Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (739) | 3 февраля 2020г.
 

Под присмотром Шредера

«Прайм Шиппинг» не находит общего языка с налоговиками

Сейдамет Абреков

До 10 февраля должна завершиться экспертиза в рамках арбитражного спора между ООО «Прайм Шиппинг» и налоговой инспекцией. «Прайм Шиппинг» — предприятие, зависимое от решений, принимаемых в ПАО «Сбербанк» и ПАО «НК «Роснефть», — занимается водными перевозками углеводородов и других грузов. По версии налоговиков, из-за некорректного оформления документации при международных рейсах «Прайм Шипинг», генеральным директором которого является Игорь ГАНИН, должно доплатить налогов, пеней и штрафов на сумму примерно 53 млн р.

ООО «Прайм Шиппинг» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (сейчас — Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Самарской обл., МИФНС №1) от 21 декабря 2018 №74. Начальником данной налоговой инспекции является Александр Тоскин. Этим решением компания «Прайм Шиппинг» была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. А именно, компания должна доплатить налог на прибыль в размере чуть более 42,179 млн р., пени в сумме чуть более 7 млн р. и выплатить штраф в сумме чуть более 4 млн р.

Подобные суммы можно назвать вполне адекватными с учетом того, что «Прайм Шиппинг» располагает 20 нефтеналивными танкерами и химовозами, а также 5 барже-буксирными составами. По итогам 2018 г. выручка «Прайм Шиппинга» составила чуть более 5,9 млрд р., чистая прибыль — чуть более 340 млн р. Также следует отметить, что единственный собственник ООО «Прайм Шиппинг» — ООО «Прайм Шиппинг Холдинг» — по итогам 2018 г. отчитался о чистой прибыли в размере более 633,2 млн р. При этом основная статья доходов ООО «Прайм Шиппинг Холдинг» — более 1 млрд р. по итогам 2018 г. — была получена за счет доходов от участия в других организациях. Несложно понять, в каких именно.

Также важно напомнить, что основными собственниками ООО «Прайм Шиппинг Холдинг» в долях по 47,5% являются ООО «РН-Коммерция» и ООО «Сбербанк Инвестиции» — дочерние компании, соответственно, ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Сбербанк». Что, собственно, и объясняет успехи «Прайм Шиппинга» в покупке новых судов и по линии постоянной загрузки этих судов заказами на перевозку нефтепродуктов. Известно, что только на территории Самарской обл. ПАО «НК «Роснефть», председателем совета директоров которого является федеральный канцлер Германии 1998-2005 гг. Герхард Шредер (на фото), располагает тремя довольно крупными нефтеперерабатывающими заводами. Очевидно, что финансовую помощь «Прайм Шипингу» для покупки новых судов могла быть оказана со стороны Сбербанка, президентом — председателем правления которого является Герман Греф.

Однако, судя по регулярным спорам с налоговой инспекцией, с точки зрения оптимизации налогообложения в «Прайм Шиппинге» не все гладко. На сей раз речь идет о доплате налогов и других платежей в общей сумме свыше 53 млн р. При этом, чтобы разобраться с нюансами формирования налогооблагаемой базы, суд по ходатайству ООО «Прайм Шиппинг» назначил соответствующую экспертизу. На разрешение эксперта поставлены довольно любопытные вопросы. Например, такой: «В какие именно календарные дни в 2014-2016 гг. ООО «Прайм Шиппинг» осуществлялась международная перевозка грузов танкерами «Ассия», «Аура», «Гармония», «Глория», «Геба», «Дафна», «Каллиопа», «Климена», «Майя», «Пенелопа», «Титан», «Тэги», «Хлоя», «Электра», согласно первичным учетным документам?»

Или такой: «Какова сумма расходов, связанная с осуществлением международных перевозок грузов танкерами «Ассия», «Аура», «Гармония», «Глория», «Геба», «Дафна», «Каллиопа», «Климена», «Майя», «Пенелопа», «Титан», «Тэти», «Хлоя», «Электра», за календарные дни в 2014-2016 гг., установленные по первому вопросу... в расходах этих судов в общей сумме 1,049 млрд р., за 2014 г., 1,833 млрд р. за 2015 г., 2 млрд р. за 2016 г.?»

Представитель налоговой инспекции возражал против проведения экспертизы, но она все же назначена и должна быть завершена до 10 февраля 2020 г. При этом уже после назначения экспертизы от МИФНС №1 поступило ходатайство о постановке перед экспертом еще двух вопросов: 1) «каким образом определяется продолжительность нахождения судна в международном и каботажном рейсе? Что считается периодом нахождения судна в рейсе?» 2) «какова продолжительность нахождения танкеров «Ассия», «Аура», «Гармония», «Глория», «Геба», «Дафна», «Каллиопа», «Климена», «Майя», «Пенелопа», «Титан», «Тэти», «Хлоя», «Электра» в международных и каботажных рейсах в 2014-2016 гг., согласно первичным учетным документам?»

Как видно, нюансы нахождения танкеров в международных рейсах и оформленная в связи с этим документация напрямую влияют на налогооблагаемую базу. При этом споры налоговой инспекции и «Прайм Шиппинга», в т.ч. в отношении международного сотрудничества этой организации, имеют довольно давнюю историю и приводят к различным результатам. Соответственно, сейчас сложно прогнозировать результат спора, о котором подробно говорилось выше. Однако что уж точно можно отметить, так это то, что налоговики очень детально разобрались во всех нюансах деятельности компании «Прайм Шиппинг» и не забывают внимательно следить за ее отчетностью.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.