Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (702) | 18 марта 2019г.
 

Обделили инвалидов

Российская бюрократия приспособилась делить дошкольников на категории

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе в редакцию Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» обратилась мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она водит своего малыша в детский сад, входящий в структуру АНО ДО «Планета детства «Лада». Из обращения следует, что ее ребенок лишен льгот по оплате услуг детского сада. С аналогичной ситуацией сталкиваются более тысячи родителей. В АНО «Хронографу» пояснили, что администрация АНО ДО «Планета детства» с 2011 г. прикладывает все возможные от нее усилия для восстановления справедливости. Более 7 лет «Планета детства» ведет активную переписку с чиновниками. За это время равнодушие и чопорность чиновников утопило одну из серьезнейших проблем социума в болоте бюрократии.

Детская участь

Вопрос, поднятый жительницей Тольятти, не менее острый, чем корректировка родительской платы за детские сады, которую бурно обсуждает все городское сообщество. Стоит напомнить, что совсем недавно негодование общественности было вызвано повышением расценок за услуги питания и «прочих расходов» в детских садах. В цифрах это выглядит следующим образом. Размер «прочих расходов» вырос с 8,66 р./день до 17 р./день на ребенка. Это деньги на приобретение расходных средств гигиены. Что касается питания, то его стоимость в феврале 2019 г. достигла отметки 133 р./день (было около уровня 122 р./день) на ребенка старше 3-х лет.

Для того, чтобы объясниться с родителями, 6 марта была организована встреча в формате круглого стола. На мероприятии звучало много ссылок на законы, в т.ч. гарантирующие льготы т.н. «отдельным категориям граждан». Как сообщили представители администрации, для детей с ОВЗ была сохранена льгота в размере 60% от размера платы на приобретение продуктов питания: «Возмещение расходов для этой категории детей будет по-прежнему осуществляться из бюджета города. На эти цели запланировано 78 млн р. С 27 февраля размер родительской платы, вносимой родителями за ребенка с ОВЗ, составляет 60,02 р./день за ребенка до 3-х лет и 70,2 р. /день для ребенка от 3-х лет и до прекращения образовательных отношений». Кроме того, отдельно было отмечено, что компенсация в размере 100% предусмотрена за «детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией».

Ранее озвучивалось, что расходы на содержание детских садов в Тольятти были увеличены на 100 млн р. и достигли отметки в 1,142 млрд р. Внешне все выглядит вполне достойно. Однако, как выяснилось, это далеко не так. Речь пойдет именно о семьях с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, о том, как их проблемы бюрократия сумела ловко обойти.

Информация до редакции ОАЕ «Хронограф» дошла в виде обращения от мамы ребенкас ОВЗ. Из письма следует, что ребенок посещает детский сад — структурное подразделение АНО ДО «Планета детства «Лада». Никаких компенсаций родителю не предоставляют. Для того, чтобы получить пояснения относительно сложившейся ситуации от ОАЕ «Хронограф» в адрес АНО ДО «Планета детства «Лада», был направлен официальный запрос. Представленные «Планетой детства» сведения раскрывают суть возникшей проблемы в другом ракурсе.

Закон на службе чиновников

По утверждению АНО, проблема льготников, которым государство гарантировало компенсации, хорошо известна. Представители АНО подтвердили, что в их дошкольных учреждениях ни родители детей с ОВЗ, ни родители детей-инвалидов не имеют возможности получить положенную льготу. Причем по не зависящим от самой организации причинам. «Субсидии, выделяемые АНО из бюджета города и области, не предусматривают компенсации расходов на предоставление льгот по оплате родителям детей-инвалидов», — указано в ответе «Хронографу».

Детские сады теряют доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Детские сады теряют доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Также АНО сообщило, что с 2011 г. АНО ДО «Планета детства «Лада» неоднократно обращалось в департамент образования и в другие подразделения администрации г.о. Тольятти, в министерство образования и науки Самарской обл. с целью установления равенства условий для родителей воспитанников муниципальных детских садов и садов АНО в обеспечении установленных действующим законодательством и нормативными актами гарантий детям-инвалидов и детям с ОВЗ.

Одно из первых обращений в мае 2012 г. было адресовано на тот момент на и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти Елене Финагеевой. В нем руководство АНО ДО «Планета детства «Лада» указывало: «Предоставление льготы по оплате за содержание детей-инвалидов в детских садах предполагает невзимание платы с их родителей. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях является расходными обязательствами субъекта РФ». Т.е. финансировать это -прямая обязанность правительства Самарской обл.

Далее переписка перешла на уровень правительства Самарской обл. В апреле 2012 г. пришел ответ за подписью заместителя министра образования и науки Самарской обл. (2008-2013 гг.) Владимира Классена. Министерский чиновник делает ряд умозаключений, способных еще больше запутать ситуацию. К примеру, Классен в своем ответе официально заявил, что АНО ДО «Планета детства «Лада» «не является общеобразовательным учреждением» и поэтому к «Планете детства» неприменима ст. 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Что здесь еще можно добавить: профильный чиновник показал уровень своего профессионализма, т.е. как ловко он умеет пользоваться «открытыми» ему «дырами» федерального законодательства. Такое впечатление, будто бы весь минобр Самарской обл. только и думал, как в конечном итоге обделить детей-инвалидов.

