Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (712) | 10 июня 2019г.
 

Дорогое путешествие отходов по региону

Пока проекты экотехнопарков остаются на бумаге, жители Самарской области будут ежегодно платить свыше 5 миллиардов за транспортировку ТКО

Алиса Кирсанова

Сегодня общественные и политические институты на перебой транслируют предложения региональным властям о пересмотре платы граждан за ТКО. При этом из фокуса общественного внимания практически полностью выпал пласт проблематики по созданию комплексной системы обращения с ТКО и мощностей для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Именно высокий дефицит инфраструктуры рециклинга отходов в Самарской обл. стал одной из причин существования огромного транспортного плеча перевозки ТКО. В связи с чем почти 70% стоимости тарифа — это расходы, связанные с первым и вторым плечом перевозки мусора. И такой мусорный вояж обходится населению региона более чем в 5 млрд р. в год. Локализация мощностей по обработке и захоронения ТКО по всему региону может сократить данные затраты вдове.

Поток инициатив

Вопросы о пересмотре платы граждан за обращение с твердыми коммунальными отходами стали постоянным предметом обсуждения на всех уровнях власти. Сегодня можно наблюдать возрастающую интенсивность озвучивания различных инициатив по пересмотру нормативов образования ТКО и мусорного тарифа. Предложения формируют как отдельные члены парламентских партий, так и представительные органы местного самоуправления. Не осталась в стороне и Дума г.о. Тольятти (ТГД), которая инициировала обращение в правительство Самарской обл. об изменении принципа расчета платы населения за услугу с учетом фактических объемов вывоза мусора. Об этом 31 мая была [URL=http://dumatlt.ru/news/news.php?ELEMENT_ID=8352] опубликована новость на официальном портале ТГД (http:// dumatlt.ru/news/ news.php? ELEMENT_ID=8352). Общественности не представлен текст обращения, но обозначена следующая позиция: «Депутаты Думы г.о. Тольятти ходатайствуют о переходе на расчет размера платы за вывоз ТКО исходя из реально произведенного объема мусора. В тексте обращения подчеркивается: вопросы совершенствования тарифной политики и перехода регионов на оплату вывоза ТКО по фактическому сбору рассматриваются на высшем уровне. Эта тема, в частности, затрагивалась Владимиром Путиным в ходе совещания с членами правительства РФ 11 апреля 2019 г. Народные избранники Тольятти предлагают региональным властям обратиться в правительство РФ в целях установления порядка и методики определения платы за мусор на основании фактически произведенного объема ТКО (независимо от применяемой системы сбора и накопления отходов) — пропорционально количеству проживающих».

Стоит понимать, что обозначенная тольяттинскими депутатами актуальность обращения региональных властей в правительство РФ с целью установки порядка платы за мусор исходя из фактических объемов образования в силу определенных событий не имеет особой актуальности. Минприроды РФ 21 мая 2019 г. уже зарегистрировало свое предложение по данной теме на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Предлагаемый пакет изменений в некоторые акты правительства РФ сейчас проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. В частности, Минприроды РФ предложило редакцию постановления правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Новая редакция дает возможность по решению органов государственной власти субъекта РФ устанавливать размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, исходя из количества и объема контейнеров и бункеров для накопления ТКО, т.е. исходя из фактического объема вывезенного мусора. Помимо этого, предлагается расчетную единицу определения количества ТКО, образуемых в жилом помещении, — т.е. общая площадь жилья или количество проживающих — также определять на уровне субъекта. Таким образом, в случае реализации данных норм регионам будет делегировано право принимать решение о системе расчета платы граждан за мусор. И муниципальным депутатам придется адресовать свои обращения и предложения непосредственно на уровень субъекта. Размер платежей граждан зависит не только от нормативов накопления и объема отходов, но и от тарифа за единицу услуги. Действующий на текущий момент в Самарской обл. тариф на ТКО заслуживает не меньше внимания. Структура единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» раскрыта в протоколе заседания коллегии министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. от 18 декабря 2018 г. Тариф за единицу услуги определялся исходя из необходимой валовой выручки, заявленной региональным оператором. В итоге Минэнерго и ЖКХ региона данный показатель утвердило на уровне 6,069 млрд р. на 2019 г. Из них регоператору утверждены затраты размером в 4,239 млрд р. на сбор и транспортирование отходов. При этом транспортирование отходов происходит в два этапа, которые именуются первое и второе плечо перевозок. Таким образом, 69,8% в общей структуре тарифа регоператора (а значит, и платежей населения) — это затраты на транспортирование отходов. Стоит понимать, что стоимость в расчете тарифа приведена без учета НДС. С учетом данного налога населению транспортирование отходов обойдется более чем в 5 млрд р. в год. При этом только 24% от тарифа регоператора — это затраты на захоронение и обработку ТКО.

