Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (163) | 18 декабря 2006г.
 

Дмитрий Кульбицкий:

Мы используем мировую практику

Елена Нустрова

В октябре в Министерстве транспорта РФ была достигнута предварительная договоренность о создании на территории нашего региона пяти мультимодальных контейнерных терминалов (МКТ), а уже на днях правительство Самарской области приняло решение о проектировании строительства одного из МКТ на базе ОАО «Порт Тольятти», 53% акций которого владеет ОАО «КуйбышевАзот». Работы по созданию МКТ в губернии начались еще в 2003 г. в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002 — 2010 гг.». Разработки в этом направлении тогда же за счет собственных средств инициировало ОАО «КуйбышевАзот», в результате которых в 2005 г. были реконструированы и введены в эксплуатацию 2 терминала: в порту и на собственной производственной площадке. Это не могло не повлиять на выбор Минтрансом РФ места расположения одного из комплексов. О том, какие перспективы откроются при создании в городе МКТ, а также об эффективности управления транспортной инфраструктурой и итогах завершившейся навигации корреспонденту «Хронографа» рассказал директор по транспорту ОАО «КуйбышевАзот» Дмитрий КУЛЬБИЦКИЙ.

- Дмитрий Евгеньевич, за счет чего предприятию удалось получить доверие на уровне правительства РФ по созданию МКТ на базе ОАО Шорт Тольятти»?

- КуйбышевАзот в течение трех лет плотно занимался проектом по созданию терминала. Мы вовремя изучили опыт развитых стран и, чтобы идти в ногу со временем, решили за счет собственных средств развивать направление мультимодальных перевозок. В результате в прошлом году реконструировали и запустили 2 контейнерных терминала в порту Тольятти и на производственной территории предприятия общей вместимостью 500 сорокафутовых контейнеров. Тогда этим проектом уже интересовались инвесторы из Германии, Франции, но еще не было решения на государственном уровне. На выбор места МКТ повлияли, конечно же, и исторически сложившиеся здесь грузопотоки. Теперь, когда появилась заинтересованность государства, а проект МКТ активно продвигался губернатором Самарской обл. Константином Титовым, можно надеяться, что основная задача МКТ -консолидация контейнерных потоков — будет выполняться.

- Какие изменения в транспортной инфраструктуре региона принесет появление МКТ?

- Сейчас в линии транспортных перевозок наблюдается, скажем так, антилогистика. Основные объемы контейнеров из-за границы перевозят компании Москвы и Санкт-Петербурга, создавая определенный дисбаланс в распределении грузопотоков. Из-за отсутствия консолидирующего центра и мощной операторской компании по контейнерам появляется масса проблем, связанных с доставкой грузов и загрузкой дорог. При наличии МКТ будут созданы транспортные коридоры, будет широко использоваться как водный, так и железнодорожный транспорт. При МКТ в целом по консолидирующему узлу в 5 комплексов общий объем контейнеров составит 800 тыс. единиц в год. Но это не предел. К 2010 г. до 50% всех мировых грузов будет транспортироваться в контейнерах, что говорит о перспективности именно этого способа перевозок. Он удобен с точки зрения логистики, экологии и международного товарооборота. Ведь основной грузооборот между странами ВТО, куда Россия намерена вступить, осуществляется с помощью международных морских контейнеров длиной 12 м. В мире таких контейнеров используется около 7 млн., в будущем их количество будет только увеличиваться.

Для области и города увеличение грузооборота принесет дополнительные налоги, а созданный МКТ на базе ОАО «Порт Тольятти» даст новые рабочие места. К тому же за счет полученной прибыли можно будет удерживать на оптимальном уровне стоимость пассажирских билетов на водном транспорте порта Тольятти.

- Что представляет собой проект МКТ? Каковы его стоимость и сроки осуществления?

- Предполагается, что из 5 комплексов 3 будут чисто сухопутными, 2  — затрагивающими воду и сушу. Последние МКТ будут построены на базе порта Тольятти и в Сызрани, когда там завершится строительство моста. В первом полугодии 2007 г. будут окончательно утверждены объекты и начнется проектирование. Финансирование проектной части будет исчисляться десятками миллионов рублей. А строительство МКТ планируется начать в 2008 г. Инвестиции на строительство определены в размере 7 млрд. р. со стороны государства, крупных логистических компаний и частных инвесторов. Введение в эксплуатацию всех пяти объектов планируется в 2010 г.

- Какую долю собственных средств в развитие МКТ планирует вложить КуйбышевАзот?

- Окончательно этот вопрос не решен. Но, скорее всего, проект будет полностью финансироваться из федерального и областного бюджетов. КуйбышевАзот будет участвовать в создании МКТ своей собственностью: железнодорожной и транспортной инфраструктурой, техникой и землей. У предприятия в собственности 5 км железнодорожных путей в порту, а всего 50 км подъездных путей, парк подвижного состава общим количеством свыше 1,3 тыс. единиц, 3 судна (1 танкер и 2 сухогруза) и морской буксир. В рамках создания терминала мы планируем увеличить собственный водный транспорт: нам понадобятся суда-контейнеровозы. Непосредственно для МКТ может понадобиться около 5 га. На собственный терминал в порту нами освоена площадь 1 га. Этого будет достаточно, учитывая возможности нашей уникальной техники. В имеющихся терминалах работают шведские погрузчики Calmar, которые могут штабелировать грузы в 5 этажей. При необходимости можно увеличить площади за счет освобождения участков от песка, в этом направлении имеются наработки.

- Какой опыт предприятие уже наработало по грузообороту контейнеров?

