Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (125) | 27 февраля 2006г.
 

Короткое перемирие

General Motors оказал политическое давление на Кремль

Павел Соколов

На этой неделе должно быть принято окончательное решение по условиям поставки автокомплектов ОАО «АВТОВАЗ» на ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». 20 февраля совету директоров СП удалось добиться возобновления поставок без удовлетворения требований ВАЗа (см. «Хронограф» №5 (124) от 20.02.06). Судя по всему, здесь сыграла роль попытка американской стороны придать экономическому спору политический окрас. Однако все происходящее лишь означает, что принятие решения сторонами было отложено на неделю.

20 февраля на ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» прошло внеочередное заседание совета директоров. Как уже отмечал ранее «Хронограф», на нем обсуждались условия возобновления поставок АВТОВАЗом автокомплектов на конвейер совместного производства.

9 февраля на АВТОВАЗе цех 41-6 прекратил сварку кузовов для внедорожника. В тот же день, как сообщила пресс-служба Джи Эм — АВТОВАЗ, СП остановило конвейер (см. «Хронограф» №4 (123) от 13.02.06). По информации источника «Хронографа», на поставке каждого автокомплекта АВТОВАЗ теряет до $1800. Руководство АВТОВАЗа попыталось изменить ситуацию в режиме переговорного процесса, но эта попытка не возымела действия. В результате конвейер простаивал до 20 января.

Представители General Motors (GM), судя по всему, попытались придать зашедшему в тупик экономическому спору политический окрас. К его освещению была даже подключена американская пресса. Так, например, The Wall Street Journal писала: «Концерн GM может стать еще одной жертвой нового жесткого подхода Кремля к иностранным инвестициям в секторе, которому сегодня дается широкое определение стратегических отраслей промышленности».

Там же было сделано первое упоминание о возможном желании российской стороны выкупить долю американского концерна: «Те, кто знаком с ситуацией, говорят, что АВТОВАЗ может расторгнуть партнерство и выкупить 41,5% акций, принадлежащих GM. Это стало бы еще одним ударом по испытывающему затруднения американскому концерну. Преимущества первопроходца на российском рынке, которыми он обладал, быстро иссякают». Американская газета напрямую увязывала этот процесс с тем, что российское правительство установило контроль над АВТОВАЗом.

Подобный оборот событий был более чем предсказуем. В свое время, когда Владимиру Каданникову удалась работа по созданию совместного предприятия с GM, наблюдатели отмечали, что он таким образом выстроил для своего бизнеса защиту от возможных притязаний со стороны госструктур. Стоит отметить, что и во времена Каданникова, когда Джи Эм — АВТОВАЗ возглавлял Джон Милонас, споры по поводу поставок тоже возникали, но тогда они носили принципиально иной характер.

Политическое давление возымело действие. По мнению информированных источников на АВТОВАЗе, председателю совета директоров ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» Игорю Есиповскому вышестоящим начальством было рекомендовано попытаться смягчить ситуацию на заседании совета директоров 20 февраля. В этот же день на интернет-сайте Джи Эм — АВТОВАЗ появилось короткое сообщение: «Дженерал Моторс, АВТОВАЗ и ЕБРР достигли соглашения, которое позволит возобновить сборку на заводе с 21 февраля 2006 г.». Это стало единственным комментарием, на который ссылались все три участника СП. «Это дело трех сторон.

Ничего нового у нас пока нет, как только мы сконсолидируем новый комментарий, мы выйдем с ним в прессу», — была предельно кратка заместитель директора по связям с общественностью ООО «Дженерал Моторс СНГ» Виктория Яценко. Пресс-секретарь Игоря Есиповского Владимир Якушенко вообще сослался на центральные СМИ: «Вся информация выложена на Интерфаксе и вышла в «Ведомостях».

«Если АВТОВАЗ и GM не дают подробности достигнутого соглашения, то почему это должны делать мы? На каких условиях было достигнуто соглашение — это не наше дело, но мы приветствуем то, что производство было возобновлено», -более чем осторожно ответил на вопросы «Хронографа» заведующий секцией по связям со СМИ ЕБРР Ричард Уоллис.

Между тем неофициальные источники «Хронографа» оказались более информированными: «Ничего принципиального решено не было, принятие решения просто отложено на неделю, но конвейер при этом не останавливать, чтобы не создавать социального напряжения». 21 февраля вице-президентом по производству ОАО «АВТОВАЗ» Виталием Вильчиком и директором по производству ОАО «АВТОВАЗ» Игорем Дубровиным было отдано устное распоряжение директору СКП Валентину Шендяпину начать со второй смены сборку и отгрузку кузовов для СП.

Сам Есиповский, подписав массу новых назначений, отбыл на прошлой неделе в краткосрочный отпуск.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.