Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (167) | 22 января 2007г.
 

Километр раздора

Дума настаивает на зоне отчуждения жилых комплексов от набережной

Константин Грайко

24 января на заседании Тольяттинской городской думы в очередной раз должен рассматриваться вопрос о внесении изменений в схему градостроительного зонирования территории набережной Автозаводского р-на г. Тольятти. Напомним, что 20 декабря 2006 г. депутаты отклонили данный проект (см. "Хронограф" №45-46 (164-165) от 25.12.06). Официально утвержденный единый заказчик-застройщик данного земельного участка должен в срок до 29 января заключить с мэрией договор аренды территории прибрежного парка и набережной. Если парламентарии и в этот раз не примут положительного решения, то придется пересмотреть график строительных работ и порядок привлечения инвестиций.

Забытая земля

Вопрос об освоении набережной Автозаводского р-на встал давно, т.к. развитие этой части города не было предусмотрено генпланом. В 2001 г. на рассмотрение мэрии было вынесено предложение о комплексной реконструкции и застройке данной территории. В результате переговоров мэр Тольятти издал распоряжение "О согласовании места размещения объектов в Автозаводском районе г.Тольятти" (№2349-1/р от 29.12.01 и №1253-1/р от 26.03.02), а также распоряжение №3064-1/р от 27.06.02, разрешающее заняться проектными работами. Право пользования земельным участком под реконструкцию и строительство набережной Автозаводского р-на было закреплено за инициатором проекта на основании акта выбора земельного участка от 10.08.03, а 29.01.04 мэр подписал распоряжение №153-1/р о предварительном согласовании и выделении земельного участка.

Исполнение задания на проектирование, утвержденного мэром, было поручено авторскому коллективу ООО «Архитектурная мастерская Стрелковой Т.М.» под руководством архитектора Валерия Мухина. Весной 2006 г. проект планировки территории прибрежного парка и набережной Автозаводского р-на был представлен на рассмотрение мэрии и утвержден постановлением №8870-1/п от 29.09.06. По оценке ООО НП "Экоград", которое является разработчиком генплана Тольятти, проект концепции и проект плана прибрежного парка и набережной выполнен в соответствии с утвержденным генеральным планом города.

Управлением архитектуры и градостроительства мэрии были подготовлены соответствующие изменения в схеме зонирования территории прибрежного парка и набережной Автозаводского р-на. Руководитель управления Александр Кирьяков мотивировал необходимость пересмотреть зонирование территории набережной тем, что часть данных земель расположена в т.н. «зоне неустановленных регламентов», прибрежная часть занята незавершенными строительством объектами набережной, большая часть территории имеет незавершенную планировку и озеленение, практически отсутствует благоустройство и используется она в основном для неорганизованного отдыха населения. В соответствии с пи. 11-14 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ 13.11.06 состоялись публичные слушания по данному вопросу, участники которых также одобрили концепцию застройки и не увидели препятствий к изменению статуса соответствующих земельных участков.

Земля обетованная

Будущая набережная должна стать гордостью и украшением нашего приволжского города, и она должна приносить удовольствие всем. Поэтому строительство планируется грандиозное. Проект застройки набережной — это в первую очередь инвестиционный проект, и работа по привлечению инвесторов на конкретные объекты уже проводится.

В декабре прошлого года состоялось открытие Автоград-Теннис-Центра-2002 (см. «Хронограф» №43 (162) от 11.12.06). Кроме этого, проектом застройки предусмотрены яхт-клуб, дайвинг-центр, лыжно-саночная трасса, центр экстремальных видов спорта. Сеть пляжей (платных и бесплатных) будет включать в себя бассейны и спортплощадки. По всей территории раскинется сеть ресторанов, кафе, баров, торговых точек. Деловой и оздоровительный центры, гостиница, аквапарк, развлекательный и киноконцертный комплексы дадут возможность развития в дальнейшем туристических направлений бизнеса. А два жилых комплекса, включающих в себя дома класса "Комфорт" и "Эконом", станут не только украшением набережной, но и позволят привлечь огромные средства в виде инвестиций на развитие прибрежного парка. Ведь вся инфраструктура сможет работать и приносить прибыль только тогда, когда ею будут пользоваться.