Исходя из структуры тарифа получается, что в Самарской обл. основные средства, уплаченные населением за обращение ТКО, идут не на переработку и утилизацию ТКО, а на их многоступенчатую перевозку. Логистика отходов, образуемых в Тольятти, Жигулевске и Ставропольском р-не наиболее наглядно отражает масштабы перевозок мусора. В Приложении В1 Территориальной схемы обращения с отходами Самарской обл. (Терсхема) раскрыты данные, что основной объем отходов с обозначенных территорий поступает с начала в Тольятти на объекты обработки ООО «ЭкоРесурсПоволжье», а затем на полигон ТБО и ПО МСК «Водино», который располагается в Красноярском р-не. В итоге получается, что после сортировочного комплекса отходы транспортируются на расстояние более 80 км.

Во многом благодаря такой структуре затрат на обращение с ТКО в Самарской обл. население с началом реализации новой системы обращения с ТКО не ощутило особой разницы и не увидело особого преображения отрасли обращения с ТКО, о котором говорится в профильных программам и проектах на федеральном уровне. Из существующей структуры расходов регионального оператора по ТКО видно лишь одно: граждане платят огромные суммы за транспортировку отходов, а не за современную систему обработки, обезвреживание и вовлечение в повторный оборот ТКО.

Даже если инициатива тольяттинских депутатов окажется плодотворной, при существующей системе логистики ТКО по-прежнему сохранится картина, когда 2 из 3 уплаченных населением рубля будут покрывать расходы на дорогое путешествие мусора по региону. Изменить существующую ситуацию может реализация намерений региона по созданию широкой сети инфраструктуры рециклинга отходов. В Терсхеме заявлено почти два десятка перспективных объектов по сортировке, перегрузе, обработке и размещению отходов. И среди них есть и три экотехнопарка (см. схему). Реализация новых объектов по обработке и размещению ТКО могло бы способствовать сокращению затрат населения на транспортировку отходов вдвое, а также отразилось бы на эффективности реализации в Самарской обл. целей и задач национального проекта «Экология».

В лидерах антирейтинга

Национальный проект «Экология» направлен на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Именно такие задачи продекларированы в паспорте федерального проекта «Экология», запущенного с целью реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

В январе 2019 г. ВПП «Единая Россия» запустила всероссийский партийный контроль за реализацией национальных проектов. 27 мая рабочая группа Высшего совета ВПП «Единая Россия» — Группа «Устойчивое развитие» — представила материалы общественного мониторинга реализации национальных проектов, достижения национальных целей развития (http://cskp.ru/ 2019/05/27/ opublikovany-pervye- materialy-obshhestvennogo- moni-toringa- realizatsii- natsionalnyh- proektov/). В материалах мониторинга отражена весьма нелестная оценка ситуации в Самарской обл.: «По сведениям общественников и экспертов, лидерами антирейтинга в реализации «мусорной» реформы являются Якутия, Башкортостан, Хакасия, Мордовия, Алтайский и Красноярский края, Ульяновская, Челябинская, Томская, Нижегородская, Самарская, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Саратовская области».

27 апреля 2019 г. председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал поручения по итогам форума «Национальные проекты — этап «реализация». Среди поручений, подписанных Медведевым, есть ряд принципиальных распоряжений, способных повлиять на ход реализации национального проекта «Экология». В частности, до 30 мая регионы должны были подготовить согласованные предложения по организации мероприятий по созданию новых мест накопления ТКО. Для получения информации о том, какие именно проекты по созданию новых площадок по размещению и переработке ТКО заявила Самарская обл., Областной аналитический еженедельник «Хронограф» 21 мая направил информационные запросы председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, министру природных ресурсов и экологии РФ — руководителю национального проекта «Экология» Дмитрию Кобылкину и министру энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергею Маркову.

Из федерального центра ответы были представлены на следующий же день, что может свидетельствовать об особом статусе вопросов, связанных с ходом реализации национальных проектов в регионах (см. справку). Не секрет, что за достижение целевых показателей по нацпроектам предусмотрена персональная ответственность. О ней говорится в Методических указаниях по разработке национальных проектов (программ), утвержденных правительством РФ 6 июня 2018 г. Из методических указаний следует, что реализация нацпроектов в субъектах осуществляется с учетом закрепления за высшим должностным лицом субъекта ответственности за достижение целей, целевых показателей и решение задач национальных проектов в части, касающейся соответствующего субъекта.

Насколько кардинально может измениться экологический облик Самарской обл. уже в ближайшие годы, отражено в паспорте региональной составляющей национального проекта «Экология». Паспорт был утвержден в середине апреля 2019 г. Советом по национальным и приоритетным проектам Самарской обл. В части эффективного обращения с отходами производства и потребления обозначен ряд целевых показателей. Так, к 2024 г. регион должен нарастить долю ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных отходов в три раза. При этом доля ТКО, направленных на обработку, уже к 2022 г. должна достигнуть 100%. В это же время совет по приоритетным проектам Самарской обл. утвердил паспорт регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» — региональная составляющая национального проекта «Экология». В нем отражено, что комплексная система будет формироваться посредством строительства и реконструкции объектов сортировки и переработки ТКО, создания условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Общий объем финансирования данных мероприятий составит 4,113 млрд р. Обозначено строительство 16 новых объектов для сортировки, обработки и размещения ТКО. В итоге к концу 2022 г. должно быть введено в промышленную эксплуатацию 1193 тыс. т в год мощностей по обработке ТКО. Среди обозначенных в региональном проекте объектов инфраструктуры рециклинга значатся три экотехнопарка.

