Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (722) | 16 сентября 2019г.
 

Олег Дербенев:

Наша задача — обеспечить надежное энергоснабжение потребителей

Борис Кротов

В 2019 г. получил развитие тренд с переходом абонентов — физических лиц в Самарской обл. на прямые договоры с ПАО «Самараэнерго». Непосредственное взаимодействие с гарантирующим поставщиком осуществляют также крупнейшие предприятия региона. О стратегии компании и рисках, которые приходится брать на себя на оптовом рынке электроэнергии для защиты интересов клиентов, в эксклюзивном интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал генеральный директор ПАО «Самараэнерго» Олег ДЕРБЕНЕВ.

- Олег Александрович, у обывателя слово «Самараэнерго» ассоциируется с электросчетчиком и квитанциями за электричество, которые нужно оплачивать, а то отключат. Сбор денег за энергию — во многом основная работа вашей компании?

- Это только видимая часть нашей работы. Уже более 10 лет мы являемся гарантирующим поставщиком в Самарской обл. и одним из ключевых элементов системы, обеспечивающей надежное энергоснабжение нашего региона. Если говорить совсем просто, то любой потребитель, которому нужна электрическая энергия, может обратиться в ПАО «Самараэнерго», и мы обязаны будем его принять. Именно это и означает термин «гарантирующий поставщик». Для обеспечения поставок электроэнергии в регион мы должны закупить необходимое ее количество на оптовом рынке. Для простоты можем называть этот рынок биржей. Здесь много участников, как со стороны продавцов (генераторов), так и со стороны покупателей (сбытов). Наша задача — обеспечить надежное энергоснабжение потребителей по минимально возможной для рынка энергии цене. Таким образом, помимо бизнес-задач у нас есть важная социальная миссия. И это непростая работа.

- То есть вы помогаете самарцам платить на бирже меньше?

- Это сфера нашей профессиональной ответственности. В нашем деле ключевую роль играет точность прогноза потребления энергии. Если по факту потребителям нужно будет больше энергии, чем мы заранее заказали, то эти «отклонения» придется покупать по гораздо более высокой цене. Наш прогноз имеет погрешность около 2,5%. Для сравнения: у некоторых известных нам независимых сбытовых компаний и предприятий, самостоятельно ведущих закупку энергии, ошибка может достигать 40%. Это отражается на их затратах на покупку энергии на бирже. При этом еще и цена электроэнергии на бирже последние 2-3 года растет довольно активно.

- «Самараэнерго» работает только на территории Самарской обл. Но если вы умеете минимизировать плату за энергию, то пытаетесь ли получить клиентов в других регионах?

- Мы можем работать и за пределами Самарской обл., но с осторожностью относимся к таким проектам. Несколько лет назад существовала энергосбытовая компания, которая на пике своей деловой активности поставляла энергию в 16 регионов. В результате для этой компании и ее потребителей дело закончилось не очень хорошо.

Мы предпочитаем крепко стоять на ногах в своем регионе, наш бренд знают потребители, мы четко понимаем их нужды и можем дать им наилучший сервис. Нам проблемы не нужны.

- А энергосбыты могут обанкротиться?

- К сожалению, такие истории в России не редкость. По официальным данным, у 16% российских энергосбытов низкая финансовая устойчивость и высокая вероятность банкротства. Банкротство сбытовых компаний — это неприятности для потребителей и властей региона.

- Вы упомянули, что предприятие может самостоятельно работать на бирже без гарантирующего регионального поставщика наподобие «Самараэнерго» или через независимую компанию.

