Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (709) | 20 мая 2019г.
 

Рауф Кирасиров:

Здравоохранение начинается с поликлиник

Алиса Кирсанова

Национальным проектом «Здравоохранение» определена траектория развития сферы здравоохранения: движение к прогнозированию, профилактике и здоровому образу жизни. Государство ожидает, что основной вклад на уровне 50% в улучшение сферы здравоохранения внесет звено первичной медико-санитарной помощи. Каким образом сегодня преобразуется работа амбулаторного звена в Тольятти, в интервью «Хронографу» рассказал главный врач крупнейшей поликлиники региона — ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая поликлиника №3» (ТГКП №3) Рауф КИРАСИРОВ.

- Рауф Кязымович, по итогам текущего года более 40% населения должны быть охвачены профосмотрами. На сколько это осуществимо?

- Сегодня мы все являемся участниками исторического процесса. Нацпроект «Здравоохранение» запустил процесс перехода от медицины лечения больных к медицине сопровождения здоровых. Данный вектор улучшения отрасли определен министром здравоохранения РФ Вероникой Игоревной Скворцовой. Мы должны прийти к такой модели, при которой медики будут помогать пациенту с учетом образа жизни спрогнозировать факторы риска, предлагать программы по профилактике и коррекции. И мы к этому идем. На фоне переориентации здравоохранения в сторону профилактики заболеваний и ранней диагностики из года в год возрастает внимание к амбулаторному звену. И нам дорого, что Дмитрий Игоревич Азаров в ходе своего послания лично обозначил всем жителям региона необходимость принимать активное участие в профилактических осмотрах. Губернатор подчеркнул, что профсоюзы, работодатели, общественность и, конечно, сами медики должны сподвигнуть человека к профилактическому осмотру, к здоровому образу жизни. Сегодня делается все возможное, чтобы профилактические осмотры стали для граждан неотъемлемой частью жизни.

- О чем именно Вы говорите?

- Мы не рассчитываем, что уже завтра граждане сами в массовом порядке выстроятся к нам в очередь на диспансеризацию. Сейчас мы стараемся делать так, чтобы пациенты могли к нам обращаться в удобное для себя время и без отрыва от работы. Создана возможность обращаться к нам по субботам, чтобы пройти диспансеризацию, профилактический осмотр, флюорографическое обследование. А значит, получить лабораторные и функциональные исследования, направленные на раннюю диагностику болезней системы кровообращения и новообразований, а также консультацию специалистов по индивидуальным показаниям. В ТГКП №3 и второй этап диспансеризации организуется такими образом, чтобы пациенты к нам могли прийти после работы, т.е. после 18 часов.

Кроме того, ТГКП №3 регулярно приглашает работающих граждан проверить свое здоровье в рамках акции «Поликлиника выходного дня». Да, нам, медикам, приходится осваивать маркетинговые приемы. ТГКП №3 на базе всех своих подразделений начала проводить регулярные акции. Мы в холле первого этажа, в лифтах, в социальных сетях сети Интернет размещаем объявления о новых акциях: «День женского здоровья», «День семейного здоровья», «День мужского здоровья». И результат неплохой. Граждане начинают осознавать, что профилактические визиты далеко не простая формальность. Приведу конкретные цифры. Так, 30 марта в ходе Дня мужского здоровья обратились 94 жителя.

И у 19 из них были выявлены образования предстательной железы, у 14 — образования щитовидной железы. 74 пациента были направлены на консультацию уролога, 7 — к кардиологу и 5 — к сосудистому хирургу. В субботу 6 апреля к нам обратились уже 199 граждан, в основном работающих. Уверен, в обществе постепенно сложится широкое понимание жизненной важности регулярных профилактических визитов к нам.

- Типично ли для медицинских учреждений подстраиваться под пациента?

- Для людей здравоохранение начинается с поликлиник. И именно по первичному звену зачастую судят о всей системе здравоохранения. Благодаря инициативе министра здравоохранения Самарской обл. Михаила Александровича Ратманова пациенты были обеспечены возможностью лично контролировать работу медиков и участвовать в преображении лечебных учреждений. В конце прошлого года был запущен проект «Житель всегда прав». Во всех медицинских учреждениях на видном месте для оперативного взаимодействия с пациентами был размещен контактный мобильный телефон главного врача. В ТГКП №3 было принято решение, что прямая связь с пациентом будет без выходных.

Мы, главврачи, благодаря сигналам пациентов теперь в режиме онлайн получаем оперативные сведения о том, что происходит в регистратуре, в коридорах и на приеме врачей. Каждое обращение стараемся отрабатывать в течение 20-30 мин. с момента поступления. Теперь мы получили возможность тут же разрешить возникающие проблемы. И дальнейшее участие пациента сделает улучшение нашей деятельности более плодотворным. Сегодня именно благодаря оперативному получению откликов пациентов о нашей работе корректируется наша деятельность и планы учреждения по реализации элементов «Бережливой поликлиники» на том или ином участке.