Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (686) | 6 ноября 2018г.
 

Шестерни Чемезова

Господдержка ПАО «Кузнецов» имеет двойное назначение

ИА «Центр-Инфо»

16 октября пресс-служба ПАО «Кузнецов» (входит в АО «ОДК» из ГК «Ростех») распространила радостную для себя новость о том, что предприятие инвестирует 2 млрд р. в реконструкцию производственной базы. В результате чего якобы «будет создан центр компетенции по производству деталей с элементами зубчатого зацепления «Шестерни». При этом официально заявляется, что проект реализуется за счет средств федеральных целевых программ. Это вызывает определенного рода вопросы. На предприятии недоговаривают об условиях предоставления господдержки, чтобы не выдать истинные планы ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото).

Миллиарды к нам идут

Пресс-служба ПАО «Кузнецов» сообщила о том, что предприятие приступило к реконструкции производственной и испытательной базы. Результатом реализации проекта якобы станет создание центра компетенции по производству деталей с элементами зубчатого зацепления «Шестерни». Общая стоимость работ составляет 2 млрд р. «Работы ведутся за счет средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ», — говорится в пресс-релизе. Но именно механизм финансирования в теме реконструкции производственной базы стал самым таинственным вопросом. Об этом в официальном сообщении ничего не говорится. Там лишь указывается: «В общей сложности в реконструкцию и техническое перевооружение производства ПАО «Кузнецов» в 2018 — 2019 гг. будут вложены значительные средства в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011- 2020 гг.». Однако это не означает, что упомянутые 2 млрд р. всецело и на безвозмездной основе выделяются из федерального бюджета.

Читаем первоисточник

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.» была утверждена с некоторым запозданием постановлением правительства РФ №187-4 от 5 марта 2012 г. В ходе реализации этой ФЦП в целях ее доработки была сформирована госпрограмма «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», утвержденная постановлением правительства РФ №425-8 от 16 мая 2016 г. Последние изменения в нее были внесены 30 декабря 2017 г. Ресурсное обеспечение реализации данной госпрограммы оговаривается в приложении №4. Как раз здесь и прописывается целевое назначение субсидий, которые выделяются предприятиям по трем подпрограммам.

В рамках подпрограммы «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» субсидии выделяются организациям «на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по такому направлению, как «осуществление инновационных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции». Также субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются организациям -экспортерам промышленной продукции военного назначения.

Вторая подпрограмма — «Государственная поддержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса». По этой подпрограмме субсидии предназначаются стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства, казенным предприятиям «на возмещение отдельных затрат» и ООО «Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК». Третья подпрограмма — «Государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса». Она предусматривает выделение субсидий на стипендии ученым, конструкторам, технологам, молодым специалистам и на подготовку кадров. Собственно, этими направлениями исчерпывается вся палитра мер господдержки по госпрограмме «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». Выделение средств по данной госпрограмме на реконструкцию строительной базы и строительство центра компетенции «Шестерни» в ПАО «Кузнецов» возможно только в рамках подпрограммы «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» по направлению «Осуществление инновационных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции». Важно, что субсидии по этому направлению выделяются лишь на уплату процентов по кредитам, полученным в банках. Т.е. само выделение субсидий предполагает, что проект реализуется на заемные средства.

В ФЦП не предусмотрено всецелого возмещения расходов на модернизацию производства, хотя именно такое впечатление может сложиться при прочтении пресс-релиза ПАО «Кузнецов». Необходимо учитывать, что реконструкция производственной базы — это не госзаказ, выполнение которого оплачивается бюджетными средствами. Тут должны быть иные источники финансирования: либо собственные средства ПАО «Кузнецов» и его акционеров в лице АО «ОДК» и ГК «Ростех», либо заемные средства. И именно заемные средства предполагают субсидирование по ФЦП и соответствующей госпрограмме.

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» направил официальный запрос руководству ПАО «Кузнецов», АО «ОДК» и ГК «Ростех», в котором предлагалось ответить на вопросы о том, на каких условиях предоставляется господдержка и какова доля заемных средств в реализации проекта. Однако ответы до сих пор не поступили. Судя по всему, 2 млрд р., о которых бодро отрапортовали в ПАО «Кузнецов», в действительности превратятся в дополнительную долговую нагрузку предприятия, которая и без того велика. По официальным данным, на 1 января 2018 г. долгосрочные обязательства ПАО «Кузнецов» составляли 22,664 млрд р., краткосрочные — 14,579 млрд р. И это при выручке в размере 9,7 млрд р.! По сути, это признак банкрота.

У Ростеха все отлажено

Рано или поздно встанет вопрос о возврате денег. Как будет ПАО «Кузнецов» решать эту проблему, пока не совсем понятно. Госзаказы на производство двигателей, газоперекачивающих агрегатов и тех же самых «деталей с элементами зубчатого зацепления» — это не экспортная рента с торговли энергоресурсами, здесь рентабельность намного ниже. Более того, сама реализация проекта по реконструкции производственной базы, возможно, таковой будет лишь на бумаге. «Реконструкцией» может быть названа банальная отделка сайдингом фасадов старых производственных зданий. При этом контракты на реконструкцию могут быть распределены между малоизвестными компаниями, о причинах появления которых будет осведомлен только узкий круг топ-менеджеров ГК «Ростех» и АО «ОДК». К слову, свой интерес здесь вполне может получить скандально известный министр обороны РФ (2007-2012 гг.) Анатолий Сердюков. Онс2015г. занимает пост индустриального директора авиационного кластера ГК «Ростех». С 2016 г. он входит в состав совета директоров ПАО «Кузнецов».

Пример АО «РКЦ «Прогресс» наглядно показывает, чем оборачивается практика привлечения фирм-однодневок к выполнению программы по модернизации предприятия, которую в действительности могут выполнять лишь немногие организации, способные строить высокотехнологичные промышленные производства. На РКЦ «Прогресс» было возбуждено три уголовных дела за совершение экономических преступлений, в которых фигурируют ООО «Спец Строй», ООО «Технокомплектлинии» и «Экспорт 2002», где одним из руководителей был Бениомин Ракир. Он хорошо знаком с дочерью генерального директора РКЦ «Прогресс» Александра Кирилина — начальником финансового управления РКЦ «Прогресс» Светланой Кирилиной (см. «Хронограф» №31 (683) от 15.10.18).

Вероятно, в настоящее время в ПАО «Кузнецов» реализуется сценарий, который уже был отработан на ОАО «АВТОВАЗ» командой управленцев из Ростеха. Как известно, в 2009 г. Ростех перечислил в подконтрольное ему ОАО «АВТОВАЗ» 75 млрд р. Деньги планировалось потратить на переподготовку высвобождающегося персонала и на погашение долга перед ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Банк ВТБ». Там тоже деньги предоставлялись под видом государственной поддержки. Однако потом выяснилось, что ОАО «АВТОВАЗ» должно было вернуть указанную сумму, т.к. предоставлялась она на условиях займа. В результате часть долга ГК «Ростех» закрывала взаимозачетом, забирая у АВТОВАЗа такие ликвидные активы, как ПАО «ТЕВИС», АО «Электросети», ООО «Автоград водоканал» и т.д. (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11). В итоге стейкхолдером «господдержки» в действительности оказался Ростех, а автозавод остался с долгами и ушел в многомиллиардные убытки. К чему-то похожему должен готовиться сегодня пока еще многотысячный коллектив ПАО «Кузнецов».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.