Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (125) | 27 февраля 2006г.
 

Схема решает все

Деньги АВТОВАЗа могут уйти структурам Олега Дерипаски

Георгий Кизельгур

20 февраля на аппаратном совещании в мэрии г. Тольятти первый вице-мэр Николай РЕНЦ заявил о том, что к концу года в городе будет создано новое автотранспортное предприятие. Его учредителями станут администрация города и ЗАО «Управляющая компания «РегионАвтоТранс» (PAT), входящая в холдинг ООО «УК «Русские автобусы» (РА). Аналогичные реанимационные мероприятия транспортной отрасли проводились в Астрахани, Петрозаводске, Брянске, Омске, Кургане, Самаре. Там новые предприятия были задействованы в общегородских перевозках. Вероятно, в случае с Тольятти речь идет о попытке вывода услуг по доставке работников ОАО «АВТОВАЗ» из-под контроля муниципалитета.

Судьба АТП

В ряде местных СМИ появились сообщения о том, что на прошлой неделе в Тольятти прошли очередные переговоры с ЗАО «УК «РегионАвтоТранс». По мнению Николая Ренца, переговорный процесс имеет все шансы на успешное разрешение. Результатом должно стать новое транспортное предприятие (ТП), которое заменит МУП «ТПАТП-1» как основного перевозчика работников ОАО «АВТОВАЗ».

Затраты на реализацию данного проекта должны взять на себя мэрия г. Тольятти и PAT. Согласно предварительным договоренностям о паритете, РегионАвтоТранс должен войти в состав создаваемого предприятия новыми автобусами марки «ЛиАЗ». Примечательно, что в свое время переговоры по приобретению таких автобусов вел директор МУП «ТПАТП-1» Николай Макаров. Однако тогда речь шла о поставке ЛиАЗов на АТП-1, а не о создании нового юридического лица. В тот период первый вице-мэр больше внимания уделял выстраиванию схем по поставке автобусов МАЗ на МП «ТПАТП-3» (см. «Хронограф» №37-38 (109-110) от 31.10.05). Сегодня на смену тройственному союзу Николай Ренц — начальник транспортного управления мэрии Владлен Кабанов — директор АТП-3 Анатолий Рудзинский пришел альянс Ренц — Кабанов — Макаров.

Как сообщил источник «Хронографа», мэрия предполагает участвовать в создании нового ТП имуществом АТП-1. После того как заказ по доставке работников ОАО «АВТОВАЗ» перейдет новому юридическому лицу, часть активов АТП-1 будет выведена под предлогом сокращения объема работ. Как заявил тольяттинским СМИ Николай Ренц, уже сейчас на АТП-1 работает независимая комиссия, занимающаяся оценкой имущества. Ожидается, что оно будет стоить не менее 150 млн. р. На сегодняшний день автобусный парк АТП-1 насчитывает 360 автобусов. Из них не более 70 было закуплено около четырех лет назад. Остальные нуждаются в капитальном ремонте. Городская администрация планирует сбыть эти подержанные автобусы тем муниципальным образованиям, которые не имеют возможности приобретать новые.

При этом следует учесть, что срок эксплуатации значительной части основных фондов предприятия позволяет считать их полностью самортизированными. Поэтому вопрос их стоимости вполне может получить свободную трактовку.

Сегодня основным пунктом в переговорном процессе остается вопрос принадлежности контрольного пакета. В Кургане его оставили за администрацией города. Но там основным плательщиком является муниципальный бюджет. В тольяттинском варианте роль поставщика денег отведена АВТОВАЗу. Таким образом, следует ожидать, что в нашем случае 51% достанется PAT. Однако в комментарии журналисту «Хронографа» Ренц заявил, что судьба АТП-1 еще не решена.

