Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (683) | 15 октября 2018г.
 

Илюмжинов в ответе

За выплаты тольяттинским пенсионерам-бюджетникам

ИА «Центр-Инфо»

На данный момент пенсии бывшим работникам бюджетной сферы г. о. Тольятти, имевшим отношения с Негосударственным пенсионным фондом (НПФ) «Муниципальный», во многом зависят от председателя совета этого фонда, бывшего главы Республики Калмыкия Кирсана ИЛЮМЖИНОВА (на фото). Некоторое время назад Илюмжинов вместе со своими партнерами вошел в органы управления этого НПФ, к созданию и управлению которым ранее имела отношение администрация г. о. Тольятти. Но ввиду решений, принятых управленцами из команды Илюмжинова, денег на выплату пенсий не осталось. Судя по результатам проверки, проведенной комиссией Центрального Банка (ЦБ) РФ, Илюмжинова и его партнеров ожидают последствия, вполне возможно, даже уголовные.

Муниципальная пенсия

НПФ «Муниципальный» был создан в Тольятти в 1994 г. Через этот НПФ работники бюджетной сферы -муниципальных предприятий, учреждений, сотрудники мэрии г. о. Тольятти, которые выходили на заслуженный отдых, получали доплаты к основной пенсии. Каждый раз, когда в мэрии г. о. Тольятти происходила смена команды управленцев, в НПФ «Муниципальный» менялся кадровый состав его совета. Так, в 2012 г. после избрания мэра г.о. Тольятти (им стал Сергей Андреев) встал вопрос об избрании нового совета НПФ «Муниципальный».

По уже сложившийся традиции в этот совет входил первый заместитель мэра г. о. Тольятти, курировавший финансовый блок мэрии, а также заместитель мэра по социальным вопросам. Третьим членом совета был исполнительный директор НПФ «Муниципальный». У мэра г.о. Тольятти (2008-2012 гг.) Анатолия Пушкова первым заместителем был Вадим Кирпичников. У следующего мэра г.о. Тольятти (2012-2017 гг.) Сергея Андреева – Алексей Бузинный. Т. е. и Кирпичников, и Бузинный входили в совет НПФ «Муниципальный» и были его председателями.

Присутствие в совете фонда заместителя мэра по социальным вопросам объяснялось тем, что деятельность НПФ «Муниципальный» носила ярко выраженный социальный характер. В качестве заместителей мэра по социальным вопросам в совете НПФ «Муниципальный» в разное время состояли, например, Елена Ширнина и Татьяна Леснякова (в период правления мэра Андреева). Исполнительным директором НПФ «Муниципальный» последние годы был Сергей Балышев. А в октябре 2017 г. эту должность занял Михаил Булатов. Каких-либо серьезных проблем в деятельности НПФ «Муниципальный» за многие годы не наблюдалось, пенсионеры-бюджетники получали свои пенсии.

Вклад мэрии г. о. Тольятти составлял 50 млн р. денежными средствами. Фонд размещал их в акции, облигации, на банковских депозитах и т. д. Размещая доход от этих средств, НПФ «Муниципальный» фактически финансировал собственную операционную деятельность. Т. е. на проценты, получаемые при размещении этих средств, а это примерно 4-6 млн р. в год (в зависимости от процентной ставки), фонд вел свою деятельность. Иных затрат на содержание НПФ «Муниципальный» со стороны бюджета Тольятти не производилось.

При этом мэрия г. о. Тольятти посредством городского бюджета также выступала вкладчиком этого НПФ. Через вклады в НПФ «Муниципальный» городская администрация и производила выплаты пенсий работникам бюджетной сферы, которые заключали с НПФ «Муниципальный» соответствующие договоры. Договоры заключались сроком на 5 лет. При заключении договора вкладчик, т. е. мэрия г. о. Тольятти, единомоментно вносил в НПФ «Муниципальный» вклад сроком на 5 лет в размере примерно 18000 р. на одного пенсионера. Такой суммы хватало, чтобы в течение 5 лет производить ежемесячные выплаты одному пенсионеру из расчета примерно 300 р. в месяц. Эти выплаты работникам бюджетной сферы, выходившим на пенсию, составляли дополнительные меры социальной поддержки, помимо обязательного пенсионного обеспечения.