- Пока речь идет о небольших относительно МКТ объемах контейнеров. В месяц мы отгружаем до 400 морских контейнеров вместимостью 40 т. Мы являемся одними из лидеров по грузообороту по Средней Волге. Сейчас порт Тольятти ведет работу с компаниями, которые являются и грузооператорами, и владельцами контейнеров. Например, недавно было достигнуто соглашение о намерениях сотрудничества с крупной французской фирмой «Маерск» на обработку сорокафутовых морских контейнеров.

За счет динамичной работы транспортно-сбытовой сети завода предприятие работает, что называется, «с колес». Как в мировой практике, мы производим продукцию, сразу же отгружаем и транспортируем, груз у нас практически не складируется. Таким образом, мы повышаем эффективность работы предприятия, не замораживая деньги, и не создаем угрозу экологии, накапливая химические продукты.

- Тогда по каким причинам поставка некоторых грузов за прошедшую навигацию ушла в минус?

- Главная причина недогруза лежит в мелководье. В некоторых узлах, например в Чебоксарском, не проходят полностью нагруженные судна. Когда-то в том узле недоделали плотину, и из-за этого в Нижнем Новгороде идет осадка судов. Поэтому они идут с недогрузом. Если недогрузить 500 т при стоимости доставки $30/т, судовладельцы теряют $15 тыс. Поэтому 80% всего грузооборота предприятия мы отправили железной дорогой своим подвижным составом. Нельзя сказать, что так было выгоднее: флота не хватало. У нас всего 3 единицы водного транспорта, а пароходы Донречфлота и Волжского пароходства были загружены, пользоваться услугами Северо-Западной судоходной компании было невыгодно из-за недогруза. На грузоперевозках водным путем сказалась и политическая ситуация с Украиной. Черноморский порт Николаев ограничил нам поставку судов. Свою лепту внесла погода — год был не очень полноводным.

- Как вы оцениваете итоги завершившейся навигации для КуйбышевАзота?

- Прошедшая навигация была самой длинной за всю историю порта Тольятти. Она завершилась в плановом режиме во всех трех направлениях: транспортировка минеральных удобрений, добыча песка и перевозка пассажиров. Результаты по выполнению услуг оказались значительно выше, чем в прошлом году. Мы погрузили речного песка на 11 % выше запланированного объема. Хотя это несколько ниже, чем мы рассчитывали: ожидалась потребность песка на строительство сталелитейного завода и новых сооружений на ВАЗе промышленного значения, которое так и не началось. Улучшилось качество обработки судов. Мы приобрели новые контейнеры для сыпучих грузов, в которых груз не намокает, не коррозирует. Это положительно сказывается на скорости погрузки и уровне цен на продукцию.

- Что планирует КуйбышевАзот в плане эффективного управления портом Тольятти на следующий год?

- В первую очередь это касается более рационального использования территории порта. Мы должны привлекать на нее дорогостоящие грузы, чтобы каждый кв. м имел достойную фондоотдачу. Продолжаем увеличивать капитализацию порта. КуйбышевАзот как управляющая компания направляет полученную от порта прибыль на его развитие. Огромные средства уходят на реконструкцию железнодорожных путей, на капремонт судов. В 2006 г. была приобретена уникальная портовая техника -шведские погрузчики Calmar грузоподъемностью 55 т, карьерный бульдозер общей стоимостью 30 млн. р. Также много средств уходит на осуществление социальной функции. Компенсации из области и города не восполняют всех затрат на перевозку пассажиров. С помощью городской администрации мы хотели бы привести в порядок пассажирский вокзал, провести ремонтные работы снаружи и внутри здания. Ведь облик причала влияет на ту же туристическую привлекательность города.

- Т.е. КуйбышевАзот заботится и о туристическом развитии города, которое, как считают многие, невозможно. Каким образом предприятие участвует в этом процессе?

- В этом году экспертная комиссия ЮНЕСКО приняла решение о придании Самарской Луке с прилегающими территориями — Жигулевский заповедник, национальный парк, часть Сызранского и Шигонского районов — статуса биосферного резервата. Это значит, территория получит международный статус, что косвенно отразится на привлечении в регион дополнительных инвестиций. Это еще один аргумент в пользу имеющихся туристических возможностей нашего региона. Мы же совместно с туристическими компаниями Самары и Тольятти разработали множество маршрутов по красивейшим местам Волги и Жигулевских гор. Большое количество людей побывали этим летом в домике Репина и Богатырской слободе. Мы также обустраиваем причалы и места высадки пассажиров.

Свои социальные функции выполняем и по части соцкультбыта. Предприятие строит яхт-клуб европейского уровня на базе собственного яхт-клуба «Дружба», где в июле 2007 г. в честь 50-летия парусного спорта и водохранилища намечено проведение Всероссийской школьной спартакиады. В дальнейшем, когда Волга откроется для международных судов (Россия вступит в ВТО), будем проводить в яхт-клубе и международные регаты. В «Дружбе» будут предоставляться различные услуги по заправке и ремонту проходящих судов, а также туристические услуги.

Мы все живем и трудимся в одном городе, поэтому, развивая свое предприятие, стремимся увеличить возможности для лучшей жизни.

Справка:

- 1,7 млн. т составляет общий грузооборот ОАО «КуйбышевАзот».

- 2,932 млн. т груза было переработано в общей сложности за навигационный период.

- 277 тыс. т удобрений было перевезено водным транспортом, 1,323 млн. т -железной дорогой.

- 920 тыс. т песка транспортировано водным путем.

- 267 тыс. пассажиров было перевезено в дачный сезон.

Обсудить на форуме