Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (163) | 18 декабря 2006г.
 

На работу как на праздник

Борис Кротов

19 декабря в Москве пройдет награждение лауреатов национальной премии «Лучший работодатель России».

«Лучший работодатель России» — премия молодая. Вручаться будет только в третий раз. Но интерес к ней со стороны бизнеса огромен. Трудно даже представить, что для выбора сотни лучших анализу подвергается более миллиона фирм и организаций. Естественно, только тех, информацию о которых можно получить из открытых источников. Прозрачность бизнеса в данном случае не единственное, но совершенно необходимое условие для каждого участника.

Исполнительный директор аналитического агентства «Рейтинг» Ольга Зверева рассказывает, что обработать такой объем информации сложно, но можно. «Для этого была разработана специальная методика, которая позволяет работать с большими объемами информации и анализировать их по совершенно разным критериям. Это делает исследование всесторонним и объективным», — говорит Ольга Зверева.

Изначально планировалось организовать только всероссийский конкурс «Лидеры экономики», но сразу стало ясно, что этого будет недостаточно. Невозможно измерять эффективность бизнеса только строками «доход», «расход» и «прибыль». Есть у бизнеса и другая сторона — социальная. Так появилась премия «Лучший работодатель», которая относится к премии «Лидеры экономики» как медаль к ордену. «Исследования российского бизнес-пространства ведутся практически круглогодично, — рассказывает председатель Международного фонда поддержки бизнеса Клаас Фелдхайс. -Множественность оценочных критериев не позволяет заниматься этим время от времени. Да и сама бизнес-среда очень подвижна. Поэтому необходим постоянный мониторинг ситуации.

Если к этому вы добавите и то, что история каждого претендента изучается как минимум три года, вы поймете, что это за труд и насколько он полезен для каждой компании, заинтересованной в объективной оценке своей работы», — заключает Клаас Фелдхайс.

Интересной кажется и сама технология отбора номинантов. Фактически на конкурс может попасть любое предприятие вне зависимости от формы собственности и даже оборота. Т.е. компания, владеющая тремя аптеками в маленьком средневолжском городке, может на равных побороться с нефтяным магнатом. Ведь действительно в жизни бывает так, что сотрудник маленькой фирмы может оказаться более социально защищен, чем его коллега из гигантской корпорации. Давно известно, что в странах с развитым капитализмом социализма больше, чем в странах так называемого соцлагеря. Парадоксально, но факт. И причина этого также известна — ставка на малый и средний бизнес. Именно он и есть основа благосостояния граждан и развития экономики страны в целом.

О социальной ответственности бизнеса говорят так много, что это в некотором смысле стало общим местом в словах как бизнесменов, так и чиновников и даже журналистов. Но как ее измерить? Как сравнить Газпром со свечным заводиком? В рамках премии «Лучший работодатель России» критерии для сравнения найдены. Возможно, именно поэтому проект поддерживает Торгово-промышленная палата, а победителей вносят в «Реестр надежных партнеров», что, как известно, является рекомендательным письмом перед бизнес-сообществом. Авторитет дорогого стоит.

С самого начала премию «Лучший работодатель России» поддержала и такая авторитетная организация, как Координационный совет объединений работодателей России. Участие и победы в конкурсе могут приносить бизнесменам не только моральное, но и материальное удовлетворение. Ведь совершенно ясно, что любой человек в поисках работы обращает внимание в первую очередь на размер зарплаты и объем социальных гарантий. Соответственно, чем больше может предложить работодатель, тем больше шансов получить первоклассного сотрудника, который принесет пользу бизнесу. За рубежом давно существует практика, когда хорошего работника по найму со временем делают полноправным партнером. Мы к этому идем. Успешный бизнес без серьезных социальных гарантий сотрудников попросту немыслим.

Премия живет и развивается, что показывает ее необходимость. И не только для предпринимателей, но и для рядовых граждан. Если бизнесмены соревнуются между собой в том, кто из них более социально ответственен, то от этого в первую очередь выигрывает государство.

Возвращаясь к технологии отбора конкурсантов, интересно отметить, что в список лауреатов может попасть любая компания страны, даже не оформляя заявки. Грубо говоря, ТОР-100 аналитики выводят сами. И только когда та или иная фирма попадает в рейтинги, организаторы связываются с руководством с просьбой о предоставлении дополнительной уточняющей информации и предлагают принять участие в финале. Соответственно, повлиять на экспертный совет невозможно. Претендент до определенного момента вообще не знает о своем участии в конкурсе. Естественно, что заявку можно подать самому и заранее.