Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (728) | 28 октября 2019г.
 

Кризис Бондаренко

Заставил ГК ПШК развязать конфликт с Банком ВТБ

Илья Ширтанов

В середине октября Арбитражный суд Самарской обл. принял к производству очередные заявления от ПАО Банк ВТБ, адресованные фирмам Группы компаний (ГК) «Поволжская шинная компания» (ШИК) Сергея БОНДАРЕНКО. Данную инициативу можно считать продолжением серьезного конфликта между одним из крупнейших банков страны и тольяттинской ГК ПШК. Причем в ПШК избрали агрессивный метод общения с банкирами и даже предприняли попытку объявить Банк ВТБ банкротом.

Строптивый должник

ГК «ПШК» Бондаренко сумела создать условия, для того чтобы держать банкиров в тонусе. 3 сентября 2019 г. в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. поступило заявление от ООО «Поволжская шинная компания» (ИНН 6321152408) (ПШК 1) о признании банкротом Банка ВТБ. Еще до того, как ПШК 1 предприняла попытку возбудить дело о банкротстве Банка ВТБ, представители кредитной организации приняли превентивные меры. 16 августа 2019 г. Арбитражный суд Самарской обл. принял к производству заявление Банка ВТБ (дело МА55-25977/2019) к: «ООО «Поволжская шинная компания» о защите деловой репутации». Из текста судебного определения следует, что ПШК 1 разместила на официальном портале fedresurs.ru сообщение «о своем намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника Банк ВТБ (Публичное акционерное общество) (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391), адрес (место нахождения); 190000, Санкт-Петербург город, ул. Большая Морская, д. 29 — несостоятельным (банкротом)».

Это лишь малая часть взаимных претензий ГК «ПШК», бенефициаром которой является Бондаренко, и Банка ВТБ, вытекающих из примитивного конфликта, суть которого заключается в том, что банк пытается взыскать долги, а должник явно не настроен на добровольное исполнение обязательств. Речь идет о суммах, измеряемых миллиардами рублей. Надо отдать должное представителям ГК «ПШК», которые применяют весьма изощренные способы защиты интересов группы.

2 сентября 2019 г. самарский арбитраж возбудил производство по делу МА55-27491/2019 о признании банкротом супруги Сергея Бондаренко Светланы Бондаренко. Процесс был инициирован должником, т.е. Светланой Бондаренко, которая мотивировала свое заявление невозможностью исполнения обязательств на сумму более 881 млн р. Данные сведения отражены в документах, раскрытых судом.

Здесь стоит отметить тенденциозность процессов, затрагивающих как семью Сергея Бондаренко, так и его бизнес. 25 июля 2019 г. арбитражный суд возбудил дела о банкротстве сразу двух компаний Сергея Бондаренко: №А55-23201/2019 в отношении ООО «Поволжская шинная компания» (ИНН 6321309120) (ПШК 2), зарегистрированного в Тольятти на ул. Борковской, 18а, и №А55-23202/2019 в отношении ООО «Поволжская шинная компания» (ИНН 382065488) (ПШК 3), имеющего прописку в Ставропольском р-не Самарской обл., в с. Васильевка, участок №3. Последнее юрлицо достойно отдельного внимания, его описание будет приведено ниже. На данном этапе уместно раскрыть информацию об инициаторе банкротства ПШК 2 и ПШК 3.

Последовательность ВТБ

С соответствующими заявлениями в суд обратился Банк ВТБ. Ранее, 5 апреля 2019 г., этот же заявитель инициировал процедуру банкротства ПШК 1 (дело МА55-9304/2019).

При желании у ГК «ПШК» еще можно отыскать ликвидные активы
При желании у ГК «ПШК» еще можно отыскать ликвидные активы

Если верить озвученным и запротоколированным в судебных документах показаниям представителей компании Бондаренко, долг только одной ПШК 1 перед Банком ВТБ составляет порядка 2 млрд р. Данный довод фигурировал в споре МА55-32967/18 ПШК 1 с ФНС о взыскании обязательных платежей в размере более 251 млн р.

Кроме того, 4 июля 2019 г. суд по заявлению Банка ВТБ возбудил дело о признании банкротом, наверное, одной из старейших фирм ГК «ПШК» ООО «ПКФ «Фаянс» (дело МА55-19973/2019). Требования банкиров превышают 61 млн р. 18 октября 2019 г. суд принял к производству заявление банка, в котором изложено требование о признании банкротом ООО «ПШК-Экспорт», мотивированное наличием непогашенной задолженности в размере, превышающем 881 млн р. Следом, 22 октября, суд принимает заявление Банка ВТБ о возбуждении дела о банкротстве ООО Маслосырбаза «Тольяттинская», в котором Сергей Бондаренко все еще числится учредителем и директором.

В последнем случае представители кредитной организации сослались на неоплаченный долг в сумме 630 млн р. В дополнение к сказанному можно добавить, что 7 марта 2018 г. уже было признано банкротом ООО «Поволжский шинный холдинг» (дело МА55-21901/2017). Индикатором реакции на происходящее стало поступившее в суд заявление должника Сергея Бондаренко о признании себя банкротом. 26 июня 2019 г. было возбуждено соответствующее дело №А55-9028/2019.

