Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (689) | 26 ноября 2018г.
 

Поглощение и кредитование

Шувалов способен сломать излюбленную тактику Ростеха

ИА «Центр-Инфо»

АО Коммерческий банк «ГЛОБЭКС» может потерять 920 млн р. Деньги были предоставлены ПАО «Мотовилихинские заводы» (Пермский край) в качестве кредита по договору от 3 сентября 2014 г. Банк в тот момент возглавлял Виталий ВАВИЛИН. Завод принадлежит Госкорпорации (ГК) «Ростех», ее же структуры инициировали его банкротство. Это далеко не единственная и не самая большая проблема, с которой столкнулся Игорь ШУВАЛОВ (на фото слева), назначенный 24 мая т.г. указом президента РФ на должность председателя ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ). ВЭБу принадлежит 99,99% акций банка «ГЛОБЭКС». С учетом этих обстоятельств арест Виталия Вавилина следовало бы рассматривать как результат начала работы Шувалова на новом месте.

Человек на своем месте

У Шувалова задолго до назначения в ВЭБ имелись серьезные разногласия с генеральным директором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым. Например, в теме создания единого поставщика лекарственных препаратов. С 2013 г. под эти цели Ростех развивал дочернюю компанию — АО «Национальная иммунобиологическая компания» (Нацимбио). Главным лоббистом продвижения интересов Нацимбио стало Министерство промышленности и торговли РФ, возглавляемое Денисом Мантуровым — ставленником Чемезова (см. «Хронограф» №43 (487) от 23.12.13). Первой победой Мантурова в этом процессе стало распоряжение правительства РФ №1214-р от 14 июня 2016 г. АО «Нацимбио» было назначено единственным поставщиком лекарственных препаратов, полученных из плазмы крови человека и животных, на период 2016- 2017 гг. Также компания с 2015 г. является единственным поставщиком вакцин для Национального календаря прививок. При этом выручка Нацимбио в 2016 г. составила 12,8 млрд р., а чистый убыток -1 млрд р.

Первый заместитель правительства РФ (12 мая 2008 г. — 7 мая 2018  г.) Шувалов был единственным, кто мог себе позволить в публичной плоскости это критиковать. 8 сентября 2016 г. в ходе заседания коллегии ФАС России он признал, что министерства мало что делают для развития конкуренции. «Когда это касается, например, закупки лекарственных препаратов или поддержки конкретных производителей, то всегда находится объяснение, почему это нужно сделать без тендерных процедур», — процитировало Шувалова ИА Rambler News Service (RNS) (https://rns. online/economy /SH uvalov-priznal- chto-ministerstva- malo-chto-delayut- dlya-razvitiya-konkurentsii- 2016-09-28/). На этом фоне несложно догадаться, кто мог подсказать президенту РФ Владимиру Путину 7 декабря 2017 г. в ходе церемонии вручения наград работникам ГК «Ростех», приуроченной десятилетию организации, напомнить собравшимся, что «есть другая опасность: нельзя расширяться бесконечно, бесконтрольно, и нужно точно понимать, для чего корпорация создана, куда она должна двигаться, в каких параметрах она должна функционировать, с тем чтобы ее работа была оптимально, максимально эффективной, конкурентоспособной». Между тем в марте 2018 г. статус Нацимбио как единственного поставщика был продлен на очередной период — 2018-2019 гг. Ростех мог праздновать победу, причем не только над Шуваловым.

Похоже, именно у Ростеха мог быть самый обоснованный мотив убрать Шувалова из правительства и направить его куда-нибудь подальше от глобальных финансовых потоков страны. Например, в МГУ. Но «голубое лобби» Группы «Газпром» не позволило. Одним из первых заметных дел Шувалова в ВЭБе стал пересмотр плана вывода из кризиса крупнейшей российской машиностроительно-индустриальной группы Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), который функционирует под управлением ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». Основана в 2003 г., штаб-квартира в г. Чебоксары. Объединяет 18 заводов по всей стране. Из них четыре заняты в производстве эксклюзивной продукции военного назначения: ООО «Курганмашзавод» (БМП-1, БМП-2, БМП-3, БРЭМ-Л); ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» (самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД», многоцелевой бронетранспортер десантный БТР-МД «Ракушка», БМД-2, БМД-3, разведывательная химическая машина РХМ-5); ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей» (основной производитель модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ в России); АО «НИИ стали» (производство элементов динамической защиты «Реликт» для танков Т-72, Т-80, Т-90 и прочей боевой техники, бронежилетов).

