Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (675) | 23 июля 2018г.
 

Игра в революцию

Людмила Сидельникова не смогла полностью сформировать партийные списки

Георгий Кизельгур

По итогам выдвижения кандидатов в депутаты Думы г.о. Сызрань (СыГД) местное отделение КПРФ не смогло даже полностью сформировать списочный состав партийцев, идущих на выборы. Это может являться одним из показателей кризиса организации сызранских коммунистов, которую более 10 лет возглавляет секретарь Людмила СИДЕЛЬНИКОВА (на фото). При этом она и сама намерена баллотироваться в СыГД.

Меньше — не лучше

Выборы в СыГД в сентябре 2018 г. пройдут по смешанной системе. 15 депутатов будут избраны по одномандатным округам, 15 — по партийным спискам. В отличие от ряда предыдущих выборов на этот раз уже на начальном этапе стали явно заметны проблемы т.н. оппозиционных партий. Все они так или иначе, столкнулись с проблемами при формировании своих колонн.

Что касается ЛДПР и «Справедливой России» (СР), то среди их кандидатов сложно выделить хотя бы одну не то что электоральную, а хотя бы сколько-нибудь известную фигуру. Зато в списках можно найти безработных и временно неработающих, студентов и пенсионеров. По отдельности это, конечно, мало что значит, но когда таких граждан чуть ли не большинство, поневоле напрашиваются выводы о техническом характере кандидатур.

Впрочем, вряд ли что-то могут сказать сызранцам и имена руководителей местных отделений этих партий. О какой-либо активной работе их в период с прошлых выборов в СыГД в 2013 г. также говорить не приходится. А еще одна «парламентская», по меркам Сызрани, партия — «Партия Роста» — своих кандидатур на выборы, по информации официального сайта Избирательной комиссии Самарской обл., вообще не выставила.

Со значительными проблемами при формировании списков в СыГД столкнулись и в КПРФ. Коммунисты не смогли заполнить даже партийные списки. По одномандатным округам с кандидатурами все более или менее ясно, пусть здесь есть и граждане, не являющиеся членами партии. А вот для списков по три кандидата, и по предварительным, и по последним данным, нашлось не на каждый округ.

Такую печальную для коммунистов статистику можно было бы счесть удивительной, ведь партия еще обладает определенной электоральной притягательностью. Но, оставаясь брендом, как и ЛДПР, СР на федеральном уровне, в Сызрани вместе с ними может находиться в глубоком кризисе. И отсутствие должного числа кандидатов на выборы — лишь один из показательных примеров. Понятно, что шанс пройти в представительный орган здесь, как правило, имеет только первый номер списка, но именно в коллективной работе на общий результат и должна проявляться партийная дисциплина. Очевидно, что местные коммунисты сейчас таковой не обладают.

Стоит сказать, что, как многолетний секретарь местного отделения КПРФ, Людмила Сидельникова не может не нести ответственности за такое положение дел. Тем более что, несмотря на богатейший педагогический стаж, она давно плотно ассоциируется именно с политической деятельностью. Несколько раз она становилась непосредственным участником выборов различного уровня в качестве кандидата. Успеха ей, правда, это не принесло: ни в Государственную думу, ни в Самарскую губернскую думу (СГД), ни даже в СыГД избраться не удалось.

Нынешнее положение дел сложилось не сразу. Тому были и объективные, и субъективные предпосылки. Так, в 2011 г. сызранские коммунисты потеряли своего представителя в СГД — депутатские полномочия не смогла сохранить Марина Ерина.

Показательным может быть тот факт, что ее поражению на выборах мог способствовать разразившийся незадолго до них скандал с самарскими комсомольцами. Любопытную окраску произошедшему дает тот факт, что сама Ерина делала политическую карьеру именно на работе с молодежью (см. «Хронограф» №40 (393) от 14.11.11).

