Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (705) | 8 апреля 2019г.
 

Альтернатива есть

Виктор Зубков рассказал о перспективах развития рынка газомоторного топлива

Илья Ширтанов

2 апреля в Тольятти прошло расширенное совещание по вопросу развития российского рынка газомоторного топлива, на которое приехала высокопоставленная делегация во главе с председателем совета директоров ПАО «Газпром» Виктором ЗУБКОВЫМ (на фото справа). Принимающей стороной выступило ПАО «АВТОВАЗ», гостей встречал президент компании Ив КАРАКАТЗАНИС (на фото в центре). Целью визита стало обсуждение вопроса расширения мероприятий использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива.

До начала совещания Виктор Зубков в сопровождении представителей федеральных и региональных министерств, а также других участников мероприятия ознакомился с уже существующей на территории г. Тольятти инфраструктурой автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). К административному зданию АВТОВАЗа Виктора Зубкова доставил вазовский автомобиль на газомоторном топливе (ГМТ), управлял которым Ив Каракатзанис. По окончании приветственной церемонии Виктор Зубков открыл рабочее совещание на тему развития рынка ГМТ.

Для выстраивания системной работы и решения поставленных задач в структуре «Газпрома» была создана специализированная организация ООО «Газпром газомоторное топливо» (ГГТ). В Самарской обл. в 2019 г. ООО «Газпром трансгаз Самара» (ГТС) передало в ведение ГГТ созданную инфраструктуру газонаполнительных станций, до этого времени находившуюся на балансе ГТС.

В целом по России сегодня Группе «Газпром» принадлежит 304 АГНКС. С учетом газонаполнительных станций иных операторов общее количество АГНКС по стране составляет 419. «Это очень мало. Инфраструктура пока еще слабо развита, и мы этим вопросом занимаемся», -обозначил проблему Виктор Зубков.

В то же время председатель совета директоов «Газпрома» подчеркнул, что компания поставила задачу на 2019 г. совместно с партнерами построить еще 100 АГНКС. «Начиная с 2020 г. в планах строительство по 150-200 заправочных станций ежегодно. Эта задача выполнимая. В правительстве прорабатывается соответствующая программа, есть поручение президента России Владимира Владимировича Путина о развитии сети заправочных станций», — объяснил свою уверенность Виктор Зубков.

Кроме того, Виктор Зубков рассказал, что в качестве куратора реализации программы было определено Министерство энергетики РФ. «Также прозвучало четкое поручение промышленным предприятиям наращивать объемы выпускаемой техники на природном газе», — подчеркнул Виктор Зубков.

По его словам, определенные успехи в реализации данного посыла наблюдаются у производителей грузовой техники и автобусов. Это компании «КАМАЗ» и «Волгабас». «Сегодня мы посмотрели битопливные модели LADA Vesta CNG и LADA Largus CNG. Хорошие, удобные современные автомобили. Но объем производства автомобилей на традиционном топливе, конечно, не сравним», — сообщил представитель «Газпрома».

- У АВТОВАЗа 260 дилерских пунктов. Есть смысл при каждом таком центре создать мастерскую по переоборудованию автомобилей под ГМТ, — обратился Виктор Зубков к Иву Каракатзанису. Экономическую и экологическую выгоду от установки газобаллонного оборудования (ГБО) председатель совета директоров «Газпрома» привел на примере своей компании. Виктор Зубков отметил, что «Газпром» за последние 5 лет перевел 40% своего автопарка на ГМТ. «За этот период мы сэкономили 4 млрд р. на стоимости топлива», — сообщил Зубков.

Свой ощутимый вклад в достижения Группы «Газпром» внесло ГТС. Если взять статистику только за один прошедший 2018 г., ГТС приобрело 13 автомобилей с ГБО, 9 единиц техники было переоборудовано. В общем итоге доля транспорта на ГМТ в автопарке ГТС достигла 68%. Экономия по топливу в 2018 г. составила 49,8 млн р., что на 12 млн р. больше по сравнению с предыдущим периодом.

Рассчитать экономические преимущества автомобилей на природном газе не сложно. Цена за 1 куб. м ГМТ, что является приблизительным эквивалентом 1 л традиционного топлива, колеблется в диапазоне 15-17 р. в зависимости от региона. При средней цене на газ 16 р. за 1 куб. м стоимость 1 км проезда составит 1,6 р. На бензин, чтобы преодолеть тот же отрезок пути, придется потратить 4,2 р. «Рынок природного газа является регулируемым. Никогда государство не даст, чтобы цена на природный газ резко повысилась», — заверил Виктор Зубков.

Отдельное внимание Виктор Зубков уделил экологическим аспектам. Из его сообщения следует, что за период использования техники на ГМТ парк «Газпрома» сократил количество вредных выбросов в атмосферу на 100 тыс. т. В этом вопросе представителя «Газпрома» полностью поддержал президент АВТОВАЗа. По итогам совещания участники пришли к заключению, что развитие рынка ГМТ будет наиболее эффективным при включении в процесс всех заинтересованных сторон.

Комментарии

Ив КАРАКАТЗАНИС, президент ПАО «АВТОВАЗ»

- Сегодня АВТОВАЗ — единственная автомобильная компания, которая производит легковые автомобили, работающие на природном газе. Производство газомоторных автомобилей началось с производства LADA Vesta CNG в июле 2017 г. За это время мы продали более 3 тыс. таких автомобилей. 2 недели назад мы начали производство LADA Largus CNG, скоро он появится в продаже.

В условиях нестабильной экономики необходимы долгосрочные программы при участии господдержки. Мы рады внести свой вклад и будем продолжать развивать производство автомобилей на ГМТ с учетом рынка.

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»

- Газ — самый чистый и привлекательный по цене вид топлива. На нашем предприятии ведется системная работа по переоборудованию собственного транспорта на ГБО. На сегодняшний день это 392 единицы техники, что дает нам существенную экономию. Но самое главное — это экологические аспекты использования газомоторного топлива. В выхлопах нет сажи и соединений серы, что уменьшает задымленность и загрязнение воздуха в 9 раз, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане в 2-3 раза меньше.

Виктор КУДРЯШОВ, первый заместитель председателя правительства Самарской обл.

- У нас действует программа развития ГМТ, в соответствии с которой в этом году мы получаем возможность субсидировать половину расходов на переоборудование автотранспортной техники на КПГ. В приоритете это муниципальная техника, техника сельхозпроизводителей. В этом году мы планируем переоборудовать 600 ед. техники. Это оборудование очень высокой степени безопасности, я могу всех в этом уверить.

В перспективе развития рынка ГМТ — это строительство заправок. Сейчас в Самарской обл. действует 7 современных АГНКС, через 2 года их будет уже 10, но наш целевой показатель строительства АГЗС — 53 к 2024 г. Сейчас действует постановление правительства РФ, в соответствии с которым государство позволяет покрывать 50% от затрат на строительство заправочного комплекса за счет средств федерального бюджета. И я думаю, что региональный бюджет к этому присоединится.