Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (717) | 15 июля 2019г.
 

Цифровой «Остров»

ТГУ представил свои проекты на образовательном интенсиве в Сколково

Борис Кротов

10 июля в Сколковском институте науки и технологий стартовал образовательный интенсив «Остров 10-22» для команд ста российских вузов. Мероприятие было организовано при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с целью создания и развития команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития. Команда из 12 представителей опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) привезла на образовательный интенсив свой проект по цифровой трансформации вуза.

В атмосфере конкуренции

Помимо вузовских команд и представителей научно-образовательных центров (НОЦ) к мероприятиям «Острова 10-22» присоединились лидеры цифровых проектов в сфере образования: стартаперы, технологические компании, — которые готовы предложить свои решения для системы высшего образования и стать участниками только формирующегося рынка НТИ в сфере образовательных технологий EduNet.

Это уже второе образовательное мероприятие, в котором представители технологических проектов могут принять участие с целью обмена опытом, презентации своих компетенций, проектов и наработок. Первый образовательный интенсив «Остров 10-21» прошел летом 2018 г. на острове Русском и сразу стал одним из знаковых мероприятий в повестке формирующегося рынка НТИ в сфере образовательных технологий EduNet. Первый «Остров» собрал представителей сотен российских технологических проектов. Более 1000 человек смогли принять участие в отработке принципиально новых подходов и практик интенсивного обучения с применением технологий искусственного интеллекта, сбором цифрового следа, формированием индивидуальных траекторий развития. Участниками первого «Острова» стали более 1000 предпринимателей, инвесторов, изобретателей, ученых, студентов и талантливых школьников.

Отбор на второй «Остров» проводился на конкурсной основе. Оценка команд, претендующих на участие, осуществлялась с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, без вмешательства экспертов. «При оценке вузовских команд учитывались несколько критериев. Наибольший вес имело соответствие команды вуза рекомендациям по структуре и по трекам развития участников, — пояснил генеральный директор «Университета 20.35» Василий Третьяков. — Оценивалась готовность вузов работать в экосистеме технологического развития: активность студентов и сотрудников вуза в экосистеме НТИ, заинтересованность в использовании сервисов экосистемы НТИ и наличие внешней экспертизы в команде».

Помимо этого, при рейтинговании вузов учитывались дополнительные критерии: динамика численности студентов по техническим и IT-направлениям, активность в области инновационной деятельности, доля доходов от НИОКР и услуг, связанных с научными, научно-техническими, творческими услугами и разработками. По итогам отбора был сформирован пул участников из 100 команд.

«Росдистант» в тренде

Команда опорного ТГУ в первый же день официальной программы в ходе деловой игры «Высокие ставки» защитила проект «Global — Росдистант». Эксперты подчеркнули, что «Росдистант» — очень интересный проект. Деловая диагностическая игра «Высокие ставки» крайне важна для всей работы на «Острове». Как говорят организаторы, она работает шлюзом в остальную программу интенсива. Игра помогает командам определить положение своего вуза или научно-образовательного центра относительно карты развития, проработать стратегию изменений, найти партнеров для совместной реализации проектов.

Платформа «Росдистант», с которой ТГУ вышел к экспертам и сумел заручиться поддержкой других вузов и стартапов на «Острове», уже реализуется не первый год и сейчас активно совершенствуется. «Росдистант» — это собственный формат и комплекс технологий дистанционного онлайн-обучения в высшем образовании. Сегодня это студенты из 19 стран мира и более 80 регионов РФ (включая Москву и Санкт-Петербург). В проекте задействовано свыше трехсот преподавателей. Разработано более 2 тысяч контентов по 25 образовательным программам.

Инновационные IT-решения, созданные в Тольяттинском госуниверситете в процессе реализации проекта «Росдистант», легли в основу дальнейшего развития ТГУ и позволили вузу в 2018 г. вновь получить статус федеральной инновационной площадки (ФИП) — на период с 2018 по 2023 г. (впервые этот статус вузу был присвоен в 2012 г.). В рамках ФИП реализуется проект «Умный университет», продолжающий цифровую трансформацию вузовских процессов и нацеленный на их полное перепроектирование с опорой на лучший опыт других вузов и на современные информационные технологии. Повторное получение статуса ФИП после реализации проекта «Росдистант» можно расценивать как федеральное признание инновационности и эффективности внедряемых ТГУ разработок.

В целом на сегодня проект «Росдистант» согласован с задачами и показателями национального проекта «Цифровая экономика» в части развития цифровых компетенций и онлайн-обучения, а также национального проекта «Образование» в части экспорта образования. Таким образом, проект реализуется в рамках решения государственных задач. Эксперты Сколково высоко оценили его, назвав чрезвычайно интересным. По итогам игры «Высокие ставки» команда ТГУ заняла третье место среди всех участвовавших в ней университетов страны.

Есть что рассказать

Опорный ТГУ готов делиться своими компетенциями с другими участниками образовательного интенсива в Сколково, причем с позиции обучающей стороны. Один из руководителей подразделения опорного Тольяттинского университета приглашен на «Остров 10-22» в качестве преподавателя. Заместитель директора Центра новых информационных технологий Роман Боюр проведет здесь мастер-класс на тему «Формирование единой информационной модели и управление целостностью данных университета на основе разнородных информационных систем». Боюр отвечает в ТГУ за цифровую трансформацию процессов университета. Он также является руководителем платформы дистанционного обучения в ТГУ, известной как «Росдистант».

Цифровая трансформация процессов вуза затрагивает различные его процессы и происходит на разную глубину, которую можно условно назвать «цифровой зрелостью». Более того, цифровизация даже в рамках одного процесса может происходить по-разному для данных, бизнес-процессов, сервисов/интерфейсов и персонала.

В рамках мастер-класса будут рассмотрены практические кейсы по работе с данными процессов университета. Прежде чем пытаться получить эффект от работы с большими данными, стоит задуматься, в каком состоянии находится ключевая корпоративная информация — ваши «малые» данные. Выверены ли они, гармонизирована ли связь между разными процессами, актуальна ли, целостна? Роман Боюр даст ответы на все эти вопросы на образовательной интенсиве в Сколково.