Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (710) | 27 мая 2019г.
 

Уязвимость «Чаконы»

Конкурентные возможности местного книжного сетевика ограничены финансами

Илья Ширтанов

На 10 июня суд назначил первое заседание по делу о банкротстве Екатерины ГЕНСЕЦКОЙ, дочери бенефициара сети книжных магазинов «Чакона» Андрея ГЕНСЕЦКОГО. Проекция этого события на жизнеспособность «Чаконы» выглядела бы вполне логично, хотя Генсецкий отрицает участие своей дочери в его бизнесе. Тем не менее тенденция выдавливания с рынка местных операторов крупными федеральными игроками все более очевидна.

ООО «Чакона», директором и единственным учредителем которого является Андрей Генсецкий, было образовано в 1994 г. За 25 лет существования бренд «Чакона» стал узнаваемым у любителей книг в Самарской обл. Однако в последние годы экспансия федеральных сетей заставила заметно потесниться.

Банкротство Екатерины Генсецкой легко коррелируется с происходящими процессами (см. «Хронограф» №15 (708) от 29.04.19). Более того, в свете разворачивающихся событий обращение Генсецкой в суд можно рассматривать в качестве первого шага к развалу семейного бизнеса. Хотя в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» Андрей Генсецкий опровергает данную версию: «В моем бизнесе Екатерина никогда не принимала и не принимает участия. Ее нынешнее финансовое положение является следствием ее личной истории и решений».

При этом Генсецкий соглашается с тем, что федеральные сети оказывают существенное влияние на изменение книжного рынка. «Первый магазин крупной федеральной сети появился в Самарской обл. примерно в 2000-2001 г.», — отмечает Генсецкий в своем письме. Далее он описывает провальные проекты своих конкурентов. В частности бенефициар «Чаконы» делится наблюдениями о том, что «Топ-книга» обанкротилась в 2010-2011 г., а сеть магазинов «Буква» — чуть позже, в 2011-2012 г.».

При этом Генсецкий описывает события появления в регионе, наверное, своего самого опасного оппонента. «В 2007-2008 г. в Самаре открылся первый магазин федеральной сети «Новый книжный», впоследствии переименованный в «Читай-город», — сообщает директор «Чаконы». Наблюдатели уже отмечали, что в ряде случаев магазины сети «Читай-город» фактически вытесняли с проходных площадей своих конкурентов, ту же «Чакону».

Бенефициарам «Чаконы» пришлось подыскивать менее престижные места торговли с более низкой арендной платой.

Генсецкий данное наблюдение прокомментировал следующим образом: «Выбор площадей и локаций для торговых точек наша фирма осуществляет, руководствуясь принципами экономической целесообразности, учитывая соотношение затрат и ожидаемой (или имеющейся) выручки». При этом престижность торговой точки, по его мнению, понятие аморфное, которое с трудом поддается измерению. «Насколько престижно платить высокую арендную плату за убыточную торговую точку в крупном торговом центре?» — задается вопросом Генсецкий. Безусловно, экономически это невыгодно. Однако здесь уместно напомнить о таком приеме воздействия на конкурента, как демпинг. «Чакона» не может себе позволить работать в убыток. В то же время крупный оператор, имеющий достаточное количество свободных средств, способен нести траты на содержание убыточной точки, находящейся в месте высокого трафика. Ведь это вопрос узнаваемости бренда, который определяет перспективы дальнейшего развития или даже существования предприятия. В итоге вложения в покрытие убытков могут быть компенсированы за счет увеличения покупательского потока после исчезновения с рынка конкурирующей стороны.

Генсецкий дает осторожную оценку потенциалу и намерениям интервентов. «Чтобы выделить и оценить влияние федерального игрока, необходимо большее количество информации, нежели то, которым мы располагаем», — считает Генсецкий. Между тем «влияние федерального игрока» раскрывается после изучения выписок из ЕГРЮЛ и изучения финансовых отчетов.

Открытые источники называют генеральным директором сети «Читай-город» Михаила Иванцова. Он же, по данным ЕГРЮЛ, является соучредителем ООО «Читай-город».

Еще два мажоритарных собственника ООО «Читай-город» — Андрей Гредасов и Олег Новиков. Указанные лица в разной степени аффилированны со множеством компаний издательского или иного профиля, связанного с книжным бизнесом.

Иванцов записан в ЕГРЮЛ в качестве руководителя и учредителя нескольких десятков компаний, зарегистрированных в различных регионах России. Схожую информацию можно получить в ЕГРЮЛ о деятельности Гредасова. По сведениям того же источника Новиков, не считая нескольких десятков региональных фирм, является соучредителем ООО «Издательство ACT». Он же числится в реестре собственников ООО «Дрофа», ООО «Издательство «Эксмо», ООО «Литрес». Указанные компании хорошо известны не только узкому кругу специалистов, но и многим любителям литературы.

«Издательство ACT» по итогам 2016 г. отчиталось о выручке 4,4 млрд р. У «Дрофы» и «Литреса» этот же показатель на 1 января 2018 г. составил 3,05 млрд и 1,2 млрд р. соответственно. Самым оборотистым можно назвать «Издательство «Эксмо», размер выручки которого к началу 2018 г. превысил 10,1 млрд р. Для сравнения: оборот ООО «Чакона» за 2017 г. составил около 90 млн р. Еще несколько фирм Генсецкого — ООО «Киви», ООО «Ремикс», ООО «Соната» и ООО «Катюша» — отчитались по итогам 2017 г. о выручке в несколько десятков миллионов рублей. Самый крупный оборот в указанный период был зафиксирован в отчете другой фирмы Генсецкого — ООО «Квинта» -170 млн р. Но даже при таких обстоятельствах у бенефициаров «Читай-города» гораздо больше финансовых возможностей для вступления в демпинговое противостояние с местными книжными сетевиками. Генсецкий, судя по всему, либо недооценивает серьезность ситуации, либо уже смирился с ходом эволюционных процессов, либо думает о новых методах современной торговли.

Комментарии

Андрей ГЕНСЕЦКИЙ, директор ООО «Чакона»

- Мое личное философское отношение ко всему этому заключается в том, что конкуренция всегда порождала вызовы и давала стимулы к развитию. Время покажет...