Почти во всех указанных процессах участвуют 3 крупных федеральных банка: помимо Банка ВТБ, серьезную обеспокоенность исходом дел показывают представители ПАО Банк ЗЕНИТ и ПАО АКБ «Абсолют Банк». Что неудивительно, когда в судебных документах фигурируют суммы долгов, измеряемые миллиардами рублей.

Между тем, как видно, у ГК «ПШК» была заготовлена схема отражения претензий кредиторов. Есть основания полагать, что долговые обязательства ПШК могут прирасти многомиллионным долгом в долларах США перед гонконгской фирмой Cornea Limited. Здесь речь идет о реорганизации ПШК 1 путем присоединения к ООО «Еврошина», которое обязалось выплатить Cornea Limited $ 36 млн (см. «Хронограф» №15 (708) от 29.04.19).

В настоящее время банкиры пытаются через суд признать «недействительным решение единственного участника ООО «ПШК» Бондаренко Сергея Юрьевича от 22 февраля 2019 г. о реорганизации в форме присоединения к ООО «Еврошина». Параллельно Банк ВТБ заявил ходатайство о наложении обеспечительных мер в отношении имущества ГК «ПШК», находящегося как на территории РФ, так и в ближнем зарубежье, в частности в Республике Узбекистан.

Подготовка к банкротству

При таких обстоятельствах вполне логично, что Сергей Бондаренко и его супруга приняли решение путем банкротства списать с себя как физ-лиц имеющиеся долги. Причем если в деле о банкротстве Сергея Бондаренко фигурирует относительно небольшая сумма в 3,7 млн р.,

то Светлана Бондаренко намеревается списать намного более внушительный долг 881 млн р. Подобный пример наводит на мысль, что через Светлану Бондаренко могли выхолащиваться фирмы ГК «ПШК» накануне вступления в конфликт с кредитными организациями.

Тем временем ГК «ПШК» также начала наступление на кредиторов. В суд поступил ряд исков к Банку ВТБ о «признании недействительными дополнительных соглашений к договору об открытии кредитной линии, договоров поручительства, договоров залога (ипотеки)». Более того, в ГК «ПШК» выдали такой фортель, которого банкиры явно не ожидали. Речь идет об угрозах инициировать процедуру банкротства в отношении Банка ВТБ. Как уже отмечалось, информация была размещена на официальном ресурсе fedresurs.ru.

В Банке ВТБ посчитали данное сообщение «несоответствующим действительности и порочащим деловую репутацию Банка». Банкиры просили суд обязать ПШК 1 аннулировать указанное сообщение и «опубликовать сообщение об опровержении информации, содержащейся в сообщении №03992412 от 10 июня 2019 г.». На сегодняшний день указанные требования можно считать уже неактуальными, поскольку ПШК 1 действительно обратилась в арбитраж с соответствующим заявлением. Более того, аналогичные заявления ПШК 1 поступили в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями признать банкротами Банк ЗЕНИТ и «Абсолют Банк».

Суды не дали ход заявлениям ПШК 1. сославшись на то, что фирма Бондаренко не доказала свои права на соответствующие обращения. Тем не менее стоит ожидать, что ПШК 1 может не ограничиться единственным серьезным выпадом в сторону банкиров. Такое явное противостояние ГК «ПШК» банкам федерального уровня, скорее всего, могло быть вызвано уверенностью Сергея Бондаренко в том, что ГК «ПШК» успели подготовить к этому конфликту. О чем опять же может свидетельствовать заявление Светланы Бондаренко о самобанкротстве. Вместе с тем объекты ГК «ПШК» физически продолжают существовать, как, например, шинный центр, расположенный на трассе М5 в с. Зеленовка, территориально входящем в с.п. Васильевка.

Здесь как раз стоит напомнить о ПШК 3, расположенной в границах с.п. Васильевка, на участке №3. Судя по карте, это современный шинный центр Bontyre. На официальном сайте Bontyre.com гонконгской фирмы Bontyre Group Co., Ltd. можно было ознакомиться с информацией о том, что: «ООО «Поволжская шинная компания» является разработчиком и официальным представителем на российском и мировом рынке шин под собственным брендом Bontyre, производство которых размещено на заводах-партнерах в Китае и в Малайзии».

При этом в бренде Bontyre легко угадывается производная из первых трех букв фамилии Бондаренко и слова Tyre — в переводе с английского языка — автомобильная шина. Иными словами, ни о каком зарубежном партнере ПШК вести речь не имеет смысла, а бенефициар Bontyre угадывается без труда.

Так что при желании у кредиторов остается шанс взыскать с ГК «ПШК» долги если не деньгами, то недвижимым имуществом. Скорее всего, в Банке ВТБ еще не задействовали весь свой потенциал по истребованию долгов. Судя по реакции банкиров на инициативы ПШК 1, теперь взаимоотношения Банка ВТБ с ГК «ПШК» могут перейти на более высокие обороты.