Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (163) | 18 декабря 2006г.
 

Равновесие АВТОВАЗБАНКа

Облигационный заем укрепит паритет сил среди акционеров банка

Павел Соколов

8 декабря наблюдательный совет ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» путем заочного голосования принял решение о выпуске первого облигационного займа. Таким образом, руководство банка изъявило желание привлечь 800 млн. р. сроком на 3 года на публичный рынок долговых обязательств. Облигационный заем принято считать инструментом привлечения средств. Однако в случае с АВТОВАЗБАНКом высказываются предположения, что таким образом президент ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» Вера ПРОКОПЕНКО пытается сохранить паритет сил между акционерами.

ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» может стать четвертым по счету самарским региональным банком, пожелавшим привлечь средства путем размещения облигаций. Первым путь на рынок публичного долга из местных банков проложил ЗАО КБ «Газбанк». В октябре 2005 г. он разместил облигационный заем объемом 750 млн. р. сроком на 3 года. Спустя год его примеру последовали ОАО КБ «Солидарность» и ООО «Русфинанс банк» (бывший ООО «Промэк-банк»). 5 декабря они оба сумели разместить свои дебютные займы. «Солидарность» -на 1 млрд. р. сроком на 3 года, «Русфинанс банк» — сразу два займа по 1,5 млрд. р. каждый на 2 года.

Организатором займа для банка «Солидарность» выступил Банк Москвы. Причем АВТОВАЗБАНК тоже предпочел выбрать его в качестве андеррайтера. Этот факт можно было бы считать простым совпадением. Однако ряд событий, произошедших вокруг АВТОВАЗБАНКа в течение всего этого года, позволяет увидеть в этом совпадении некоторую закономерность.

Со стороны Банка Москвы в переговорах с банком «Солидарность» и АВТОВАЗБАНКом о подготовке проспектов эмиссий и дальнейшем размещении облигаций принимал участие Александр Ковалев. В беседе с корреспондентом «Хронографа» он отметил: «Работать с банками «Солидарность» и АВТОВАЗБАНК мы начали практически одновременно. Общаться с ними на эту тему мы начали летом. Но получилось так, что с банком «Солидарность» мы заключили договор раньше, поэтому с ними мы начали работать раньше. Вот и все». Стоит напомнить, что в тот самый период (в июле) активизировал свою деятельность в «Солидарности» Андрей Богданов.

Будучи миноритарным акционером «Солидарности», он сумел добиться увольнения нескольких вице-президентов банка. Наблюдатели отмечают, что председатель совета директоров ОАО КБ «Солидарность» Алексей Титов мог позволить такое Богданову лишь в расчете получить от него серьезный вклад в бизнес своего банка. Андрей Богданов приходится зятем бывшему финансовому директору — управляющей казначейством ОАО «АВТОВАЗ» Галине Казаковой. В свою очередь Казакова имеет сильные позиции в АВТОВАЗБАНКе. Источники «Хронографа» называют ее одним из трех физлиц, которые в конечном итоге контролируют АВТОВАЗБАНК. Летом текущего года Богданов сумел обеспечить переход от АВТОВАЗБАНКа под контроль «Солидарности» платежной системы ЗАО «Национальные кредитные карточки» (бренд NCC) (см. «Хронограф» №31 (150) от 02.10.06). Между тем есть основания полагать, что Алексей Титов через Богданова намеревался усилить свое влияние в АВТОВАЗБАНКе. Причем заход в АВТОВАЗБАНК он получил намного раньше. С сентября 2005 г. в состав совета директоров АВТОВАЗБАНКа входит Иван Пятибратов. Он приходится Алексею Титову свекром, а место в совете директоров банка занимает от имени компании ООО «Трансгруз», которой принадлежит 49,7%. Вице-президент, управляющий самарским филиалом ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК» Николай Таран является аффилированным с ООО «Трансгруз» лицом. Тарану также приписывается соучастие в формировании стройпрограммы «Метры гарантированы», в которой АВТОВАЗБАНКу отводилась роль опорного банка. Еще за несколько лет до выхода АВТОВАЗБАНКа из группы «ГЛОБЭКС» именно его самарское подразделение максимально плотно работало со строительной отраслью. Этому способствовали принадлежащие Тарану компании ЗАО «Эл-Траст» и ООО «Трансгруз».

Существует версия, что изначально Титов намеревался стать ключевой фигурой для АВТОВАЗБАНКа именно по линии стройпрограммы. Ввязавшись в эту работу, АВТОВАЗБАНК начал испытывать острую потребность в средствах. Помощь могла бы последовать со стороны «Солидарности». Весной текущего года не без помощи Mirax Group Вере Прокопенко удалось удержать паритет сил между акционерами банка. Однако уже осенью банком «Солидарность» начала распространяться информация о его готовности предоставить свои средства АВТОВАЗБАНКу для того, чтобы тот мог увеличить в начале 2007 г. свои инвестиции в строительство. Одновременно с этим Таран заявил «Ведомостям» о намерениях АВТОВАЗБАНКа увеличить в начале 2007 г. уставный капитал. Общаясь с корреспондентом «Хронографа» по телефону, он не стал отрицать эту информацию, но также затруднился прокомментировать цели, для которых планируется размещение облигаций. В центре общественных связей АВТОВАЗБАНКа этот вопрос тоже оставили без комментария. Могло ли решение о привлечении средств путем размещения облигаций стать ответом акционеров, не согласных с увеличением уставного капитала? Пока об этом приходится говорить только как о версии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме