Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (682) | 8 октября 2018г.
 

Сбербанк внакладе

Банкротство Муталаповых вряд ли вернет деньги банкирам

Илья Ширтанов

На 23 октября 2018 г. Арбитражный суд Самарской обл. назначил заседание по делу о признании банкротом бывшего бенефициара группы компаний (ГК) «Пурпе» Хафизуллы МУТАЛАПОВА. Процесс был инициирован ПАО «Сбербанк» в лице Самарского отделения №6991 с мотивацией о невозможности исполнения должником денежных обязательств в сумме, превышающей 753 млн р. Накопление долгов шло в то время, когда раздачу денег Сбербанком в Тольятти курировала Светлана ЛИСИЦЫНА.

Сбербанк добился возбуждения дела о банкротстве не только Хафизуллы Муталапова, но и его сына Рената Муталапова. Очевидно, что задолженность, которую сейчас вменяют напрямую семье Муталаповых, была сформирована еще в то время, когда ГК «Пурпе» вела активную деятельность. В настоящее время бизнес Муталаповых не впечатляет своими масштабами, хотя еще около 10 лет назад тот же Сбербанк с легкостью выдавал компаниям из ГК «Пурпе» колоссального размера кредиты.

Сегодня в реестре дел самарского арбитража можно найти 5 завершенных дел о банкротстве, по итогам которых ликвидировались фирмы ГК «Пурпе». Таким образом, из ЕГРЮЛ были исключены ООО «Пурпе-Авто», ООО «Флагман», ООО «Пурпе-Авто-Самара», ООО «Пурпе-Моторс», ООО «Виктория». Суммы задолженностей, фигурирующие в делах о банкротстве «Пурпе-Моторс», «Флагман», «Пурпе-Авто-Самара», варьируются около отметки 900 млн р., а в случае с компаниями «Виктория» и «Пурпе-Авто» превышают 1 млрд р. Заявителем и мажоритарным кредитором выступал Сбербанк.

Изучение материалов указанных судебных разбирательств показывает, что компании ГК «Пурпе» привлекали заемные средства в Сбербанке в период 2007-2009 гг. Тогда «Автозаводское отделение» Самарского отделения №6991 Сбербанка возглавляла Светлана Лисицына.

За время ее руководства тольяттинским подразделением Сбербанка с 1997 г. многие местные бизнесмены значительно нарастили свой капитал за счет кредитных средств. Как правило, после получения займов компании уходили под банкротство. Сбербанк, соответственно, подсчитывал убытки.

К примеру, фирмы ГК «ВОСТОК-ЛАДА», бенефициаром которой выступал Игорь Мещеряков, к 2011 г. задолжали Сбербанку более 2 млрд р. (см. «Хронограф» №13 (457) от 15.04.13). Общий объем задолженности ГК «Лада-Фарм» перед Сбербанком к 2010 г. достиг порядка 1 млрд р. Бенефициарами этой группы выступали Павел Шипило, Николай Хатунцов и Алексей Николаев (см. «Хронограф» №11 (410) от 26.03.12). В том же 2010 г. Сбербанк даже предпринимал попытки возбудить уголовное дело в отношении конкурсного управляющего ООО «Фирма «ВИЗА». В данном случае речь шла о гораздо более скромной сумме — в размере «всего» 160 млн р., которую задолжала фирма Виталия Зыкова и Максима Вайнштейна (см. «Хронограф» №37 (346) от 1.11.10).

И, надо сказать, ГК «Пурпе» Муталапова не только не уступала своим коллегам-бизнесменам, но и в чем-то опережала их в деле приобретения кредитных средств в Сбербанке. Причем о возврате долгов говорить не приходится. К примеру, в деле о банкротстве «Пурпе-Авто» из общей суммы требований в размере 1,151 млрд р. удалось погасить долги на 146 млн р. (12,7%). При банкротстве «Пурпе-Авто-Самара» из заявленных к взысканию 984 млн р. были удовлетворены требования лишь в размере 4,5 млн р. (0,46%). В остальных случаях наблюдалась схожая картина.

В итоге деятельность Лисицыной обернулась для нее уголовным преследованием. В августе 2017 г. приговором Октябрьского районного суда г. Самары Светлана Лисицына была оправдана по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.З ст.30, ч.4 ст.159 УК РФ.

Однако уже осенью оправдательный приговор был отменен Судебной коллегией Самарского областного суда, дело направлено на новое рассмотрение и не окончено до сих пор. Кроме того, в сентябре 2017 г. Ставропольский районный суд Самарской обл. вынес решение по заявлению Сбербанка о выселении Лисицыной и ее родственников «из жилого дома, расположенного по адресу: (адрес) сняв их с регистрационного учета по указанному адресу».

Как видно, к сегодняшнему дню менеджеры Сбербанка добрались и до Муталаповых. Стоит полагать, что процессы будут развиваться по сценарию, отыгранному на бывших фирмах ГК «Пурпе». Вместе с тем стоит добавить, что, по данным ЕГРЮЛ, Муталапов-старший все еще числится соучредителем и директором ООО «Волгаавто». Вторым учредителем записана его жена – Татьяна Муталапова. Кроме того, Хафизулле Муталапову принадлежит компания ООО «Пурпе-Авто-Тольятти», зарегистрированная в Тольятти на Южном ш., 32, по месту нахождения автосалона HYUNDAI.

Что касается младшего состава семьи, то Ренат Муталапов числится директором компании ООО «24», учредителем которой является Полина Муталапова. Она же записана единственным собственником и директором ООО «Досуг проект», зарегистрированного в Тольятти на ул. Юбилейной, 8. Это здание бывшего ДКиТ ВАЗа. На этом фоне вызывает сомнение, что огромные суммы, некогда привлеченные в виде кредитов, могли раствориться в воздухе. Судя по всему, эти деньги остались в бюджете семьи Муталаповых, а перед Сбербанком стоит задача их вернуть. Однако, как показывает практика, Сбербанку вряд ли стоит рассчитывать на успешный исход предприятия.