- Это разрешено законодательством. Однако независимые энергосбыты иногда банально пытаются манипулировать эмоциями представителей предприятий, обещая, что с ними энергия будет дешевле, чем с ПАО «Самараэнерго» или другим местным гарантирующим поставщиком. Суть их манипуляции проста: они говорят, что их сбытовая надбавка меньше нашей. При этом, как правило, такие «агенты» умалчивают о риске глобальных переплат из-за меньшей точности своих прогнозов. О дороговизне закупки отклонений на бирже мы уже говорили ранее. Практика показала, что для подавляющего большинства «ушедших» клиентов рост затрат на закупку энергии становится неприятной неожиданностью. Рынок наказывает низкую дисциплину планирования и потребления, а конкурирующие сбытовые компании не хотят и зачастую не могут брать на себя эти риски своих клиентов.

Напомню, несколько лет назад ПАО «АВТОВАЗ» отказывался от работы с ПАО «Самараэнерго» и переходил на обслуживание в независимую энергосбытовую компанию. Однако этот эксперимент показал, что ожидаемая экономия в реальности обернулась ростом затрат на энергоснабжение и конфликтом с новыми поставщиками. Неудачное сотрудничество вскоре привело к многолетнему судебному разбирательству на сумму почти в миллиард рублей, которые новый энерготрейдер взыскивал с завода через суд. К менеджерам завода, принявшим решение по уходу от ПАО «Самараэнерго», у акционеров, наверное, тоже были неприятные вопросы. Ну и самарский бюджет потерял в поступлении налогов, поскольку у ПАО «Самараэнерго» из-за ухода АВТОВАЗа уменьшился размер отпуска энергии.

В итоге менеджмент завода осознал свою ошибку и, отказавшись от дальнейших экспериментов, вновь обратился к нам — гарантирующему поставщику Самарской обл. Мы оперативно возобновили сотрудничество, которое до того длилось десятилетиями.

На память приходит еще один недавний случай в Тольятти, который не попал в СМИ, в отличие от ситуации с автозаводом. Известное и очень крупное предприятие заключило договор энергоснабжения с энергокомпанией из соседнего региона, которая ему предложила меньшую сбытовую надбавку, чем у нас. Но затем энергосбыт из другого региона вступил в конфликт с сетевой компанией, накопив десятки миллионов долгов. В итоге создалась прямая угроза отключения сложнейшего и опасного производства. Парадоксально, что само предприятие добросовестно оплачивало энергию, но могло пострадать из-за проблем нанятого энергосбыта. Нервов было потрачено много.

- Что же делать предприятиям, ведь цена энергии на бирже постоянно растет?

- Она растет и для нас, и для независимых сбытов. К сожалению, юридические риски, «зашитые» в договорных конструкциях с независимыми сбытовыми компаниями, мало кто может профессионально оценить на начальном этапе. В ПАО «Самараэнерго» таких «подарков» своим потребителям не дарят. Конечно, мы понимаем нужды и стремление потребителей к снижению затрат на энергоснабжение, но, по нашему убеждению, рецепт кроется не в смене поставщика, а в более эффективном управлении своими производственными процессами. Если нужна будет наша консультация в этом, то потребители всегда могут ее получить.

- Что касается населения, у него пока нет возможности самостоятельно покупать электроэнергию на бирже. Для них вы монополисты.

- Я понимаю, что у политиков слово «монополист» иногда звучит в качестве ругательства, но мы не рыночный монополист, а гарантирующий поставщик. Мы не продаем энергию населению по ценам «с потолка», а поставляем по тому тарифу, который устанавливает государство. ПАО «Самараэнерго» обязано обеспечить надежное энергоснабжение, и мы делаем это. Другая задача — это прием на прямые договоры по оплате электроэнергии людей из управляющих жилфондом компаний, накопивших долги. Это удобнее самим потребителям, поскольку их деньги перестают пропадать в недрах коммунальных лавочек. Третья линия нашей работы -массовая установка автоматических систем коммерческого учета энергии (АСКУЭ) вместо старых счетчиков. Это тоже на пользу гражданам: ведь можно экономить, используя наиболее выгодные для конкретного потребителя тарифы, а показания по потреблению передаются нам автоматически.