Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (166) | 15 января 2007г.
 

Виталий Гройсман:

Если партия хочет, что-бы я выиграл, дайте «бабок»

Павел Соколов

На прошлой неделе политические партии завершали формирование своих предвыборных списков. «Единая Россия» решила этот вопрос раньше всех, еще в декабре. Партиям список кандидатов от «Единой России» был нужен для того, чтобы, сравнивая политический вес кандидатов, формировать свои списки. Финансово-промышленным группам он пригодился для того, чтобы ввести в списки других партий своих ставленников с конечной целью провести в губдуму максимально возможное количество своих людей. Больше других в данной политической игре может преуспеть ФПГ «Волгопромгаз». При формировании списка от «Единой России» она была вынуждена уступить инициативу Рособоронэкспорту. Но при этом Волгопромгаз сохранил возможность обрести в думе максимальное количество мест за счет прохождения своих кандидатов по сельским округам и под вывеской других партий. Об этом и многом другом рассказал в интервью корреспонденту «Хронографа» депутат Самарской губернской думы, главный врач городской больницы №1 г. Тольятти, член партии «Единая Россия» Виталий ГРОЙСМАН.

- Виталий Александрович, чем будет отличаться предвыборная кампания 2007 г. от 2001 г.?

- Главное отличие — слишком большое количество желающих попасть в губернскую думу. В выборах 2001 г. претендентов на каждое место было 3-4, а в некоторых округах вообще по 2 человека. Я имею в виду по области. Сегодня, как мне говорят, будет 10-12 человек на каждом округе. То есть количество желающих увеличилось. Но при беседах с ними я прихожу к выводу, что большинство не понимают, зачем туда идут. Они составляют программы. Людям морочат голову, что они будут выполнять какие-то программы. Никаких программ в губернской думе ты выполнить не можешь. Это чистейший обман. В губернской думе самое большое, что ты можешь сделать, это при принятии бюджета более-менее для города увеличить сумму отчислений. И второе — это при профиците выбить больше денег городу. Все остальное ничего сделать невозможно. Ты просто принимаешь законы областные. А люди все понимают, что чем ты в город больше денег выбьешь, тем лучше. А ты их сделать не можешь.

- Перед кем и как мэр отчитывается за использование средств, привлеченных в город из средств областного бюджета? С городским бюджетом все понятно, депутаты городской думы постоянно его обсуждают. Почему так широко не обсуждаются вопросы использования денег, полученных городом из областного бюджета?

- Вы абсолютно правы, что ни перед кем он не отчитывается. Ни перед городской, ни перед областной думой. В областной думе принимается бюджет, который сделало правительство Самарской области в соответствии с законом, причем пытаясь... Не знаю, какое слово подобрать... Надурить. Вы во всем правы, кроме того, что «куда растратил и как растратил».

- Я тут никакого намека не делаю...

- Это просто невозможно сделать.

- Может быть, люди в губернскую думу для этого идут?

- Да. Думая, что можно... Но это далеко не так. Поверьте мне. После Николая Уткина, который сейчас является председателем бюджетного комитета в губернской думе, больше из тольяттинцев на этот пост никого уже не пропустят. Туда претендуют люди, которые близки к министру финансов Павлу Иванову. Чтобы можно было больше иметь профицита и иметь возможность этими суммами руководить. Вы посмотрите, в прошлом году каждый квартал было по 3 млрд. профицита. А бюджет был принят с дифицитом. Если сегодняшние кандидаты в депутаты бредят, что они смогут как-то этим людям противостоять, избравшись в думу, то это абсолютное заблуждение. Арапом переть против них здесь бесполезно. Тебя тут же выгонят из этого общества. Но если ты умеешь доказывать правдоподобно, что действительно нужно городу, то вопросов ни у кого нет. Дают деньги — 70 млн., 150 млн.