Система парков, скверов, объектов ландшафтного дизайна сделает этот район уютным и удобным местом отдыха горожан. Кстати, именно на территории будущего парка планируется разместить 18 бронзовых скульптур, созданных по мотивам произведений писателя Антуана де Сент-Экзюпери и подаренных городу автором французским скульптором Жаном Марком де Па.

Уже сейчас компанией-застройщиком вложены немалые средства в создание и реализацию проекта, явная привлекательность которого заключается в том, что бюджетных денег под него выделять не придется. Как сообщил генеральный директор компании Игорь Бузюков, на каждый объект строительства в дальнейшем будет подбираться конкретный инвестор. Однако для того чтобы привлекать их, у компании пока нет законных оснований.

Зоны бывают разные

Согласно проекту планировочной структурой предусмотрено 5 зон функционального использования территории: зона отдыха, центральная общественно-деловая, зона объектов спортивно-зрелищного назначения, зона улиц местного значения и зона многоэтажной жилой застройки. Именно зона строительства жилья и стала камнем преткновения в думских прениях. Дело в том, что по существующей на сегодняшний день схеме зонирования большая часть земель расположена в зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1). Боясь в очередной раз вызвать протесты со стороны прокуратуры, часть депутатов не рискнула проголосовать за изменение статуса прибрежных территорий. Некоторые депутаты высказывали предположения, что многоэтажки перекроют гражданам доступ к набережной, а запланированные объекты культурного назначения так и не появятся. Хотя доподлинно известно, что вместо объекта, предусмотренного проектом планировки данной территории, построить что-либо другое не представляется возможным согласно действующему законодательству. К тому же жилые дома будут возведены вдоль ул. Спортивной с учетом максимального сохранения существующего озеленения. Потеря многомиллионных инвестиций (стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд.) и замедление в развитии территории набережной мало взволновали народных избранников.

Также их не обеспокоил тот факт, что компания-застройщик с 2006 г. занимается благоустройством, содержанием и эксплуатацией территории набережной и прибрежного парка за свой счет.

Были предложения выставить земельные участки данной территории на торги (кто-то даже подсчитал, что это принесет такой же объем инвестиций), но единая концепция застройки в этом случае будет нарушена и город рискует получить вместо цельной и функциональной набережной некое подобие лоскутного одеяла, которое к тому же каждый из правообладателей начнет тянуть на себя. Справедливости ради надо отметить, что есть парламентарии, понимающие значимость этого проекта как с экономической, так и с социальной точки зрения. По словам депутата Андрея Першина, единая концепция реконструкции и застройки прибрежного парка — просто шикарный проект, который надо утверждать без всяких проволочек.

29 января заканчивается срок действия распоряжения мэра о выделении земельного участка единому заказчику-застройщику. Если до этого времени решение об изменении зонирования не будет принято, то компания будет вынуждена заключить с мэрией договор аренды на прибрежный парк и набережную под строительство объектов, предусмотренных зоной Р-1. По словам Игоря Бузюкова, реализация проектов, соответствующих назначению зоны Р-1, будет продолжена. Здесь запланированы интересные спортивные сооружения. Но от строительства жилых и коммерческих объектов — самой перспективной части проекта — пока придется отказаться. Соответственно объем привлекаемых инвестиций сократится на порядок, ведь вкладывать деньги в строительство спортивных объектов желающих немного, следовательно, территория набережной будет осваиваться медленнее, а жителям Автограда, желающим культурно и комфортно отдохнуть, придется ждать, когда здравый смысл парламентариев возьмет верх.

Обсудить на форуме