Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (733) | 2 декабря 2019г.
 

Ждут троллейбус

Тольяттинцы за стабильное функционирование муниципального транспорта

Борис Кротов

13 ноября дума г.о. Тольятти приняла поправки в бюджет, которыми учитываются лизинговые платежи для расчетов по договору приобретения для нужд Тольятти низкопольных троллейбусов в размере 16,7 млн р. Речь о той партии электротранспорта, которая была приобретена для нужд города в 2017 г. В 2019 г. Тольятти уже получил из областного бюджета на эти цели 69,6 млн р. Закупки подвижного электротранспорта в Самарской обл. идут регулярно. К примеру, в ноябре Новокуйбышевск получил 15 новых машин. По Тольятти подобных планов пока не просматривается, хотя потребность имеется.

Развитие муниципального транспорта и обновление подвижного состава учтено в прогнозе социально-экономического развития г.о. Тольятти на 2020 г. и последующий период 2021-2022 гг. Разработчики документа подчеркивают, что вся работа будет вестись в контексте улучшения качества и доступности транспортных услуг. «Будут прорабатываться вопросы повышения качества и доступности транспортных услуг, увеличения доли обеспеченности нового подвижного состава парка муниципальных транспортных предприятий, в связи с чем увеличится привлекательность пассажирского транспорта и создадутся более комфортные условия передвижения на общественном транспорте жителей и гостей города», — указывают разработчики прогнозного плана социально-экономического развития Тольятти.

Акцент на развитие муниципальных перевозок закономерен. Регулярно несколько раз в год в сети Интернет на разных платформах появляются петиции с призывами вернуть те или иные маршруты, причем именно в рамках муниципальных перевозок. В целом можно констатировать, что активная часть общественности сделала свой выбор в пользу гарантированных транспортных услуг от муниципалитета. Главное, на что делают упор горожане, — удобство для маломобильных пассажиров,

возможность применения транспортной карты и, как следствие, экономия на транспортных расходах, право на использование социальных льгот и преференций, а также возможность гарантировано добраться до места назначения в независимости от рентабельности маршрута.

Схемы движения муниципального транспорта постепенно трансформируются с учетом пожеланий тольяттинцев. К примеру, скорректированная схема троллейбусных маршрутов в Тольятти будет действовать с 1 января 2020 г. Уже сейчас известно, что на улицы Тольятти вернутся три маршрута: № 1 (от речного вокзала до зоны отдыха), №8 (от речного вокзала до остановки «Кинотеатр «Буревестник») и маршрут №22 (от речного вокзала до автовокзала Центрального р-на). Важный момент: восстановление маршрута №22 означает, что по ул. Баныкина вновь пойдет троллейбус, которого там не видели с 2016 г.

В лучшие свои годы МП г.о. Тольятти «ТТУ» обслуживало более 20 маршрутов — как внутригородских, так и заводских. Сейчас по состоянию на 2019 г. их осталось только 8. Причины сокращения банальны: необходимость оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия таким образом, чтобы, не наращивая новых убытков с неприбыльных маршрутов, рассчитаться по задолженностям, сформированным в период с 2010 по 2015 гг., в общем объеме более 150 млн р. Напомним, тогда тольяттинские троллейбусы встали из-за того, что поставщик электроэнергии ограничил подачу ресурсов из-за накопившейся задолженности. Вопрос о ликвидации тольяттинского троллейбуса стал фактически предрешенным.

После инцидента с остановкой подвижного состава из-за отключения электроэнергии новым руководством предприятия была сформирована антикризисная стратегия, произошло погашение значительной части долга перед поставщиками ресурсов, контрагентами и банками. Была оптимизирована расходная часть МП «ТТУ», а все высвободившиеся средства были направлены на оздоровление перевозчика. Если заданная динамика сохранится, то к 2023 г. можно ожидать погашения кредиторской задолженности МП «ТТУ». Таким образом, сейчас можно наблюдать обратную тенденцию:- в Тольятти появляются внутренние ресурсы для получения дополнительных доходов в сфере муниципальных пассажирских перевозок.

Развитие ТТУ в настоящий момент тормозит скромный, по меркам потенциального объема транспортной работы, подвижной парк предприятия. 71 троллейбус сейчас находится в хорошем или приемлемом техническом состоянии, а 14 пора списывать. При этом на линию регулярно выходит 66 машин. Если пополнить численность парка до 120 машин, из которых на городские маршруты ежедневно будет выходить 100 единиц, то без существенного увеличения текущих расходов можно будет дополнительно получать выручку. А в целом существующая сейчас база позволят обслуживать 100 машин с возможностью расширения парка до 150 троллейбусов. Таким образом, речь идет о покупке для Тольятти 50-60 единиц техники.

Современные троллейбусы могут как минимум половину маршрута проходить без присоединения к контактной сети. В случае пополнения парка МП «ТТУ» именно такими машинами появится возможность разработать маршруты, которые бы учитывали те участки, где отсутствует контактная сеть, но существует потребность в развитии муниципальных перевозок. По сути, только они сейчас являются гарантированными для пассажиров, относящихся к социально незащищенным группам.