Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (717) | 15 июля 2019г.
 

Кооперация Малеева

Люди основателя Группы «Автоком» сумели заработать на подготовке к ЧМ-2018

Павел Соколов, Татьяна Федорова

До 14 августа в Арбитражном суде Самарской обл. отложено рассмотрение искового заявления ООО «ЖСК-286» к министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс) о взыскании убытков в размере 30,8 млн р. Компания, близкая депутату Самарской губернской думы (СГД) Вячеславу МАЛЕЕВУ (на фото), выполняла подрядные работы на строительстве объектов к ЧМ-2018. ООО «ЖСК-286» удавалось получать госзаказы ценой более 600 млн р. каждый, которые в ходе их исполнения увеличивались более чем на 10% от первоначального объема работ.

От дружбы до ненависти

7 марта ООО «ЖСК-286» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском к Минтрансу о взыскании 31,78 млн р., в т.ч. 22,65 млн р. убытков, 6,115 млн р. пени, 3,02 млн р. штрафа за счет казны Самарской обл., а также 138 тыс. р. расходов по оплате государственной пошлины. Делу присвоен №А55-6000/2019. 27 июня судебным определением требования были уменьшены до 30,8 млн р. 9 июля суд определил: «Признать дело №А55-6000/2019 подготовленным к судебному разбирательству. Назначить судебное заседание на 14 августа». Пока подробности дела не раскрываются. Однако известно, что в тесном контакте с Минтрансом, который с июня 2012 г. до сих пор возглавляет Иван Пивкин, стокхолдерам ООО «ЖСК-286» удалось прокачать почти 1,3 млрд р. на госзаказах, связанных с подготовкой к ЧМ-2018. Теперь бывшие партнеры по тем сделкам вынуждены выяснять отношения в суде.

Это не единственный судебный процесс с участием ООО «ЖСК-286», где идет речь о его взаимоотношениях с Минтрансом. 17 декабря 2018 г. ООО «ЖСК-286» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с двумя исковыми заявлениями к Управлению по контролю в сфере закупок Самарской обл. (Государственная инспекция финансового контроля Самарской обл., Госфинконтроль). Первому делу был присвоен №А55-37660/2018, второму — №А55-37706/2018. Перед этим Госфинконтроль привлек к административной ответственности ООО «ЖСК-286» за изменение условий двух госконтрактов. Один был заключен 10 сентября 2015 г. (подробности в деле №А55-37660/2018), второй — 14 сентября 2015 г. (подробности в деле №А55-37706/2018).

Попросили добавки

10 сентября 2015 г. по результатам открытого конкурса между Минтрансом и ООО «ЖСК-286» был заключен государственный контракт №82-1 /52/15 на выполнение работ в рамках реконструкции в Самаре Московского шоссе на участке от пр-та Кирова до АЗС №115 «Роснефть», обеспечивающего подъезд к будущему стадиону ЧМ-2018. В рамках этого контракта от ООО «ЖСК-286» требовалось выполнить «переустройство наружных сетей водоснабжения». Цена контракта -603,999 млн р. Дополнительным соглашением от 25 декабря 2017 г. №6 в контракт были внесены изменения в приложении №1 «Ведомость объемов работ». Госфинконтроль усмотрел в этом нарушение требований ч.2 ст.34 и ч.1 ст.95 ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.к. путем заключения дополнительного соглашения были изменены существенные условия контракта №82-1/52/15. В частности, «объем по отдельным видам работ изменился более чем на 10%, а также были включены работы, изначально не предусмотренные контрактом». Т.е. эти изменения (при условии изначального включения в техзадание) могли бы существенно повлиять на исход торгов, в рамках которых данный госзаказ был разыгран и достался ООО «ЖСК-286» в качестве единственного участника. Кроме того, дополнительное соглашение привело к увеличению суммы контракта.

14 сентября 2015 г. также по результатам открытого конкурса между Минтрансом и ООО «ЖСК-286» был заключен еще один государственный контракт — №83-1/53/15 -на выполнение работ в рамках реконструкции того же участка Московского шоссе. В данном случае от ООО «ЖСК-286» требовалось выполнить «переустройство и вынос сетей электроснабжения 6-110 к В и переустройство линий электропередач до 35 кВ». Изначальная цена контракта — 697,14 млн р. ООО «ЖСК-286», в очередной раз будучи единственным участником открытого конкурса, согласилось выполнить работы за 696,99 млн р. Т.е. единственный участник торгов совершил дисконт всего на формальные 0,02% от стартовой цены госзаказа. Это еще один мотив задуматься о степени подстроенности данных процедур. Но вскоре дисконт с лихвой был погашен хорошей премией. «Дополнительным соглашением от 20 декабря 2017  г. №6 к контракту №83-1/53/15 внесены изменения в приложение №1 «Ведомость объемов работ», в частности: объем по отдельным видам работ изменился более чем на 10%, а также включены работы, не предусмотренные контрактом №83-1/53/15», — говорится в решении суда по делу №А55-37706/2018, которое было вынесено 22 марта 2019 г. По делу №А55-37660/2018 решение было вынесено на несколько дней раньше — 17 апреля.

