархоза. В 1966 г. Поляков был назначен генеральным директором строящегося ВАЗа, при этом он одновременно являлся заместителем министра автомобильной промышленности СССР.

Под руководством Виктора Полякова завод был создан в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 г.): строительство началось в январе 1967 г., а уже в апреле 1970-го на главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ-2101. Первый гендиректор ВАЗа активно содействовал применению передовых методов создания промышленного комплекса, в том числе метода параллельного проектирования, строительства, монтажа оборудования и освоения производства, что позволило сдать автогигант в промышленную эксплуатацию уже в декабре 1973 г. К этому времени с конвейера сошел миллионный автомобиль марки ВАЗ. Реализацией автомобилей предприятие окупило все расходы государства на строительство заводского промышленного узла.

Виктор Поляков добился, чтобы на новостройке, каким был в те годы Автозаводский р-н г. Тольятти, сразу началось капитальное строительство, причем не только жилья, но и детских садов, школ, торговых центров, домов культуры, спортивных комплексов.

Он пробил на правительственном уровне изменение нормативов по ширине городских магистралей. Виктор Николаевич смог предвидеть будущее Автограда, рассчитанного тогда всего лишь на 200 тыс. жителей.

В начале 70-х гг. на ВАЗе под руководством Полякова началась разработка конструкции полноприводного автомобиля «Нива», впоследствии завоевавшего популярность во всех странах мира. В 1971 г. за вклад в развитие машиностроения Виктору Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он кавалер 4-х орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 1975 г. Виктор Поляков назначается министром автомобильной промышленности страны и покидает пост гендиректора ВАЗа. В 1994 г. он становится начальником консультационно-экспертного отдела представительства ОАО «АВТОВАЗ» в Москве.

С 1999 г. Виктор Поляков трудился в аналитическом центре ОАО «АВТОВАЗ», оказывая неоценимую помощь руководителям и специалистам предприятия в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, в разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей.

Его имя занесено в заводскую Книгу почета. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти». Весной 2003 г., накануне 88-летия Виктора Николаевича, в типографии ОАО «АВТОВАЗ» издана книга «В.Н. Поляков глазами современников».

Представители инициативной группы убеждены, что присвоение площади имени Виктора Полякова не потребует от города больших затрат и не займет много времени.

Обсудить на форуме