Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (712) | 10 июня 2019г.
 

Снесут крышу

Металлоконструкции стадиона «Самара Арена» могут пустить с молотка

Егор Кошеров

14 июня собрание кредиторов ООО «СК «Татдорстрой» Равиля ЗИГАНШИНА (на фото) может принять решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства. Крупнейшим кредитором «Татдорстроя» является признанное в конце апреля банкротом ООО «Стальмонтаж-Электросталь» (СМ-ЭС) Сергея УЛАСЕВИЧА. СМ-ЭС требует с «Татдорстроя» несколько миллиардов рублей за возведение металлоконструкций купола стадиона «Самара Арена». Если «Татдорстрой» не сможет рассчитаться, конкурсному управляющему СМ-ЭС придется выставлять на торги кровлю суперсооружения. Столь печальный сценарий Уласевич прогнозировал еще в марте 2018 г.

Процедура наблюдения в отношении «Татдорстроя» введена определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2018 г. (дело №А65-26219/2018). Временным управляющим утвержден член АСОАУ «Меркурий» Александр Леонов. Инициатором банкротства выступила малоизвестная фирма ООО «МК-Логистика», действия которой могли не входить в планы владельца СМ-ЭС Сергея Уласевича.

Первую компанию Зиганшина -ООО «ПСО «Казань» — выбрали генподрядчиком строительства стадиона «Самара Арена» к Чемпионату мира по футболу 2018 г., вторую -«Татдорстрой» — назначил субподрядчиком стройки сам Зиганшин. В свою очередь СМ-ЭС было привлечено «Татдорстроем» в качестве субподрядчика второго уровня на основании договора на выполнение работ по возведению металлоконструкций на объекте. По факту СМ-ЭС обязали поставить в адрес «Татдорстроя» все металлоконструкции покрытия стадиона. Однако договор поставки так и не был подписан: все смонтированные металлоконструкции, которые перед гостями мундиаля предстали в виде купола стадиона, сохранились на балансе СМ-ЭС.

Сразу после завершения футбольного праздника СМ-ЭС принялось активно взыскивать с компаний Равиля Зиганшина долги, а «Татдорстрой» двинулся по пути банкротства.

Начиная с лета 2018 г. в силу вступило уже три судебных решения о взыскании в пользу СМ-ЭС с партнеров почти полумиллиарда рублей задолженности за выполненные по стадиону субподрядные работы. В феврале 2019 г. первое требование СМ-ЭС в размере почти 220 млн р. было включено также в реестр кредиторов «Татдорстроя». Параллельно арбитраж принял еще один иск СМ-ЭС к «Татдорстрою» и ПСО «Казань» о солидарном взыскании 2,2 млрд р., в т.ч. 2,1 млрд р. — неосновательного обогащения (дело №А65-2169/2019). Это долг за те самые приобретенные, но неоплаченные металлоконструкции стадиона. Судебное разбирательство по данному делу назначено на 4 июля. Однако еще в феврале суд отказал СМ-ЭС в принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства ответчиков в пределах взыскиваемой суммы. Также СМ-ЭС было отказано в наложении ограничений на регистрационные действия в отношении имущества ответчиков, оцениваемого в сумму иска. По всей видимости, суд счел, что это ущемит интересы прочих кредиторов «Татдорстроя», отдельные из которых связаны с Зиганшиным.

Пока СМ-ЭС дожидается вступления требования о взыскании 2,2 млрд р. в законную силу, «Татдорстрой» могут успеть обанкротить либо разбавить реестр близкими Зиганшину кредиторами. 28 мая Александр Леонов известил о проведении первого собрания кредиторов должника 14 июня. В повестке дня — вопрос о переводе «Татдорстроя» в процедуру конкурсного производства. Как скоро это произойдет, непонятно. В настоящий момент ПСО «Казань» пытается включить в реестр требований к должнику сумму в размере 8,46 млрд р. и запретить кредиторам собираться, пока это требование не будет включено.

15 мая суд первой инстанции отказал ПСО «Казань» во включении указанного требования, мотивировав это тем, что ПСО «Казань» и «Татдорстрой» — аффилированные лица. «Заключение кредитором с должником договоров подряда и перечисление должнику денежных средств направлено на включение требования аффилированного лица в реестр требований кредиторов должника с целью создания преимуществ группе аффилированных с должником лиц для последующего влияния на ход процедуры банкротства», — пояснил судебный орган. Эта позиция обжалуется ПСО «Казань» в апелляции.

С учетом происходящих событий возникает все больше опасений, что СМ-ЭС как кредитор в итоге ничего не получит с «Татдорстроя». При этом само СМ-ЭС решением Арбитражного суда Московской обл. от 24 апреля 2019 г. было признано банкротом. В отношении компании открыли конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Владислав Кротов (дело №А41-55296/2017). Кротов не скрывает, что готов, посоветовавшись с Уласевичем, оперативно провести инвентаризацию и оценку имущества СМ-ЭС с целью его выставления на торги. Козырь в том, что главным активом СМ-ЭС на сегодняшний момент остаются металлоконструкции стадиона «Самара Арена». Еще в марте 2018 г. Уласевич, отвечая на вопрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» о вероятности распродажи с аукциона заведенных на баланс СМ-ЭС металлоконструкций, заявил, что не исключает этого. «Если нам не удастся договориться об оформлении и оплате всех выполненных работ, а также смонтированных металлоконструкций, то так и будет», — добавил он (см. «Хронограф» №8 (660) от 19.03.18).

Спекуляции на теме «снести крышу стадиону» действительно способны помочь Уласевичу призвать к ответу компании Зиганшина или заставить расплатиться за Зиганшина его кураторов в Министерстве спорта РФ и ФГУП «Спорт-Инжиниринг» (проходят третьими лицами по делу №А65-2169/2019). В противном случае наследие мундиаля столкнется с риском быть разобранным на металлолом.