Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (717) | 15 июля 2019г.
 

Не в коня корм

Востребованность специалистов СамГУПС в регионе вызывает сомнения

Егор Кошеров

На прошлой неделе ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (СамГУПС) объявил об открытии подготовки бакалавров по профилю «Промышленное и гражданское строительство». Существует мнение, что с учетом высокой конкуренции среди специалистов в данном секторе и обвала строительного рынка в регионе программа способна заинтересовать разве что абитуриентов из-за рубежа. Государственная поддержка отрасли строительства железнодорожных магистралей и мостов также внушает мало оптимизма будущим студентам.

В релизе факультета «Строительство железных дорог и информационные технологии» СамГУПС говорится о вновь открытом направлении подготовки по специальности 08.03.01 «Строительство» со специализацией «Промышленное и гражданское строительство». Утверждается о востребованности данной специальности государством ввиду выделения под нее бюджетных мест. Заявку на аккредитацию специальности вуз готов подать в сентябре. Это произойдет сразу после окончания набора абитуриентов. Сейчас наблюдается высокий спрос на подготовку специалистов в сфере строительства у иностранных партнеров вуза.

Ожидается, что основную часть обучающихся составят как раз иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья. После сдачи на степень бакалавра они смогут трудоустроиться на своей родине. В отношении самарских студентов такой уверенности сегодня нет. Дело в том, что специалистов по строительству в регионе вполне хватает. Несколько базовых для подготовки по специальности 08.03.01 вузов имеют договоры с крупнейшими предприятиями строительного комплекса. В итоге овладевшие азами профессии выпускники, согласно официальной статистике, устраиваются на работу по специальности 08.03.01 едва ли не в 9 из 10 случаев. СамГУПС придется потрудиться, чтобы побить этот рекорд.

Еще одна проблема в том, что строительный рынок в Самарской обл. по завершении масштабных мероприятий, связанных с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 г., стремительно сужается. По сравнению с периодом январь-май 2018 г. в аналогичном периоде т. г. объем строительных работ, выполненных в регионе, упал больше чем на 25%, а в части ввода в эксплуатацию жилья — на 32%. Падение продолжается с учетом снижения покупательной способности населения.

Молодых специалистов СамГУПС могли бы выручить меры господдержки промышленного строительства, например реализация на территории Самарской обл. крупных инфраструктурных проектов, связанных с железными дорогами и мостами. Однако пока такими проектами регион не балуют. Отметим только план организации скоростного железнодорожного сообщения по маршруту «Липяги -Самара — Тольятти» в рамках программы развития ОАО «РЖД» до 2025 г. Обосновывающие материалы по трассе для апгрейда транспортного узла Самарско-Тольяттинской агломерации должны быть представлены в Минтранс РФ до 1 мая 2020 г. Понятно, что нынешние абитуриенты не успеют поучаствовать в проекте. Впрочем, их могут пригласить на стройки в другие субъекты РФ: вуз активно сотрудничает с пятью территориальными филиалами «РЖД» по всей стране.