Хитрый план Чемезова

Активы КТЗ давно входят в сферу интересов Ростеха. Взаимодействие было своеобразным: Ростех не был его владельцем, зато к 2017 г. долг одного только ООО «Курганмашзавод» перед структурами Ростеха достиг порядка 17 млрд р. Задолженность же всего КТЗ поражает сознание. «Сейчас совокупные долги КТЗ превышают 100 млрд р., из которых ВЭБу концерн должен около 84 млрд р. ВЭБ инициировал процедуру банкротства ряда предприятий концерна, после чего управление КТЗ перешло к Ростеху и госкорпорация привлекла к развитию концерна инвестора», — говорится в публикации газеты «Ведомости» от 9 августа 2018 г. (https://www. vedomosti.ru/business/news/2018 / 08/ 09/ 777773-veb-peredast).

В сентябре 2017 г. (т.е. когда еще никто не мог предположить, что через 10 месяцев ВЭБ возглавит Шувалов) Чемезов озвучил свое видение «финансового оздоровления» КТЗ.

На АВТОВАЗе Игорь Шувалов изучил финансовые схемы гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова (справа).
На АВТОВАЗе Игорь Шувалов изучил финансовые схемы гендиректора ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова (справа).

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», — цитировало слова главы Ростеха Сергея Чемезова о КТЗ агентство ТАСС. «План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 г. ВЭБ, как его крупнейший кредитор, получил в собственность военный дивизион и передал его в управление Ростеху. Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во II кв. 2017 г., однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники», — отметил 29 сентя-бря2017г. в своей публикации на эту тему федеральный портал «Новости банкротства» (http://www.novos-tibankrotstva.ru/2017/09/29/ bankrotstva-poshli-valom/ #axzz5XPpQrcEv). Обещание вывести КТЗ с его долгами под 100 млрд р. на уровень рентабельности во II кв. 2017 г. — это просто за гранью реальности. Зато, это позволило руководству Ростеха стать единоличным стейкхолдером т.н. процесса спасения активов КТЗ. Вряд ли бы Чемезову такое удалось, если бы не безудержный кредитный поток, который переполнял КТЗ со стороны ВЭБа в бытность председателя Владимира Дмитриева.

План Чемезова по «спасению» КТЗ внезапно нарушил новый глава ВЭБа Шувалов. 9 августа т.г. издание «Ведомости» со ссылкой на ИА «Интерфакс» представило позицию Шувалова по вопросу о решении проблемы возврата долгов КТЗ. В отличие от варианта Чемезова план Шувалова оказался логичным и, что самое важное, выгодным для кредитора в лице государственного ВЭБа, а не некоего мифического инвестора: «Принято ключевое решение: долг КТЗ перед ВЭБом оценивается по рынку; таким образом, законно появляется дисконт, и по соответствующей стоимости этот совокупный долг передается Ростеху. Затем Ростех определит частного инвестора для гражданского дивизиона КТЗ». «По его словам, военным подразделением предприятия будет заниматься сам Ростех», — продолжили мысль Шувалова «Ведомости» (https://www.vedomosti.ru/busi-ness/news/2018/08/09/777773-veb-peredast). «Таким образом, концерн будет развиваться и далее, ответственность за него будет поделена между Ростехом и частным инвестором, произойдет финансовое оздоровление фингруппы КТЗ, будут реструктуризированы все долги», -пояснил председатель ВЭБа.