Масштабные планы

Готовность Самарской обл. к реализации проектов экотехнопарков анонсировалась еще в 2017 г. Так, в октябре 2017 г. министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. издало приказ от №323 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭкоРесурсПоволжье» «Строительство межмуниципального комплекса полного цикла обращения с отходами в г.о. Тольятти на 2018-2022 г.». Исходя из данного документа, в 2019 г. должно было быть начато строительство экотехнопарка «Тольяттинский». На сегодняшний момент судьба проекта не известна.

В Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г., утвержденной постановлением правительства РФ № 84 от 25 января 2018 г., в Самарской обл. обозначены планы по реализации, как уже было отмечено, трех экотехнопарков. В данной стратегии представлены: экотехнопарк «Тольятти» (Ставропольский р-н) — инвестиционная программа «Строительство межмуниципального комплекса полного цикла обращения с отходами в г.о. Тольятти на 2018-2022 г.»; экотехнопарк «Красноярский» (Красноярский р-н) — инвестиционная программа «Строительство высоконагружаемого полигона ТКО с площадкой для обезвреживания промышленных отходов и мусоросортировочным комплексом»; экотехнопарк «Зелененький» (Волжский р-н) — инвестиционная программа «Строительство высоконагружаемого полигона ТКО с площадкой для обезвреживания промышленных отходов и мусоросортировочным комплексом». На представленной схеме они пронумерованы 1, 2 и 3 соответственно (см. схему).

В апреле 2018 г. министерство экономического развития и инвестиций Самарской обл. по итогам заседания совета по улучшению инвестиционного климата включило инвестиционный проект экотехнопарка «Красноярский» в перечень стратегических проектов Самарской обл. Статус стратегического инвестиционного проекта дает возможность инвестору получить в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной или региональной собственности, без проведения торгов. Кроме того, по каждому проекту назначается куратор, который будет сопровождать его в течение всего срока реализации. Было заявлено, что куратором проекта экотехнопарка «Красноярский» станет министерство энергетики и ЖКХ региона. Но данный проект так и не начал реализовываться.

Относительно экотехнопарка «Зелененький» на данный момент известно, что губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров 6 мая в ходе совещания об итогах реализации системы обращения с ТКО за 4 месяца 2019 г. дал распоряжение министерству экономического развития и инвестиций Самарской обл. согласовать бизнес-план с инвестором и выйти на заключение инвестиционного договора.

Значимость экотехнопарков в становлении современной системы обращения с ТКО переоценить трудно. Экотехнопарки должны обеспечить непрерывную сортировку и переработку отходов для дальнейшего производства промышленной продукции. Кроме того, экотехнопарки нацелены на комплексное решение вопроса обращения с отходами. Сама же реализация инвест-проектов отражает уровень инвестиционной привлекательности всего региона и будет сказываться на позициях территории в национальном инвестиционном рейтинге.

Динамика реализации планов региона по созданию широкой сети объектов рециклинка может во многом зависеть и от уровня внимания со стороны представительных органов власти и общественности. Ведь от успешной реализации инвестпро-ектов напрямую зависит, получит ли Самарская обл. современную климатически нейтральную систему обращения с ТКО либо гражданам так и придется оплачивать миллиардами чью-то нерасторопность. Принципы климатически нейтрального обращения с отходами предполагают создание экономики замкнутого цикла, когда отходы не просто складируются, а возвращаются в качестве сырья в народное хозяйство. Сегодня же пока получается, что реформа отрасли ТКО направлена на организацию перевозки мусора, а не на достижение стратегической цели снижения уровня образования и захоронения отходов в стране.

Справка:

Из ответа министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф»:

«По вопросам трех экотехнопарков («Тольяттинский», «Красноярский», «Зелененький»), включенных в действующую территориальную схему информируем: экотехнопарк «Тольятти» — намечаемый год ввода в эксплуатацию — 2021 г.; экотехнопарк «Красноярский» — намечаемые сроки ввода в эксплуатацию — 2021 г.; экотехнопарк «Зелененький» — запланировано строительство двух объектов: мусоросортировочный комплекс — намечаемые сроки ввода в эксплуатацию — 2022 г., перспективный полигон в Волжском р-не — намечаемый год ввода в эксплуатацию — 2028 г. Сведения о начале строительства экотехнопарков находятся в компетенции инвесторов данных объектов».

Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии РФ Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф»:

«Поручения председателя правительства РФ Д.А. Медведева будут исполнены и документы представлены в срок. Одновременно сообщаем, что Самарская обл. вошла в реформу ТКО в 2019 г., как большинство субъектов РФ. Давать оценки спустя пять месяцев с момента старта сложнейшей реформы в стране считаем преждевременным».