Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (169) | 5 февраля 2007г.
 

Депутатская принципиальность

Обошлась городу в 2,5 млн. р.

Елена Петрова

30 января на заседании комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике Тольяттинской городской думы (ТГД) контрольно-счетная палата (КСП) обнародовала результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных за 9 месяцев 2006 г. в виде субвенции на погашение кредита ЕБРР, выданного на приобретение подвижного состава МП «ТП АТП-3». Их размер составил 26,7 млн. р. Кроме того, бюджет выплатил банку 2,5 млн. р. за недовыборку кредита. Этого могло бы не быть, если бы дума в преддверии выборов увеличила объем гарантий до требуемых 555 млн. р.

Напомним, что АТП-3 получило от ЕБРР кредит в общей сумме 246 млн.р. под гарантию города 370 млн. р. На закупку автобусов дилеру МАЗ ООО «Транс-Контракт» АТП-3 перечислило 304 млн. р., которые включили в себя сумму кредита и выделенные из городского бюджета 58 млн. р. В итоге АТП-3 получило 92 автобуса и запчасти общей стоимостью 302,3 млн.р. Транс-Контракт остался должен транспортному предприятию 1,6 млн. р.

Суть кредитного и гарантийного договоров с ЕБРР обсуждается с 2004 г. 17 декабря банк заключил договор с МП «ТП АТП-3» на предоставление кредита в размере 370 млн. р. для закупки 100 автобусов МАЗ. Одним из условий получения кредита было предоставление гарантий муниципалитета. Объем гарантий должен отразиться в составе расходов бюджета, поэтому сумма гарантии утверждается ТГД. 24 декабря дума утвердила сумму гарантии в 370 млн. р.

Первый транш в размере 134 млн. р. АТП-3 получило 16 марта 2006 г., второй — 7 апреля в размере 112 млн. р. Таким образом, выборка средств на автобусы стала равна 246 млн. р. Тут ЕБРР заблокировал поступление дальнейших средств. Рассуждая о причинах произошедшего, СМИ писали, что юридический советник банка — международная компания Clifford Chance — предложила увеличить объем гарантий до 150%, т. е. до 555 млн. р. (см. «Хронограф» №28 (147) от 11.09.06). Формальным поводом для этого послужила монетизация льгот. Она привела к сокращению доходной части АТП-3. Примечательно, что до этого АТП-3 было одним из самых рентабельных транспортных предприятий города. Летом мэрия получила уведомление о необходимости увеличения объема гарантии, а дата последней выборки средств была продлена до 17 декабря 2006 г. Но решением ТГД объем гарантий остался на прежнем уровне.

Согласно проверке КСП, в договоре гарантии прописано, что общая сумма, которую ЕБРР может взыскать с гаранта, не должна превышать 555 млн. р., что не соответствует утвержденному думой объему. Но, по словам заведующего секцией по связям со СМИ ЕБРР Ричарда Уоллиса, эта цифра не фигурирует в договоре между банком и муниципалитетом. По словам заместителя главного бухгалтера МП «ТП АТП-3» Татьяны Орловой, величина коэффициента 1,5 была известна с самого начала заключения кредитного договора. «ЕБРР рассчитывает величину коэффициента в соответствии с экономическим положением региона, ситуацией на рынке и т.д. А почему дума сразу не утвердила объем гарантий, необходимый для получения кредита в 370 млн. р., непонятно. Поэтому когда ТГД оставила во второй раз сумму гарантий на прежнем уровне, банк обратным отсчетом уменьшил сумму кредитных средств до 246 млн. р.».

Существенным последствием решения думы стало неисполнение кредитного договора в полном объеме. По словам Татьяны Орловой, в договоре есть пункт, который дает право АТП-3 уменьшить сумму выборки кредитных средств. В этом случае необходимо заплатить комиссию за аннулирование невыбранной части кредита, равную 2,7%. Так как недовыборка средств составила 124 млн. р., комиссия составила порядка 2,5 млн. р. Именно эта сумма и была выплачена из городского бюджета.

Одним из сторонников думского решения был заместитель председателя ТГД «декабрист» Сергей Андреев. Его аргументы и примкнувших к нему депутатов сводились к тому, что в начале сделки между ЕБРР и транспортным предприятием выплата кредитных средств закреплялась за заемщиком. По факту же с банком расплачивается гарант. Этот же факт КСП оценила как нарушение условий кредитного договора. Однако в конце 2005 г. дума приняла постановление о предоставлении транспортному управлению мэрии субвенции на погашение кредита ЕБРР из бюджета 2006 г. 7 февраля 2006 г. управление заключило с АТП-3 договор о предоставлении субвенции в размере 41 млн. р. За 9 месяцев департамент финансов перечислил АТП-3 26,7 млн. р., которые предприятие перевело на счет ЗАО «СИТИБАНК» ЕБРР. Неверными выводы КСП назвал на заседании профильной комиссии директор департамента финансов Валерий Кушнарев: «Субвенция АТП-3 дается во исполнение бюджета, а АТП-3 со своего счета в ОАО «Внешторгбанк» платит по кредитному договору. Все абсолютно законно».

По словам Татьяны Орловой, в кредитном договоре четко не прописано, из средств какого источника должны производиться расходы. «По договору гарантии гарант обязан обеспечить на счете заемщика сумму, достаточную для того, чтобы заемщик исполнил все обязательства по платежу в пользу ЕБРР по кредитному договору».

Таким образом, получается, что право на произведение расходов на погашение кредита из городского бюджета закреплено документально. Кроме того, кредиторская задолженность МП «ТП АТП-3» сегодня составляет порядка 170 млн. р. Таким образом, предприятие не в состоянии накапливать средства для выплаты по кредитному договору с ЕБРР, действующему до 2013 г. Недовыборка средств, произошедшая из-за отказа депутатов увеличить сумму гарантии, привела к частичному исполнению договора и так называемому «штрафу». Видимо, в преддверии выборов в Самарскую губдуму депутаты проявили такую принципиальность, что не дали «разграбить» бюджет. При этом никто не вспомнил, что после возвращения кредита автобусы станут собственностью так и не акционированного муниципального предприятия АТП-3, т.е. муниципалитета.

Обсудить на форуме