29 октября АО «Металлист-Самара» раскрыло информацию о прекращении у компании права распоряжаться теперь уже бывшей дочерней организацией ООО «Металлист-Тольятти». Последнее было образовано на базе ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ), которое некогда принадлежало Государственной корпорации (ГК) «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ. Судя по отчетности «Металлиста-Тольятти», в 2017 г. компания сработала в убыток.
АО «Металлист-Самара» сообщило о намерении прекратить участие в ООО «Металлист-Тольятти» 16 октября 2018 г., а двумя неделями позднее компания раскрыла информацию о данном событии как о совершившемся факте. Кто выступил новым владельцем «Металлиста-Тольятти», пока не раскрывается. По состоянию на 2 ноября изменения в ЕГРЮЛ не вносились. «Металлист-Тольятти» позиционировал себя приемником ВМЗ, который, в свою очередь, ранее принял активы Производства технологического оборудования и оснастки (ПТОО) ПАО «АВТОВАЗ». На начало 2012 г. размер активов ВМЗ составлял 5,3 млрд р. В качестве учредителя ВМЗ числился АВТОВАЗ, контролировавшийся менеджерами ГК «Ростех». В июне 2012 г. общим собранием акционеров АВТОВАЗа была одобрена сделка о переуступке ВМЗ в пользу Ростеха в счет погашения долговых обязательств перед госкорпорацией. В сентябре 2013 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что Ростех является единственным участником ВМЗ. | | К началу 2014 г. активы ВМЗ превысили 9,3 млрд р. В январе 2014 г. должность генерального директора — президента АВТОВАЗа (январь 2014 г. — апрель 2016 г.) занял Бу Андерссон — ставленник альянса Renault-Nissan. Андерссон намеревался коренным образом изменить как систему закупок АВТОВАЗа, так и околовазовскую инфраструктуру. В планы Ростеха такие нововведения явно не укладывались. В том же 2014 г. размер активов ВМЗ уменьшился на 6 млрд р. — до отметки в 3,2 млрд р. По данным бухгалтерской отчетности, за указанный период ВМЗ показало убытков почти 6,83 млрд р. при годовом обороте 1,9 млрд р. В конце 2014 г. ВМЗ был возвращен в собственность АВТОВАЗа. В ноябре 2015 г. было принято решение о ликвидации ВМЗ. По итогам 2016 г. за предприятием все еще числились активы в размере 1,29 млрд р., практически полностью сформированные дебиторской задолженностью. Кроме того, к началу 2017 г. ВМЗ успел накопить 9,7 млрд р. непокрытых убытков. К этому времени АО «Металлист-Самара» объявил о создании ООО «Металлист-Тольятти». 25,66% акций АО «Металлист-Самара» принадлежит АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», мажоритарным акционером которого (доля 91,55%) выступает Ростех. Еще 34% акций «Металлиста-Самара» владеет Алексей Леушкин, которого причисляют к менеджерам, лояльным Ростеху. Получается, что развал ВМЗ шел в интересах Ростеха. | | На официальном сайте ООО «Металлист-Тольятти» сообщается, что в 2017 г. компания стала резидентом Территории опережающего развития Тольятти. По информации этого же источника, на 1 июля 2018 г. численность персонала организации составляла 111 человек с перспективой роста до 300 рабочих мест. В то же время финансовая отчетность «Металлиста-Тольятти» показывает, что компания в 2018 г. выручила 8,5 млн р. при себестоимости проданных товаров и услуг 10,2 млн р. Убыток от продаж превысил 1,7 млн р., чистый убыток по итогам 2018 г. составил 2,8 млн р. Активы предприятия исчисляются в сумме, немногим превышающей 9 млн р. При таких показателях «Металлист-Тольятти», очевидно, может повторить судьбу ОАО «АвтоВАЗагрегат» (см. «Хронограф» №9 (661) от 26.03.18). АвтоВАЗагрегат, некогда крупнейший поставщик АВТОВАЗ, — уже давно банкрот, а часть оборудования распилена на металлолом. |