В обоих случаях в обоснование жалоб на Госфинконтроль ООО «ЖСК-286» ссылалось на отсутствие вины, а также на то, что «контракт был заключен на основании разработанной ОАО «Трансмост» (г. Санкт-Петербург. – Прим. ред.) проектной документации реконструкции Московского шоссе». Представитель ООО «ЖСК-286» искал оправдание на основе того, что в процессе разработки рабочей документации, а также в ходе исполнения силами ООО «Самаратрансстрой» и ООО «ЖСК-286» строительно-монтажных работ якобы были выявлены дефекты проектно-изыскательских работ, выполненных ОАО «Трансмост». По мнению истца, без заключения дополнительного соглашения была бы невозможной сдача в эксплуатацию завершенного строительством объекта и ввод его в эксплуатацию до начала ЧМ-2018 г. Спекуляцию приняли. В результате ООО «ЖСК-286» отделалось штрафом в сумме 100 тыс. р. по каждому случаю. Хотя изначальная цена санкций со стороны Госфинконтроля была значительно выше.

По сути, таковой оказалась плата за возможность получить доступ к освоению почти 1,3 млрд р., да еще с ростом цены контракта по ходу работ. Возникновение подобных схем явно неслучайно.

Малеев, Рябов и другие

Интересы ООО «ЖСК-286» вполне бы мог лоббировать Вячеслав Малеев. На данный момент учредителями ООО «ЖСК-286» выступают Сергей Рябов (50%), Арсений Тимофеев (25%) и Александр Новокрещенов (25%). Генеральным директором ООО «ЖСК-286» с 17 января 2018 г. числится Дмитрий Гуревич. До него эту должность занимал Сергей Рябов. По итогам 2015 г. выручка ООО «ЖСК-286» составила 268,79 млн р., по итогам 2016 г. — 708,83 млн р., по итогам 2017 г. — 639,9 млн р. Данные за 2018 г. официальными источниками пока еще не раскрыты. До 2015 г. годовая выручка ООО «ЖСК-286» едва дотягивала до 252 млн р., а то и вовсе была значительно ниже. Из чего следует, что полученные в рамках подготовки Самары к ЧМ-2018 госконтракты оказались для ООО «ЖСК-286» предельно важными.

Ведь каждый из двух выше озвученных заказов по цене более чем в два раза превышал среднегодовую выручку ООО «ЖСК-286» до 2015 г. На этом фоне складывается впечатление, что эти госзаказы могли специально подгонять под ООО «ЖСК-286».

При создании в 2003 г. и по 2010 г. в состав учредителей ООО «ЖСК-286» входил Вячеслав Малеев. Основной вид деятельности ООО «ЖСК-286» — строительство жилых и нежилых зданий. Уставный капитал — 200 тыс. р. Компания была организована путем реорганизации потребительского жилищностроительного кооператива № 286.

Сергей Рябов является учредителем ООО «Автотехпром» (г. Самара). По данным до мая 2019 г., ему в нем принадлежало 40%. Кроме него в списке учредителей ООО «Автотехпром» Вячеслав Малеев с 27% и ПАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» (КЗАЭ), который находится под контролем Группы «Автоком», с долей 29%. Основателем Группы «Автоком» называют Вячеслава Малеева. В мае 2019 г. ООО «Автотехпром» удвоило уставный капитал.

28 июня Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. на реконструкцию Московского шоссе на участке от пр-та Кирова до АЗС №115 «Роснефть» г.о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону в 2017-2018 гг.». Аудиторы установили наличие существенной разницы между стоимостью приобретенных субподрядчиком материалов и комплектующих. «Так, в рамках выполнения работ по устройству автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) в результате привлечения субподрядчика разница между стоимостью дорожных контроллеров, отраженной в актах о приемке выполненных работ и стоимостью, оплаченной субподрядной организацией официальному дилеру, составила не менее 8 млн р.», — говорится в отчете СПСО об одном из таких эпизодов. «Стоимость посадочного материала, использованного на объекте при благоустройстве, оплаченная субподрядной организацией поставщику, составила 8,2 млн р. Стоимость посадочного материала, отраженная в актах выполненных работ, принятая на основании утвержденных единичных расценок, 20,6 млн р.», — сообщают аудиторы СПСО о другом эпизоде.

Установлено также, что при проведении открытого конкурса на определение подрядчика для реконструкции объекта было допущено нарушение федерального закона о контрактной системе, которое непосредственно повлияло на оценку заявок. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен губернатору Самарской обл., а также в УФСБ России по Самарской обл.

Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «ЖСК-286» сменило место регистрации юрлица. На данный момент в картотеке Арбитражного суда Самарской обл. содержится порядка двух десятков исков к ООО «ЖСК-286» о взыскании.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.