В Ростехе сразу забили тревогу. Вспомнили, как это у них всегда бывает, о социально-ответственном моменте, а также о недопустимости срыва государственного оборонного заказа (ГОЗ). «Сергей Чемезов попросил премьера Дмитрия Медведева не допустить остановки производства на КТЗ из-за задолженности перед ВЭБом, писал накануне РБК. По мнению Чемезова, планы ВЭБа отказаться от ранее согласованной с Ростехом схемы урегулирования задолженности КТЗ (той, о которой шла речь в 2017 г. до появления Шувалова в ВЭБе. – Прим. ред.) могут привести к срыву гособоронзаказа, а также к возникновению социальной напряженности в регионах», — говорится в том же материале «Ведомостей».

Друзей Путина не проведешь

Еще один фронт противостояния Чемезова с Шуваловым начинает просматриваться в Пермском крае. Там полным ходом идет банкротство Группы предприятий «Мотовилихинские заводы». Ядро этой группы — ПАО «Мотовилихинские заводы». Распоряжением Правительства РФ №1226-р от 20 августа 2009 г. ПАО «Мотовилихинские заводы» было включено в перечень стратегических для оборонно-промышленного комплекса России организаций. Правительство РФ на тот момент возглавлял (2008-2012 гг.) Владимир Путин. ПАО «Мотовилихинские заводы» было задействовано в производстве: полевая артиллерия от орудий калибра 120 мм до гаубиц 152 мм; самоходная артиллерия, минометы и комплексы калибром от 120 мм до 240 мм; реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град» (122 мм), «Ураган» (220 мм), «Смерч» (300 мм); продукция гражданского применения — оборудование для добычи нефти и ведения буровых работ. На рубеже 2013-2014 гг. предприятие перешло под контроль Ростеха. С этого момента началось его массированное кредитование.

2 апреля т.г. решением Арбитражного суда пермского края ПАО «Мотовилихинские заводы» было признано банкротом, введено конкурсное производство (дело №А50-16153/2017). К моменту этого судебного заседания не было проведено даже первого собрания кредиторов. Однако, несмотря на это, в ходе заседания суда представитель кредитора в лице АО «Рособоронэкспорт» (до 2011 г. — ФГУП, с 2011 г. единственный акционер ГК «Ростех». – Прим. ред.): «Ходатайствовал о признании должника несостоятельным (банкротом), об открытии конкурсного производства и назначении врио конкурсного управляющего должника Шемигона В.И.». К этому моменту в реестр требований кредиторов уже успели включить требования 95 кредиторов на сумму более 13,9 млрд р. И это притом, что годовой оборот ПАО «Мотовилихинские заводы» до перехода под полный контроль Ростеха находился на уровне 4,5 млрд р. Инициатором процедуры банкротства ПАО «Мотовилихинские заводы» стало другое стопроцентное дочернее предприятие Ростеха — АО «Всероссийский НИИ «Сигнал» (г. Ковров, Владимирская обл.).

Повод — задолженность всего 32,1 млн р. Сумма, равноценная карманным деньгам топ-менеджмента Ростеха, стала причиной для ликвидации стратегически важного для обороноспособности России предприятия! Несложно догадаться, как это оценил бы Путин, специально издавший на этот счет в 2009 г. распоряжение. Осталось только дождаться, когда представители «голубого лобби» Группы «Газпром» направят к нему гонца с вестью, что с попустительства управленческой команды Чемезова производитель «Градов», «Ураганов» и «Смерчей» буквально в считанные годы сначала был накачан кредитами, а затем оказался под угрозой быть распиленным на металлолом.

В случае с банкротством ПАО «Мотовилихинские заводы» первыми, кто мог бы поспешить к Путину с такими новостями, это его давние партнеры по питерским делам –Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. Оба считаются главными стокхолдерами АО «Акционерный банк «РОССИЯ». Когда-то даже сам Путин владел акциями этого питерского банка. Но случилось так, что АО «АБ «РОССИЯ» влип в историю.

