Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (733) | 2 декабря 2019г.
 

Монополия забуксовала

В концессии для СКС усмотрены признаки нарушений ФЗ «О защите конкуренции»

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе прокуратура г. Самары подтвердила доводы Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» о том, что концессионное соглашение в отношении водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) областного центра было заключено на сомнительных правовых основаниях. Теперь проверкой концессионера в лице ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) займется УФ АС России по Самарской обл. Главный управляющий директор (ГУД) СКС Владимир БИРЮКОВ (на фото) рискует столкнуться с неприятными вопросами. Причем не только со стороны надзорных органов.

7 ноября прокуратура г. Самары подготовила свое резюме относительно предварительных результатов проверки законности отдельных условий концессионного соглашения с СКС. Соглашение в отношении «централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г.о. Самара, отдельных объектов таких систем» было заключено 13 июня 2019 г. Его сторонами выступили муниципальное образование г.о. Самара, МП г.о. Самара «Самараводоканал», СКС и правительство Самарской обл. Факт заключения соглашения был скрыт от общественности. Зато с 1 июля 2019 г. рост тарифов на водоснабжение и водоотведение, устанавливаемых для концессионера, побил все рекорды (см. «Хронограф» №34 (727) от 21.10.19).

Тревогу в столь бьющей по карману жителей Самары ситуации поднял только ОАЕ «Хронограф». Результаты рассмотрения его обращения прокуратурой г. Самары принесли плоды для размышлений властям и концессионеру. По сообщению и.о. прокурора Самары Елены Понкратовой, права на безальтернативное принятие в концессию объектов ВКХ Самары, непосредственно необходимых для осуществления деятельности в рамках соглашения, возникли у СКС на основании договоров аренды этих объектов. Всего в период с 2012 по 2014 г. СКС было заключено семь договоров аренды объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения с МП «Самараводоканал». «Вместе с тем заключения о технологической взаимосвязанности с единой системой водоснабжения и водоотведения имеются только в отношении 4 из 7 договоров аренды, — пояснила Понкратова. — При этом предметом договоров, наряду с недвижимым имуществом, являющимся частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, и связанным с ним движимым имуществом (насосы, гидростанции и др.), выступают также автомобили (грузовые, погрузчики, тракторы, автобусы) и иные движимые вещи, которые частью сети инженерно-технического обеспечения не являются».

Иначе говоря, без проведения публичного конкурса в концессию СКС позволительно было отдать только те объекты ВКХ, по которым и с помощью которых вода поступает до потребителя и отводится от него, поскольку за время концессии СКС выразили намерение улучшить только сети и оборудование. Все остальное арендованное имущество является, по сути, приложением к системе доставки ресурса и его отвода, а потому право взять его в концессию должны были выставить на тендер.

С этим полностью согласна и прокуратура г. Самары. «В указанном усмотрены признаки нарушений законодательства о защите конкуренции, в связи с чем собранные материалы направлены в Самарское УФАС России для проверки и принятия мер в соответствии с компетенцией», -отчиталась Елена Понкратова.

Результаты проверки антимонопольным органом могут вылиться как минимум в неприятные вопросы к ГУД СКС Владимиру Бирюкову. Причем не только со стороны прокуратуры и УФАС, которому, скорее всего, придется выдать предписание об устранении нарушений. Недоверие к ГУД может возникнуть у других сторон и конечных стейкхолдеров концессионного соглашения, которых Бирюков, похоже, мог убедить, что доход из ВКХ Самары получится выкачать без особых обострений.

От прокуратуры сегодня ожидают обращения в суд в интересах Самарской обл. и неопределенного круга лиц, с тем чтобы добиться признания недействительными отдельных пунктов концессионного соглашения. Соответствующий опыт имеется: в 2017 г. прокуратура не без успеха боролась с кабальными для областного бюджета пунктами из инвестиционного меморандума о сотрудничестве от 15 января 2014 г., заключенного между ООО «Современные медицинские технологии» с ИНН 6367009094 (СМТ) и правительством Самарской обл. (см. «Хронограф» №30 (640) от 02.10.17). В дальнейшем бенефициар СМТ Сергей Шатало был подвергнут уголовному преследованию и 31 июля т. г. был осужден на реальный срок лишения свободы. Повторит ли участь Шатило Бирюков, сказать сложно. Наиболее вероятно, что ГУД СКС все же понудят допустить на рынок водоснабжения и водоотведения Самары конкурентов.

Конкуренция может возникнуть для начала через объявление концессионных конкурсов на право распоряжаться теми движимыми вещами, которые, по мнению прокуратуры, находясь в аренде, не образовывали неотъемлемых частей сетевого хозяйства СКС. В этом случае участие в конкурсе способны принять структуры ООО «Корпорация СТС» (г. Тюмень), ранее требовавшего признать недействительным апрельское постановление администрации г.о. Самары о заключении концессии исключительно с СКС. Директор «Корпорации СТС» Николай Казаков подтвердил ОАЕ «Хронограф» такое намерение. «В случае объявления в будущем концессионных конкурсов на объекты водоснабжения, водоотведения или теплоснабжения администрацией г.о. Самара, ОАО «ОТСК» (г. Екатеринбург, дочернее общество «Корпорации «СТС». –Прим. ред.) рассмотрит возможность принять участие в них», — заявил он.

Комментарии

Владимир БИРЮКОВ, главный управляющий директор ООО «СКС»

- До заключения концессионного соглашения ООО «СКС» осуществляло эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с договорами долгосрочной аренды (сроком на 35 лет) имущества, заключенными с МП г. о. Самара «Самараводоканал» на основании протокола от 5 марта 2012 г. о результатах проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящегося к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Самары. Имущество, указанное в данных договорах, в полном объеме было передано в пользование и эксплуатацию ООО «СКС» по концессионному соглашению от 13 июня 2019 г., в т.ч. объекты водоотведения, расположенные на городских очистных канализационных сооружениях (ГОКС). В настоящее время, в соответствии с инвестиционной программой ООО «СКС» на 2019-2023 гг., утвержденной приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. от 18 июня 2019 г. № 91, продолжается реконструкция ГОКС.

Елена ПОНКРАТОВА, и.о. прокурора г. Самары

- В части кабальности некоторых условий концессионного соглашения разъясняю, что согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях», чч. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ концессионное соглашение является договором, условия которого определяются по усмотрению сторон в соответствии с принципом свободы договора.

Обращений граждан и организаций, сообщений из иных источников о заведомой убыточности отдельных условий концессионного соглашения в прокуратуру города не поступало.

Николай КАЗАКОВ, директор ООО «Корпорация СТС»

- Постановление администрации г.о. Самара №235 является распорядительным актом, который устанавливает обязанность заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории Самары, непосредственно с ООО «СКС». В этой связи ОАО «Объединенная теплоснабжающая компания» (ОТСК) посчитало, что права компании были нарушены, поскольку в случае отсутствия оспариваемого акта у нее имелась бы возможность выступить концессионером и получить в эксплуатацию объекты водоснабжения и водоотведения г.о. Самара.

Корпорация «СТС» и ОАО «ОТСК» не проводили каких-либо переговоров с ООО «СКС» относительно получения «преференций» и не будут этого делать, т.к. это противоречит нашим принципам работы.