Т. е. мэрия г. о. Тольятти по собственной инициативе приняла на себя публичные обязательства по дополнительной мере социальной поддержки работников бюджетной сферы в виде негосударственной части пенсии. Всего через НПФ «Муниципальный» пенсию получали около 7 тыс. работников бюджетной сферы.

Нашли вариант

Но постепенно ужесточались требования касательно собственного капитала негосударственных пенсионных фондов. В связи с чем необходимо было увеличить уставный капитал НПФ «Муниципальный» до 120 млн р. Мэрия г. о. Тольятти начала рассматривать варианты развития событий. Так, если бы городская администрация произвела увеличение уставного капитала с 50 до 120 млн р., то, во-первых, в городском бюджете нужно было изыскать 70 млн р., а во-вторых, фактически замороженной оказалась бы столь серьезная для бюджета города сумма, как 120 млн р. Кроме того, помимо увеличения уставного капитала необходимо было обеспечить подписание и переподписание 5-летних договоров с получателями пенсий -работниками бюджетной сферы. А для этого нужно было произвести выплаты в пользу НПФ «Муниципальный» еще в размере около 90 млн р. Таким образом, мэрия г. о. Тольятти должна была практически одномоментно изыскать порядка 160 млн р. Это для городского дефицитного бюджета было крайне накладно. Таким образом, с годами функционирование НПФ «Муниципальный» оказывалось все более сложной и накладной задачей. В то же время оставлять пенсионеров-бюджетников без негосударственной пенсии было ни в коем случае нельзя.

Поэтому был рассмотрен альтернативный вариант, когда пенсионные выплаты мэрия г. о. Тольятти могла бы производить напрямую, минуя НПФ «Муниципальный». Оператором выплат в этом случае выступил Многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ). Понятно, что в 1994 г., когда начинал свою деятельность НПФ «Муниципальный», никакого МФЦ не было даже в проекте, да и функционирование НПФ в те годы было гораздо более недорогим удовольствием, чем сегодня.

Т. е. напрашивалось решение вопроса с полным исключением НПФ «Муниципальный» из схемы выплаты пенсий работникам бюджетной сферы. Вместе с тем фактически замороженными в НПФ «Муниципальный» оставались 50 млн р. — вклад мэрии г. о. Тольятти в уставный капитал этого фонда, которые необходимо было вернуть в бюджет города. Кроме того, неисполненными оставались бы обязательства перед пенсионерами. Да и закрыть или ликвидировать данный фонд было крайне сложно.

Касательно возврата уставного капитала по итогам обсуждений в различных службах городской администрации и согласования с Думой г. о. Тольятти было предложено решение найти более крупный фонд и присоединить к нему НПФ «Муниципальный». Это позволило бы закончить выполнение 5-летних договоров перед пенсионерами, которые еще получали пенсии через НПФ «Муниципальный», а также вернуть в бюджет 50 млн р. Отметим, что к тому моменту, а это конец 2016 г., участников НПФ «Муниципальный» оставалось порядка 4 тыс. чел.

Механизм возврата 50 млн р. был следующим. Необходимо было найти вкладчика, который готов был внести взнос в совокупный вклад учредителя НПФ «Муниципальный», сопоставимый с вкладом мэрии г. о. Тольятти в уставный капитал этого фонда, т. е. 50 млн р. На эти деньги были бы назначены пенсии работникам бюджетной сферы. Т. е. фактически нужно было произвести мену обязательств -выплаты пенсий на взнос вклада в НПФ «Муниципальный». В итоге новый вкладчик получал бы взамен своего вклада права на сам НПФ «Муниципальный»,

обремененный необходимостью оплатить пенсию работникам бюджетной сферы г. о. Тольятти. В свою очередь мэрия г.о. Тольятти обязалась бы выйти из состава учредителей НПФ «Муниципальный».

