Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (738) | 27 января 2020г.
 

Мечтают быть полезными

В СамГУПС вдруг озаботились качеством жизни людей

Егор Кошеров

В середине января на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (СамГУПС) прошел семинар «Теория и практика городского транспорта». Ученые вуза рассказали о проектах, направленных на создание удобства для пассажиров, водителей и пешеходов. Правда, перспектив реализации проектов не видно: отсутствие финансирования следует помножить на длительное равнодушие к подобным предложениям со стороны властей. Для формирования спроса на решение транспортных проблем СамГУПС, похоже, придется прошибить не одну стену, а в первую очередь — доказать свою профпригодность.

Проблемы транспортного комплекса в Самаре известны давно, но решение самых злободневных из года в год откладывается. Тем временем количество автомобилей растет, строительство новых станций метро заморожено, пробки, даже с учетом открытия путепроводов, похоже, никуда не исчезают.

СамГУПС как транспортный вуз вызвался предложить ряд проектов, направленных на снятие напряженности с транспортной ситуацией.

Например, ученые выступили за развитие инфраструктуры для поддержки работы электромобилей и их обслуживания. Озвучен план строительства одной-единственной (!) зарядной станции (ЗС) на ул. Литвинова в Самаре, которая войдет в мировой каталог ЗС. Поскольку электромобилей становится больше, а городские власти обещают в ближайшее время выпустить на линию еще и электробусы, «пункты питания» для них необходимы. Вот только пустят ли СамГУПС к зарядке, учитывая столь поверхностный подход вуза к внедрению автономного электротранспорта в мегаполисе, напоминающий популизм? Ведь есть серьезные сомнения, что университету удастся изыскать деньги даже на одну ЗС.

Еще один «инновационный» проект — формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) с поиском идеального места их расположения. Якобы ТПУ помогут пассажирам сократить среднее время поездки на 5-6 минут за счет выбора оптимального маршрута. Но что такое несколько минут, если в часы пик в самарских пробках можно застрять как минимум на час.

Увязка систем управления транспортом с другими элементами инфраструктуры, которую СамГУПС планирует воплотить в цифровой экосистеме «Умный город», здесь явно не панацея.

По сути, СамГУПС поспешил заявить о себе как о генераторе предложений для спроса на высокотехнологичное транспортное обслуживание и организацию дорожного движения. Однако разработка механизмов совершенствования систем городского транспорта должна иметь под собой хотя бы небольшую практическую базу. Такая база складывается, когда сформирован пул заказчиков, под каждый запрос которых научное сообщество оперативно готовит адекватное обоснование решения той или иной проблемы в комплексе. В случае с СамГУПС базы в виде, к примеру, приветственного отклика со стороны властей незаметно. Но даже если возникнет устойчивый спрос на исследования с привлечением пусть частичного финансирования, не факт, что транспортный университет потянет эту ношу. Не слишком ли широким получился замах?