Банк личных друзей Путина оказался крупнейшим кредитором доведенного до банкротства стратегически важного для обороноспособности страны ПАО «Мотовилихинские заводы». «28 августа 2017 г. от АО «АБ «РОССИЯ» поступило в суд заявление о включении в реестр требований кредиторов должника в общем размере 9 454 281 769, 95 р., в т.ч. 7 164 485 889, 35 р., обеспеченных залогом», — говорится в определении пермского арбитражного суда от 20 ноября 2017 г. Кредитный договор между сторонами был заключен 20 мая 2015 г. и дополнялся новыми соглашениями вплоть до 14 ноября 2016 г. В итоге суд определил включить требования АО «АБ «РОССИЯ» в сумме чуть более 7,6 млрд р. в реестр требований кредиторов ПАО «Мотовилихинские заводы». Из них 2,5 млрд р. — в качестве требований, обеспеченных залогом. А это соизмеримо с размером всех основных средств в бухгалтерском балансе ПАО «Мотовилихинские заводы».

В тот же день, 20 ноября 2017 г., Арбитражный суд Пермского края удовлетворил заявление банка «ГЛОБЭКС» о включении его требований в реестр кредиторов ПАО «Мотовилихинские заводы» в размере 920 млн р. Договор о предоставлении кредитной линии был заключен 3 сентября 2014 г. Для банка «ГЛОБЭКС» это была крупная сделка; следовательно, возглавлявший его в тот момент Виталий Вави-лин был обязан ее контролировать. Подконтрольные Ростеху лица настолько ловко организовали «финансовое оздоровление» полностью зависимого от них ПАО «Мотовилихинские заводы», что в итоге полученные от АБ «РОССИЯ» и банка «ГЛОБЭКС» живые деньги в общей сумме порядка 8,5 млрд р. могли просто раствориться. Однако в августе 2018 г. в банке друзей Путина вдруг вспомнили о тех самых 7,6 млрд р., которые могут сгореть «в топке» Чемезова. Хотя тот же Шувалов вполне мог проинформировать об этом друзей Путина из расчета обрести в их лице тактических партнеров на среднесрочную перспективу. Работа с Чемезовым была мгновенной: 25 сентября 2018 г. между АО «АБ «РОССИЯ» (цедент) и подконтрольным Ростеху ООО «РТ-Капитал» (цессионарий) был заключен договор уступки прав (цессии) №00.19-2/01/166/18. На его основе банк Ковальчука и Шамалова уступил, а подконтрольная Чемезову организация приняла в полном объеме права требования к ПАО «Мотовилихинские заводы». 13 ноября Арбитражный суд Пермского края принял этот договор. Теперь ООО «РТ-Капитал» — доминирующий кредитор ПАО «Мотовилихинские заводы». Банкротство с последующей ликвидацией стратегического оборонного предприятия России теперь на 100% в руках менеджмента Ростеха. Вряд ли люди Чемезова, потратившись на сделку в семь с половиной миллиардов с теми, кому нельзя было отказать, готовы были и после 25 сентября выслушивать претензии со стороны въедливого Шувалова. Похоже, осознал это и сам Шувалов, а также те, кто в противовес Ростеху продвинул его на пост главы ВЭБа.

Стоит напомнить, что посадку Вавилину решили организовать именно по материалам взаимоотношений банка «ГЛОБЭКС» с братьями Ананьевыми. Сделка между их юрлицами на EUR12,1 млн, если верить сообщению газеты «КоммерсантЪ», была заключена 26 декабря 2015 г. На тот момент братья Ананьевы считались единственными стокхолдерами ПАО «Промсвязьбанк». Он был в топ-10 российских банков и состоял в списке ЦБ РФ системнозначимых. Нет оснований верить, что они вдруг решились бы пойти на сомнительную сделку ценой EUR.12,1 млн.

Похоже, представители силы, продвинувшей Шувалова в ВЭБ, поставили задачу искать изъяны во всем, что может свидетельствовать о выводе денег через проекты Ростеха. Первый этап подчиненные Шувалова отработали блестяще. Выдали следствию крючок сразу с двумя приманками. Они способны вывести на секреты финансовых операций Ростеха и по линии связки банков «ГЛОБЭКС» — ГК «ВЭБ», и по Промсвязьбанку братьев Ананьевых, где сегодня Чемезов под прикрытием Михаила Фрадкова собирается на новые уровни освоения бюджетных ресурсов посредством ГОЗ. Посадить Ананьевых не удалось. Пришлось отрабатывать на Вавилине.