В итоге в качестве такого вкладчика было найдено ООО «Аспект», которое специализировалось на консолидации небольших НПФ в крупные активы. Как оказалось, ООО «Аспект» работало в интересах бывшего главы Республики Калмыкия (1993-2010 гг.) Кирсана Илюмжинова. Видимо, Илюмжинов решил сконцентрировать свои силы в новом направлении — негосударственном пенсионном обеспечении. ООО «Аспект» внесло необходимые денежные средства в виде вклада. Собственно, передача вклада от ООО «Аспект» произошла в октябре 2016 г.

В свою очередь мэрия г. о. Тольятти в соответствии с требованиями пенсионного законодательства направила заявление о выходе сотрудников мэрии из совета НПФ «Муниципальный», о выходе из состава учредителей фонда и о включении в состав совета представителей «Аспекта» Георгия Коростелева и Анатолия Голенко. Это означало полный выход мэрии г. о. Тольятти из деятельности фонда. Далее уже менеджеры «Аспекта» приняли решение исключить из состава учредителей НПФ «Муниципальный» мэрию г. о. Тольятти. «ООО «Аспект»... обязуется не ухудшать условий обслуживания вкладчиков и участников НПФ «Муниципальный», а также гарантирует выполнение всех обязательств перед ними в неизменном виде», — в свою очередь заявил генеральный директор ООО «Аспект» Георгий Коростелев.

Вложились в пустышки

В период с октября 2016 г. по сентябрь 2017 г. создавалась видимость, что фонд работает абсолютно нормально. Эта видимость создавалась вт. ч. и отчетностью, которая направлялась менеджерами «Аспекта» в ЦБ РФ. Однако все самое интересное началось уже в октябре 2017 г. Как оказалось, менеджеры ООО «Аспект» начали не очень удачно размещать средства пенсионного фонда в разного рода сомнительные активы. О том, как и куда были направлены средства и к чему это привело, хорошо описано в итогах проверки деятельности НПФ «Муниципальный», которую ЦБ РФ завершил в апреле 2018 г. Проверяющие оценили деятельность НПФ «Муниципальный» за 2017 г., т. е. за полный календарный год, в течение которого к его управлению имели отношение только менеджеры «Аспекта», а также Кирсан Илюмжинов. Присутствие столь известного и уважаемого человека в НПФ «Муниципальный», видимо, объяснялось тем, что именно он был конечным бенефициаром деятельности ООО «Аспект» в плане консолидации под единым началом нескольких небольших НПФ.

Выяснилось, что во время присутствия в совете НПФ «Муниципальный» Кирсана Илюмжинова данным фондом были приобретены паи паевых инвестиционных фондов с ликвидностью, близкой к нулевой, проще говоря — пустышки. В частности, менеджерами ООО «Аспект» были приобретены паи ЗПИФ рентный «Капитальные инвестиции». «Инвестиционные паи ЗПИФ рентный «Капитальные инвестиции» 26 января 2018 г. исключены из раздела «Второй уровень» списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО «Московская биржа», и торги указанными ценными бумагами прекращены. Таким образом, начиная с 26 января 2018 г. у фонда отсутствует возможность реализовать указанные торги на организованном рынке», — указали специалисты ЦБ РФ. НПФ «Муниципальный» оказался на грани банкротства, а исполнение обязательств перед примерно 4 тыс. пенсионерами из числа бывших работников бюджетной сферы г. о. Тольятти под вопросом.

При этом лично у Кирсана Илюмжинова, как человека состоятельного, наверняка есть возможность исполнить обязательства перед пенсионерами. В противном случае компетентные выводы о деятельности НПФ «Муниципальный», сделанные сотрудниками ЦБ РФ, могут стать поводом для уголовного преследования ответственных за произошедшее.