Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (736) | 23 декабря 2019г.
 

Илларионов усидел

Участница конкурса на пост министра культуры Самарской обл. проиграла дело в суде

Егор Кошеров

12 декабря в Самаре завершился судебный процесс, в рамках которого участница конкурса на пост министра культуры Самарской обл. Диляра КОТИКОВА пыталась оспорить его итоги. Ленинский районный суд г. Самары вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска. Несмотря на неудачу в суде, инициатор разбирательства, тем не менее, определенных результатов все же добилась.

12 декабря в Ленинском районном суде состоялось заключительное судебное заседание по административному иску, который вызвал резонанс не только в Самарской обл., но и за ее пределами. Руководитель общественной телерадиокомпании «Патриот» Диляра Котикова требовала признать незаконным решение конкурсной комиссии в части отказа кого-либо рекомендовать для назначения на пост министра культуры Самарской обл. В судебном разбирательстве административными ответчиками выступали губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров и конкурсная комиссия, которую возглавлял заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр Фетисов. В качестве заинтересованного лица значился новоиспеченный министр культуры Самарской обл. Борис Илларионов. Высокопоставленные государственные служащие вместо себя на суд делегировали своих законных представителей. Диляра Котикова отстаивала свои права лично. Диляра Котикова на заключительном заседании по делу заявила ходатайство об уточнении исковых заявлений. Выступая в зале суда, она указала, что основанием для подачи иска считает ее нарушенное право быть назначенной на пост министра культуры Самарской обл. В обоснование своих доводов Котикова ссылалась на п. 5 Положения по проведению конкурса, которое было утверждено распоряжением губернатора от 12 апреля 2019 г. П.5 положения гласит, что в числе основных задач конкурсной комиссии было «принятие решения о рекомендации губернатору Самарской обл. кандидата(-ов) на замещение государственной должности». «Таким образом, не рекомендовать конкурсная комиссия, согласно положению, не может», — подчеркнула в своем выступлении Диляра Котикова.

Представитель конкурсной комиссии в своих возражениях указывал, что данным пунктом «принята стратегическая цель существования работы комиссии», а форма работы была определена п. 7.4, наделяющим комиссию полномочием принимать решение «рекомендовать» или «не рекомендовать». «Одно из этих решений она и приняла», — резюмировал представитель ответчика.

Еще один довод Котиковой сводился к тому, что конкурсная комиссия, согласно п. 7.4, должна была принимать решения «в отношении каждого из кандидатов», а было принято общее по всем — «не рекомендовать». Представитель конкурсной комиссии на это отвечал тем, что в такой «детализации» необходимости не было.

В зале суда Диляра Котикова также выразила недоумение по поводу методики критериев, которыми должна была бы руководствоваться конкурсная комиссия при оценке конкурсантов. Так, одним из наиболее достойных претендентов называли профессора кафедры фортепиано Самарского государственного института культуры, доктора искусствоведения Дмитрия Дятлова. «Вопрос у меня по протоколу от 31 июля... Тут в конце есть приложение... Что означают «минусы» и что означают «плюсы»?.. Не понимаю: вот стоит Дятлов, к примеру, у него все «плюсы». Почему тогда Дятлов не был рекомендован?» — спрашивала Котикова. На этой ей был дан лаконичный ответ: «Положением не предусмотрено объяснять конкурсантам критерии оценки».

При этом представитель конкурсной комиссии в своем ответном выступлении подчеркнул, что решение конкурсной комиссии не налагает на губернатора обязанность по назначению или неназначению на государственную должность. «Решение в любом случае носит рекомендательный характер. И данный конкурс проводился исключительно для оценки претендентов с точки зрения их соответствия должности... Сами же полномочия губернатора реализуются исключительно в силу иных норм. В частности, законом Самарской обл. №1-ГД, которым определен перечень государственных должностей Самарской обл... и законом Самарской обл. №80-ГД,

где указано, что министр Самарской обл. назначается... актом губернатора. Иных нормативно-правовых процедур для назначения на соответствующую должность в законодательстве Самарской обл. нет», — пояснил представитель ответчика. Заслушав доводы сторон, суд вынес решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» предвидели такой исход еще на старте подготовки к конкурсу (см. «Хронограф» №4 (707) от 22.04.19). В одной из своих публикаций ОАЕ «Хронограф» как раз и говорил о том, что глава региона в соответствии с региональным законодательством назначает министров напрямую, а проводившийся конкурс носил лишь рекомендательный характер (см. «Хронограф» №38 (731) от 18.11.19).

Тем не менее данное судебное разбирательство имеет огромное значение. Дело даже не в том, чем закончился суд. Гораздо важнее, что иск Котиковой вернул в повестку дня уже подзабытое всеми шоу под названием «Выбери министра» (см. «Хронограф» №21 (714) от 24.06.19).

Котикова имеет право на апелляцию. Поэтому высока вероятность того, что судебный спор будет широко обсуждаться еще на протяжении нескольких месяцев, оказывая тем самым определенное давление на региональную власть, а сам Борис Илларионов вряд ли будет чувствовать свое положение устойчивым. В такой ситуации заинтересованы региональные элиты, которым выгодно, чтобы областным минкультом руководил не «варяг», а свой, местный кадр.

Перед минкультом открываются широкие перспективы по освоению предстоящих вливаний из федерального бюджета. Так, 5 декабря 2019 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев издал постановление №2928-р, по которому Самарская обл. по нацпроекту «Культура» в 2021-2022 гг. получит 304 млн р. на капремонт здания историко-краеведческого музея им. Алабина. Таких проектов, судя по всему, запланировано немало.