- Помимо Тольятти и Самары существует большое количество округов, расположенных на территориях малых городов и сел. Особенности ведения предвыборных кампаний там не так видны общественности, как в Тольятти и Самаре. Мы сейчас наблюдаем, что та же самая группа лиц, которая, как вы говорите, близка к министру финансов области и имеет возможность контролировать большинство в нынешнем составе губдумы, ведет активную работу именно в этих малозаметных округах.

И если ситуация в этих округах для них сложится благополучно, то они смогут в новой думе опять получить достаточно большое влияние. Больше, чем у -«Единой России». Соответственно усилия Рособоронэкспорта и Евгения Юрьева лично при формировании партийных списков для участия -«Единой России» в выборах могут получить эффект холостого выстрела.

- Я вам однозначно говорю, что ситуация сложится именно в пользу этой группы лиц. Она сложится в их пользу потому, что они работают. И еще вопрос — выиграл ли Юрьев. Посмотрим по результатам. Он просто прокомандовал сегодня, но это не говорит о стопроцентном успехе его команды, которую он собрал.

- Как вы считаете, насколько серьезно он владеет ситуацией?

- Они, во-первых, забыли, что такое Тольятти. Это необычный город. И мнение людей, если они думают, что, как в армии, приказал — и все взяли под козырек, то в Тольятти этого нет. Здесь будет все наоборот. Они не знают, что, когда выдвигали начальников ранее, их всех прокатывали. Народ не любит начальников. В Тольятти, допустим, начальство говорит: будем голосовать за Иванова. Прокатили Иванова. Раз начальство сказало, значит, он враг народа.

- С вами советовались, перед тем как принять решение о вашем выдвижении по Комсомольскому району?

- Со мной никто не советовался. Меня просто кинули на жареные гвозди. Неожиданно. В Центральном районе я всегда выбирался в городскую думу. В губернскую думу я выбирался по Автозаводскому району. Соответственно я, будучи 5 лет депутатом от Автозаводского района, многое делал для своего округа. И вдруг меня кидают на Комсомольский район, где я, в принципе, никогда ничего целенаправленно не делал и не решал.

- В чем тут логика?

- Мне трудно объяснить это все. Нет, я логику могу найти, в конце концов, но она не очень устраивает меня. А логика очень простая. Три работника АВТОВАЗа должны идти по Автозаводскому району от партии «Единая Россия». Я не работник АВТОВАЗа, поэтому мне места там не нашлось.

- Но и Андрей Перший не работник АВТОВАЗа. Однако Юрьев поддержал идею его участия в выборах по Автозаводскому району.

- Да, Першин не работник АВТОВАЗа, поэтому я и не могу понять логику военных. Это ж логика военных. Я считаю себя вазовцем, потому что всю жизнь работал на Волжский автозавод. Я 40 лет проработал на людей этого завода. Я понимаю не логику военных, а логику партийных руководителей «Единой России», что Гройсмана можно выставлять где угодно... Я им тоже сказал: пожалуйста, я не возражаю — по Комсомольскому району, так по Комсомольскому району. Я спорить-то не могу, раз партия решила так. Но вы дайте мне денег, чтобы я мог что-то сделать для Комсомольского района. Я ж ничего для него не делал. До сих пор, прожив в Тольятти 40 лет, я для Комсомольского района специально ничего не сделал. Не знаю, сколько мне дадут денег. У меня их нет. Я не коммерсант, у меня нет денег. Если партия хочет, чтобы я выиграл, дайте «бабок»!

- Но -«Единая Россия» выстраивала список своих кандидатов таким образом, что практически все кандидаты, внесенные в первую десятку, выдвинуты и по одномандатным округам. Сделано это было для того, чтобы эти кандидаты выполнили двойную работу — агитировали за себя и за партию. Соответственно, партия намеревалась таким образом переложить бремя финансовых расходов на своих кандидатов. А раз партия решила сэкономить даже на этом, то откуда она возьмет деньги для вас?