В конце письма Классен подводит к тому, что «Планете детства» необходимо «предусматривать льготы за содержание детей-инвалидов в своей организации в рамках субсидий, предоставляемых министерством образования и науки Самарской обл.». Не сложно понять, что с такими выводами решить проблему льготников невозможно.

Виноват самый беззащитный

Насколько сегодня АНО ДО «Планета детства «Лада» увлечено борьбой за права граждан, которым государство гарантировало соответствующие льготы для осуществления воспитания больных детей, — непонятно. Но тупиковая ситуация продолжает сохраняться, и ФЗ «Об образовании в РФ» толкуется не в пользу лишенных льгот детей. На сайте департамента образования (ДО) администрации г.о. Тольятти есть соответствующие пояснения по поводу применения данного закона. Там поясняется, что «В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 65. п. 3 от оплаты присмотра и ухода за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях освобождены дети с туберкулезной интоксикацией, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты». Далее — больше. В соответствии с постановлением мэрии г. о. Тольятти № 4138-n/l от 7.11.2014 г.: «Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми с ОВЗ в муниципальных образовательных учреждениях снижен на 60% за счет предоставления воспитанникам двухразового питания (завтрак и обед) за счет средств городского бюджета», — говорится в соответствующем разделе сайта ДО администрации г.о. Тольятти.

Таким образом, можно понять, что социальная поддержка оказывается только воспитанникам муниципальных дошкольных учреждений. А воспитанников иных садов данные нормативные документы не охватывают. В Тольятти же таких воспитанников около 40%, т. е. почти каждый второй дошкольник. И существующий многие годы пробел чиновники предпочитают игнорировать или умалчивать.

Действительно, организационно-правовая форма «Планеты детства» отличается по форме от муниципального бюджетного учреждения. Однако нельзя отрицать того факта, что муниципалитет является соучредителем «Планеты детства» и должен принимать непосредственное участие в решении вопросов подконтрольной ему организации. Тем более в решении столь деликатного вопроса.

Как пояснено в ответе редакции «Хронографа» от АНО, вопрос о разработке механизма, обеспечивающего предоставление льгот по питанию детей-инвалидов в детских садах автономных некоммерческих организаций, так и не был решен ни на местном, ни на региональном уровнях. До сих пор отсутствует механизм, с помощью которого дети-инвалиды и дети со статусом ОВЗ, посещающие детские сады АНО, могли бы реализовать свои права и гарантии, предусмотренные государством. «За подробными разъяснениями сложившейся ситуации целесообразно направить ваше обращение в администрацию г. Тольятти и в министерство образования и науки Самарской обл.», — отписалось в итоге АНО.

Но вернемся на уровень людей, пользующихся услугами детских садов. Им нет дела до того, в чьей собственности или под чьим контролем находится система детских садов. Главное — удобство, безопасность, чистота и обещанная забота со стороны воспитателей и нянечек. И все было бы хорошо, если бы распределение обещанных руководством страны и региона льгот на содержание детей в детских садах не наткнулось на бюрократические препоны. Ведь что могло бы быть более лучшим поводом расшить ситуацию, чем провозглашенный в мае 2018 г. президентом РФ Владимиром Путиным новый национальный проект «Демография».

Данные статистики «Планеты детства» говорят о том, что с каждым годом воспитанников с ОВЗ, поступающих в детские сады АНО, становится все больше. Так, например, в ответе на запрос «Хронографа» специалисты «Планеты детства» указали на то, что в 2015-2016 учебном году в АНО было принято 926 детей с ОВЗ, в 2016-2017 г. — 973 ребенка, в 2017 — 2018 г. — 1122 ребенка, а в 2018-2019 г. -1124 ребенка. Согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ОВЗ возрастает на 5%. Динамика очевидна и очень печальна.

Казалось бы, представленная статистика должна была бы подтолкнуть профильные структуры органов исполнительной власти разных уровней к действию. Но, похоже, для них это мелко. В противовес логике, все происходит с точностью до наоборот. Возвращаясь даже к 1,142 млрд р. на детские сады, о которых говорилось выше, стоит уточнить, что озвучивались доли распределения этой суммы. АНО получит из этих денег порядка 305 млн р., или около 21 тыс. р. на 1 ребенка. Остальные средства будут затрачены на 25 тыс. детей, получающих услуги в муниципальных детских садах. Здесь на каждого ребенка придется без малого 33,5 тыс. Получается, одних и тех же городских детей по уровню обеспечения делят на первый и второй сорт. По сути, если принять во внимание различие в организационно-правовых формах между АНО и МБУ, то вряд ли получится объяснить, почему одни семьи с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ обеспечены государственными гарантиями, а другие вынуждены наблюдать за тем, как чиновники выискивают законные основания обделить нуждающихся в помощи.