Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (690) | 3 декабря 2018г.
 

Вынужденная мера

В Самаре обсуждается вопрос повышения стоимости проезда в общественном транспорте

Егор Кошеров

В администрации г.о. Самара рассматривают возможность повышения стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте с 1 января 2019 г. Данный вопрос обсуждался на заседании трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Было отмечено, что указанная мера позволит частично компенсировать возросшие расходы на топливо и электроэнергию, а также сократить убыточность городского транспорта и повысить оплату труда работников транспортных предприятий, у которых заработная плата не индексировалась уже около трех лет.

В горадминистрации обсудили подходы к индексации стоимости проезда в общественном транспорте. Информацию по этому вопросу доложил руководитель департамента транспорта администрации г.о. Самара Сергей Маркин. Он подчеркнул, что повышение стоимости проезда -вынужденная мера. «Изменение стоимости проезда в Самаре последний раз происходило в 2016 г. За это время существенно выросло в цене топливо и повысилась стоимость электроэнергии, — сказал Сергей Маркин. — При этом уже сейчас себестоимость перевозки одного пассажира в автобусах, троллейбусах и трамваях составляет 29 р., а в метро — 65,83 р. Таким образом, фактическая стоимость проезда для населения значительно отстает, что является одним из факторов, приводящих транспортные предприятия к серьезным долговым обязательствам. Это сказывается в т.ч. на стабильной работе общественного транспорта».

Кроме того, Сергей Маркин добавил, что в соответствии со статистическими данными годовой пассажиропоток составляет более 200 млн человек и каждый второй пассажир — льготник, который оплачивает проезд в разы ниже себестоимости.

Субсидии полностью не покрывают затрат муниципальных транспортных предприятий.

Для того чтобы избежать роста долговых обязательств муниципального транспорта вследствие кредитной нагрузки для компенсации расходов на горюче-смазочные материалы и поддерживать работу общественного транспорта в штатном режиме, профильным департаментом было предложено рассмотреть вопрос об индексации стоимости проезда на 12%. Таким образом, предлагаемая цена поездки для граждан составит 28 р. Эксперты подчеркивают, что в обязательном порядке учитывается социально-экономическое положение горожан. Департамент транспорта предлагает сохранить льготные тарифы для школьников и студентов, а также для граждан, которые оплачивают проезд по социальной карте жителя Самарской обл., для обладателей которой даже стоимость сезонки останется прежней. Студенты и школьники — а их более 80 тыс. — сейчас платят всего 13 р. за поездку, а в следующем году планируется повышение до 14, 6 р. Тогда как, например, в Ульяновске поездка для данной категории пассажиров обходится уже в 20 р., в Нижнем Новгороде — 28 р., а в столице — 50 р. При этом Самара один из немногих городов в России, где предоставляются льготы на проезд для школьников и студентов. Кроме того, самарские студенты оплачивают проезд по минимальной стоимости, если сравнивать с городами-миллионниками.

Также необходимо отметить, что даже в случае повышения тарифа на 12%, стоимость проезда в общественном транспорте Самары все равно останется одной из самых низких в ПФО и в целом по стране. Так, в Екатеринбурге уже платят по 28 р. за поездку, в Уфе, Красноярске — 30 р.

Участники заседания с пониманием отнеслись к предлагаемым мерам. Глава Самары Елена Лапушкина поблагодарила членов комиссии за участие в обсуждении столь важного для города вопроса и подчеркнула, что администрация продолжит консультации с Союзом ректоров Самарской обл. и представителями депутатского корпуса.

Комментарии

Владимир БРАТЧИКОВ, исполнительный директор ассоциации «Союз работодателей Самарской обл.»

- Абсолютно уверен в том, что повышение стоимости проезда никогда не воспринимается как благо, оно воспринимается как нагрузка на отдельно взятую семью, на отдельно взятого человека. Но при всех тех сложностях, которые сейчас испытывает транспорт, я полагаю, было найдено единственное верное решение относительно той суммы, на которую предполагается повысить проезд.

Павел ОЖЕРЕДОВ, председатель Федерации профсоюзов Самарской обл.

- Заработная плата сотрудников трамвайно-троллейбусного управления не повышалась с 2015 г. в связи с непростой экономической ситуацией на предприятии. Повышение тарифов на проезд позволит улучшить ситуацию и даст возможность проиндексировать зарплату работников, подтянуть ее до уровня средней по Самарской обл.