- Это, наверное, правильно, но кроме меня, потому что мне денег взять негде. Я не связан с коммерцией. Я не могу взять деньги в больнице. Но если вы хотите, чтобы я выиграл, вы должны хотя бы заплатить деньги людям, которые будут ходить и за меня агитировать. Я подал смету на 3,3 млн. р. в партию «Единая Россия». Вот жду, когда мне ответят.

- А что, есть основания говорить о том, что они рассчитывали на Гройсмана -коммерсанта?

- Скорее всего, так они рассчитывали. Но сегодня они перед дилеммой, я думаю. Кстати, я еще не зарегистрировался. Там 18 января последний день. Я думаю, что 17то я зарегистрируюсь.

-Вы думаете, что партии вы интересны как человек-бренд, способный выиграть выборы в любом тольяттинском округе?

- В партийном списке я на 9-м месте. Я понимаю прекрасно, что расчет был на то, что я освобожу место в списочном составе кому-то.

- А если не пройдете по одномандатному округу?

- Я пойду по списку.

- Вы не испытываете опасения, что в случае неудачи по одномандатному округу вам сделают предложение покинуть список как не оправдавшему надежды партии?

- Насильно убрать меня из списка не смогут. Это будет приличный скандал.

- А по собственной воле покинуть список можно?

- По собственному желанию можно.

- Но тогда какие тут могут быть вопросы? Ведь руководство партии «Единая Россия» умеет быть очень убедительным. Оно умеет попросить так, что отказать никто не решится.

- Нет, конечно, можно. Все сделать возможно. Но вы поймите, ведь голосовать за партию будут тоже, увидев там фамилию... Ну, не будем гадать. Я намереваюсь бороться на округе.

- История с внесением вашей фамилии в список выглядит неоднозначно. То вас вносили в список, то вычеркивали. Проясните, пожалуйста, ситуацию, как все происходило?

- В самом начале было так. Меня вызвал генерал Юрьев и сказал, что я второй в списке. Потом меня почему-то убрали. Моей фамилии не было в списке. И вдруг я появился снова в списке.

- Насколько я помню, в тот момент, когда ваша фамилия исчезла из списка, в ней появилась фамилия Кадырова.

- Кадырова предложил генерал. Когда меня Юрьев вызывал, он говорил, что я второй-третий в списке и поэтому должен отказаться от 13-го округа в Автозаводском районе.

- В свое время вы отмечали, что участвовать в выборах в Самарскую губернскую думу в 2001 г. вы начали после того, как к вам лично обратился с этой просьбой губернатор Константин Титов. Как обстоит дело на этот раз?

- Сейчас он мне то же самое сказал. Я ему говорю: вы мне будете помогать? Я же в каком-то роде как пиявка. Вот я пообещал людям 20 млн., извините, Константин Алексеевич, вы мне должны в год из профицита их, значит, давать. Губернатор дал мне слово, что он это будет делать. И поэтому я иду уверенный. Но даже если сменят губернатора, следующий мне не сможет в этом отказать. Поверьте мне.

- А если бы Титов вас не попросил и ничего бы вам не пообещал, что бы вы делали?

- Я бы шел по 13-му округу — там, где я на сто процентов знаю, что меня выберут.

- А как же требование партии не идти по 13-му округу?

- Ну вы, наверное, не знаете... Я написал заявление о выходе из партии. А что мне оставалось? Меня приглашали в другую партию. Приезжал Тархов, приглашал меня в свою партию. Вы поймите, я не пытаюсь там выламываться, как-то себя преподносить. Нет. Я просто знаю, что могу сделать полезного. А он же все видит (показывает на небеса. — Прим. авт.) И мне ничего не надо. У меня все есть. Мне не нужно никаких денег от думы. Вот вы говорили, что я политик. Какой я политик? Я выбивала денег. С меня политик хреновый. Я единственное что умею — выбивать. Да, у меня это получается как-то. Вот я ставлю цель, что мне нужно 20-25 млн. Не мне лично, для города. Пока получалось.

Обсудить на форуме