Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (704) | 1 апреля 2019г.
 

Рельсы будущего

Андреев поднял новый проект для освоения миллиардов на теме ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Сейдамет Абреков

АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» (ОЭЗ ППТ «Тольятти») провела оценку и сопоставление заявок на разработку проекта планировки и проекта межевания территории, необходимой для размещения линейного объекта. Речь идет о строительстве железной дороги от станции «Тольятти» до территории ОЭЗ ППТ «Тольятти», актуальность которой обострилась при новом директоре ОЭЗ Сергее АНДРЕЕВЕ (на фото). Будет неудивительно, если в ближайшее время в ОЭЗ захотят еще и вертолетную площадку. Благо предыдущий гендиректор ОЭЗ ППТ «Тольятти» (2009-20017 гг.) Алексей ПАХОМЕНКО занят сегодня на передовых позициях в холдинге «Вертолеты России».

Пахоменко думал не о том

Железная дорога пройдет по территории м.р. Ставропольский и г.о. Тольятти (вдоль ул. Вокзальной). Если судить по итогам оценки и сопоставлению заявок, то будущим победителем конкурса, организованного ОЭЗ ППТ «Тольятти», должно стать некое ООО «Теплотехсервис» (почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. Фрунзе, 62/64). За проведение данных работ эта компания попросила 8,5 млн р. при стартовой цене торгов чуть более 10,9 млн р. Согласно ЕГРЮЛ, директором ООО «Теплотехсервис» является Александр Ефимов, единственным учредителем –Ольга Харитонова.

Однако не выбором подрядчика или личностью тех, кто его представляет, интересен этот процесс. Показателен сам факт желания «ОЭЗ ППТ «Тольятти» озаботиться строительством подъездной железной дороги к территории ОЭЗ. Ни для кого не секрет, что «ОЭЗ ППТ «Тольятти» функционирует уже около 10 лет. На территории уже имеется несколько производств, которые прекрасно функционируют без железной дороги. Более того, само строительство «ОЭЗ ППТ «Тольятти» начиналось с возведения забора, много внимания уделялось парковкам, гаражам и тротуарам. Особо стоит отметить, как часто на презентациях, посвященных «ОЭЗ ППТ «Тольятти» будущим инвесторам, демонстрировали макеты ОЭЗ. Все это происходило в то время, когда генеральным директором ОЭЗ ППТ «Тольятти» был Алексей Пахоменко. Ни о какой подъездной железной дороге речи не шло.

Время заборов прошло

Вдруг возникла острая необходимость проложить к «ОЭЗ ППТ «Тольятти» железную дорогу. Хотя, по смыслу, именно с этого 10 лет назад и нужно было начинать. Если, конечно, идеологи возникновения в окрестностях Тольятти ОЭЗ действительно задумывались о привлечении многочисленных инвесторов, а не о том, как в сжатые сроки легко и непринужденно освоить максимально возможный объем бюджетных средств.

По этому поводу нынешний генеральный директор ОЭЗ ППТ «Тольятти», мэр г.о. Тольятти Сергей Андреев (2012-2017 гг.) в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» сообщил: «Строительство подъездной железной дороги на площадке ОЭЗ было изначально предусмотрено в проекте планировки территории ОЭЗ. Строительство ж/д путей к территории ОЭЗ запланировано на 2020 г. в соответствии с утвержденным перечнем объектов инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры ОЭЗ, подлежащих строительству, реконструкции и капитальному ремонту».

Напомним, предыдущий руководитель «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексей Пахоменко почему-то ни о какой железной дороге не вспоминал. Как, впрочем, и про иные вопросы транспортной доступности ОЭЗ ППТ «Тольятти» слышно ничего не было. Все эти годы хватало тех подъездных путей, которые существовали задолго до «ОЭЗ ППТ «Тольятти».

Технология инвестирования

При желании, конечно, можно сказать, что решение транспортной доступности ОЭЗ ППТ «Тольятти» пойдет за счет строительства моста через р. Волгу в районе с. Подстепки. В определенной степени это будет правдой. Но только в определенной степени, поскольку реализация данного проекта еще не начата, а ОЭЗ ППТ «Тольятти», как уже было отмечено, функционирует около 10 лет. Кроме того, строительство данного моста необходимо прежде всего, чтобы вывести Тольятти из транспортного тупика, а не для того, чтобы обеспечить «железнодорожную доступность» ОЭЗ ППТ «Тольятти».

Можно посмотреть на ситуацию и под иным углом. Проект предусматривает дорогу к станции «Тольятти». Хотя, если опять же отталкиваться от идеи строительства моста через р. Волгу в районе с. Подстепки, было бы более логично, если железнодорожные подъездные пути к ОЭЗ ППТ «Тольятти» были привязаны именно к этому инфраструктурному объекту. Показательно, что в своем ответе ОАЕ «Хронограф» Сергей Андреев предпочел обойти такой вопрос: «Насколько эта железная дорога будет увязана с проектом строительства моста через р. Волга в районе с. Подстепки?».

Мало того. Если в ОЭЗ ППТ «Тольятти» думают о транспортной доступности площадки и о повышении ее инвестиционной привлекательности, то, наверное, в современных реалиях есть необходимость организовать на территории ОЭЗ ППТ «Тольятти» не только подъездную железную дорогу, но и вертолетную площадку. А в перспективе и взлетно-посадочную полосу. Ведь потенциальные инвесторы, особенно из числа иностранных компаний, — люди крайне занятые и достаточно мобильные. Им не очень удобно прибывать в аэропорты, проходить процедуры вместе с большим количеством обычных пассажиров.

Бывший генеральный директор ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексей Пахоменко работает в области вертолетостроения (корпорация «Вертолеты России») и мог бы предложить действующим и потенциальным инвесторам современные вертолеты, которые можно было бы использовать для производственных целей инвесторов и нужд ОЭЗ ППТ «Тольятти». И тогда транспортная доступность ОЭЗ ППТ «Тольятти» может быть выведена на самый современный и действительно инновационный уровень. Более того, в ОЭЗ можно было бы при содействии Пахоменко открыть сервисный центр по обслуживанию вертолетной техники.

Однако воздушное сообщение не предел. Есть еще и космические (куда более бюджетоемкие) средства доставки. При должном креативном подходе можно найти и более фантастические способы наращивания инвестиций в тольяттинский драйвер развития мировой экономики.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»

- 21 декабря 2018 г. губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров провел совещание с членами регионального правительства, главами муниципалитетов и руководством Куйбышевской железной дороги, где было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и правительством Самарской обл. В рамках этого соглашения одно из перспективных направлений для сотрудничества — строительство железнодорожной ветки к ОЭЗ «Тольятти». Реализация этого проекта позволит привлечь новых резидентов в ОЭЗ и расширить возможности действующих. В настоящий момент ведется совместная работа по прохождению всех необходимых разрешительных процедур для обеспечения начала строительства ж/д ветки до площадки ОЭЗ.