Как сделать покупателя

ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» входит в состав ООО «УК «Русские автобусы». В свою очередь РА является одним из бизнеснаправлений автостроительного холдинга ООО «Управляющая компания «РусПромАвто» (РПА). В его состав входят ОАО «Павловский автобус», ООО «Ликинский автобус», ОАО «Голицинскийавтобус», ООО «Курганский автобусный завод» и ОАО «Канашский агрегатный завод». В свою очередь компания «РусАвтоПром» является автомобильным направлением в бизнесе, подконтрольном Олегу Дерипаске. Схема поставки автобусов в лизинг является открытой информацией, представленной на официальном сайте РА. Продавец имущества заключает договор купли-продажи с арендодателем. Он привлекает страховую компанию и финансового оператора. В его же функции входит заключение договора с лизингополучателем. Продавец производит поставку имущества непосредственно лизингополучателю. Тот, в свою очередь, получает право требования по обязательствам продавца.

Договоры лизинга заключаются на срок до четырех лет. При этом вносится авансовый платеж от 20% стоимости имущества. Коэффициент удорожания достигает 8%. Имущество, передаваемое в лизинг, страхуется на весь период действия договора в пользу лизингодателя.

По информации «Хронографа», переговоры ведутся с ООО «Русавтопром», которое является самарским торговым представителем РА. Функции лизингодателя, судя по всему, будет выполнять PAT. Роль финансового оператора может отойти ООО «Русские автобусы — Финанс».

Пока не ясно только, кто будет выполнять функции страховщика. Если учесть, что в данной схеме имущество страхуется в пользу лизингодателя, которым является PAT, то страховая компания, скорее всего, должна быть сторонней. Например, ОСАО «Ингосстрах».

Схема, выстроенная Олегом Дерипаской, предусматривает, что предприятие-производитель занимается исключительно выпуском продукции. Контроль за товарными и финансовыми потоками осуществляет развитая сеть управляющих компаний, торговых домов и финансовых операторов. На сегодня разработай механизм создания предприятий — покупателей продукции. Ими и являются АТП, учреждаемые PAT и муниципалитетами. Примечательно, что функции этих пред- приятии сводятся к покупке продукции РПА и осуществлению гарантии лизинговых платежей. При этом они являются подконтрольными структурами РПА, так же как и заводы-производители.

За счет описанной схемы можно избежать излишнего внимания со стороны МАП. Огромное количество юридических лиц позволяет не считать их аффилированными предприятиями. Хотя структура Дерипаски фактически обеспечивает производство, сбыт и приобретение продукции заводов, подконтрольных РПА. Возможно, этим и объясняется то, что в РусПромАвто не знают о существовании РегионАвтоТранс.

Все на вывод

Ключевым вопросом планируемой сделки являются деньги АВТОВАЗа. Поиск альтернативных перевозчиков является достаточно сложным вопросом для автогиганта (см. «Хронограф» №40 (112) от 14.11.05). Если мэрия и PAT хорошо оформят свое предложение, автозавод, скорее всего, на него согласится. При этом доля автобусов, которые пойдут на формирование уставного капитала, не превысит 10% предполагаемой сделки. Как сообщили тольяттинские печатные СМИ, сумма поставки составит 1,5 млрд. р. Если учесть сроки лизинговой сделки, то, скорее всего, деньги АВТОВАЗа, перечисляемые по контракту создаваемому ТП, будут полностью уходить в РПА в качестве лизинговых платежей. При этом новоявленное предприятие не сможет рассчитывать на страховую гарантию в случае срыва поставок. Разумно предположить, что сегодня, так же как и в случае с МУП «ПО КХ г. Тольятти» (см. «Хронограф» №43 (115) от 5.12.05), речь идет о выводе чиновниками части муниципальных активов из-под контроля мэрии. Активами являются платежи АВТОВАЗа за транспортные услуги. Причиной подобных действий, судя по всему, является предполагаемая смена администрации в Тольятти, которая может произойти после смены власти на ОАО «АВТОВАЗ». Именно поэтому следует ожидать, что держателем контрольного пакета станет не мэрия, а РАТ. Все участники описанной схемы от комментариев отказались.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.