Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (702) | 18 марта 2019г.
 

Любители популярных решений

«17-рублевый сбор» в Тольятти рискует стать новым знаменем оппозиции

Павел Соколов

13 марта депутаты Думы г. о. Тольятти в очередной раз на рабочем совещании обсудили увеличение родительской платы за посещение ребенком дошкольных образовательных учреждений, которая с февраля увеличилась на 17 р. в день. Всю предыдущую неделю депутаты от оппозиции (отметилась и фракция КПРФ, и СР, и ЛДПР) делали громкие заявления, делились идеями разной степени парадоксальности и активно зарабатывали очки на чувствительной теме. Как всегда, депутаты пообещали поискать недостающие деньги «где-то в бюджете», как это обычно в таких ситуациях и происходит. Расходы на себя при этом народные избранники порезать не обещали.

Непростые вопросы

В целом ситуация выглядит так: размер платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных учреждениях в Тольятти был установлен в 2016 г. и не индексировался 3 года. За это время существенно изменились цены на все группы товаров и услуг, от продуктов и бытовой химии до бензина и коммунальных ресурсов. Кроме того, ни для кого не секрет, что на различные хозяйственно-бытовые нужды родители и так собирают деньги, и хорошо если по собственной инициативе, а не под влиянием излишне активных родительских комитетов. Унификация расходной статьи для всех родителей была призвана сделать платеж единым, понятным для всех, а самое главное — централизованным и подотчетным для родительского сообщества. Впервые за долгое время исполнительная власть решила пусть и не популярными, но четкими решениями навести порядок в этой чувствительной сфере, причем сохранив и льготы. И столкнулась с противодействием думской оппозиции, зашедшей в представительную власть Тольятти на протестной волне от реализации пенсионной реформы. Время прошло, страсти поутихли, а тем, кто не привык ничем реально управлять, требуются новые лозунги. В Тольятти таковым стало увеличение родительской платы.

Практически все народные избранники любят заглядывать в бюджетную роспись как в личный кошелек — так вышло и на этот раз. Но депутаты не учли одного маленького нюанса: если хочешь воспользоваться ресурсами городской казны, для начала надо эти ресурсы туда заложить. А с этим в Тольятти туго, и роль депутатов здесь не последняя.

Своя рубашка

Один из свежих примеров — установление новых коэффициентов и процентов, применяемых при определении арендной платы за пользование земельными участками, собственность на которые не разграничена.

Вице-спикеру Сошниковой (в верхнем ряду в центре) будет сложно спрятаться от реальных проблем избирателей
Вице-спикеру Сошниковой (в верхнем ряду в центре) будет сложно спрятаться от реальных проблем избирателей

Своевременное решение могло бы дать городской казне около 120 млн р. в год дополнительно. Но при этом увеличилась бы нагрузка на такие городские отрасли, как торговля и общепит, иными словами — на малый бизнес, торговлю, предприятия сервиса и бытового обслуживания. Мотивы у народных избранников были разными. Кто-то привычно решил оседлать оппозиционного конька, кто-то встал на защиту собственного или близкого бизнеса. Итог закономерен: дополнительных средств в бюджете города нет, финансирование социальных статей пробуксовывает, народные избранники выступают с громкими заявлениями, а четких и понятных решений как не было, так и нет.

Нежелание брать на себя ответственность за непопулярные решения уже стало визитной карточкой тольяттинской представительной власти. И это касается не только увеличения родительской платы в детских садах или роста арендной платы. Около 10 лет назад депутаты думы Тольятти приняли на баланс муниципалитета социалку ОАО «АВТОВАЗ». Избирателей, с прицелом на приближающееся переизбрание, новыми расходами решили не раздражать, повесив содержание огромного комплекса учреждений на городской бюджет. Для покрытия дефицита Тольятти за несколько лет привлек коммерческих кредитов в объеме собственных доходов — 6 млрд р. За это время банкам выплачено уже несколько миллиардов рублей процентов по тем кредитам. Сами кредиты при этом почти не уменьшаются, а муниципальный долг достиг верхнего возможного предела. Т.е. даже спасительной кредитной подушки у текущего созыва думы нет. Но и смотреть правде в глаза оппозиционная генерация тольяттинских политиков, видимо, не желает.

Впрочем, у депутатов есть и собственные резервы, оптимизация которых позволит хотя бы частично закрыть острые социальные вопросы. К числу таковых относятся ежемесячная компенсация затрат на бензин, сотовую связь и фонд помощников, пользование служебными автомобилями и затраты на такие удобства, как личный секретарь. К примеру, по данным, которые имеются в распоряжении редакции, на содержание одного из вице-спикеров (с думской зарплатой, аппаратом, бензином и связью) уходит до 3 млн р. в год. Отказываться от таких преференций никто не планирует.

Найти консенсус

При таких условиях администрации приходится инспирировать непопулярные решения самостоятельно, хотя, для справедливости, даже не все чиновники готовы их принимать. Та же бывшая руководитель департамента образования Тольятти Елена Пинская, собираясь на повышение в правительство Самарской обл., не особенно спешила с реализацией необходимых процедур, затянув принятие решений фактически до своего отбытия в субъект федерации. Отвечать публично перед горожанами остался глава г.о. Тольятти Сергей Анташев. Собственно, пока только администрация инициировала предметный разговор с родительской общественностью с целью донести ситуацию как она есть и получить обратную связь от родительского сообщества. В ходе круглого стола 6 марта были получены замечания и предложения. В частности, высказывались пожелания, чтобы плата взималась по факту пребывания детей в саду. Однако это идет вразрез с требованиями федерального законодательства, устанавливающими, что оплата за хозяйственно-бытовое обслуживание детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены взимается вне зависимости от количества посещений, в то время как плата за питание взимается по факту. Тем не менее администрация идет навстречу родителям, вводя дополнительные льготные категории. Помимо представителей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией, детей-инвалидов от оплаты 17 р. в день собираются освободить родителей, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, дети которых не посещают детский сад по уважительным причинам, таким как болезнь, восстановительный период, болезнь родителя, отпуск. Также для родителей детей с ограниченными возможностями продолжает действовать льгота в размере 60%. В Тольятти действует и ряд других мер поддержки родителей, чьи дети посещают детские сады.

Стоит отметить, что Тольятти -единственный город в России, где многодетным семьям предоставляется дополнительная компенсация из городского бюджета в размере 30% внесенной родителями платы за каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Кроме того, введение официальной платы за хозяйственно-бытовое обслуживание детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня исключит факты сбора денег с родителей на закупку средств гигиены. А также может высвободить дополнительные места в детских садах: по оценкам специалистов, на сегодняшний день около 900 детей числятся в детских садах, но фактически не посещают их.