Сам конфликт разгорелся после обвинений комсомольцев в адрес старших товарищей по партии в коммерциализации КПРФ. Эти претензии были высказаны первым секретарем Самарского обкома комсомола Никитой Петровым и первым секретарем Самарского горкома комсомола Оксаной Масловой. Одним из аргументов Марины Ериной в споре с Петровым и Масловой стал выплеснутый на них стакан воды. Петров и Маслова заявили о своем выходе из партийных рядов. Свое решение комсомольцы объяснили несогласием с поведением партийной верхушки, которая, по их мнению, продает места в партийных списках.

Выход из партии продолжился в т.ч. ив Сызрани. Причем подобные же мотивы ухода могли быть у бывшего члена Самарского обкома КПРФ сызранца Андрея Ефремова. Причем если о массовости процесса можно рассуждать, то о качественности у знакомых с ситуацией источников складывается однозначное мнение. Тот же Андрей Ефремов был если и не знаковой фигурой, то достаточно активным партийцем, зарекомендовавшим себя в ходе выборных кампаний.

Имели место и другие причины, повлиявшие на положение дел в КПРФ. Так, к марту 2011 г. в сызранском отделении было всего 120 чел., из них лишь 10 в возрасте до 35 лет. Вряд ли численность КПРФ в Сызрани значительно поменялась к настоящему времени, а состав омолодился. Счет давно уже идет буквально на каждого человека.

Упущенные шансы

Казалось бы, ситуация могла быть переломлена в 2013 г. — КПРФ получила места в СыГД. Справедливости ради, правда, нужно сказать, что такой результат вряд ли можно занести в актив самому местному отделению, а значит, и Людмиле Сидельниковой. В первую очередь здесь нужно сказать о той же смешанной системе выборов (которая вскоре может быть отменена), политической обстановке в Самарской обл. и общефедеральном тренде, когда малым партиям приоткрыли двери в органы власти на местах.

Но как избирались в СыГД и чем отличились за годы работы (или присутствия) в ней такие коммунисты, как Михаил Мулюкин и Андрей Шанин?

Михаил Мулюкин во время предвыборной кампании в СыГД образца 2013 г. работал в медиагруппе местного лидера партии «Правое дело» Александра Неронова. Сам Михаил Мулюкин так видел ситуацию: «Я не работал на ПД. В медиаструктуры Неронова попал еще в 2011 г., т.к. люди Неронова сами попросили помощи у сызранского отделения КПРФ в плане технической поддержки. Тогда сызранский горком делегировал меня. На тот момент наши политические цели частично совпадали».

В информационном бюллетене «Правда Сызрани» сызранского отделения КПРФ в сентябре 2013 г. с его стороны между тем было отмечено: «Мы должны выиграть бой за будущее нашего города. Народ спивается, потому что не видит перспективы. Говорят, Сызрань могут любить только те, кто здесь родился. Я здесь родился, и я люблю родной город, у меня здесь много друзей, близких мне людей. Я не собираюсь уезжать отсюда. Поэтому принимаю самое активное участие в жизни городского общества».

Ненамного конкретнее был и Андрей Шанин. В том же бюллетене он заявлял: «Иду в Думу для решения проблем в сфере ЖКХ, благоустройства дворовых территорий, медицинского обслуживания, досуга и образования детей и молодежи. Сызрань превратили в помойку... Необходимо приложить все усилия, чтобы вновь сделать наш город чистым, уютным и красивым!».

Здесь же была размещена и «программа» самой Людмилы Сидельниковой. Руководитель сызранского отделения КПРФ сообщала: «Приложу все усилия для борьбы с социальной несправедливостью, ростом цен на продукты питания и тарифы ЖКХ, отсутствием жизненных перспектив у молодежи, лживой «демократией» и постоянной фальсификацией народного волеизъявления. Власть должна быть подконтрольна народу, принадлежать народу, служить для народа!».

Все это сложно назвать не только лозунгами, но даже и обещаниями. Это больше похоже на либеральщину чистейшей воды, чем на коммунистические идеи, скорее уж -на попытку угодить и чужим, и своим. Но даже здесь КПРФ сочла нужным подстраховаться: «Выполнение планов и обещаний... будет осуществляться исключительно на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Равнялись не на Ленина

Надо понимать: КПРФ Сызрани тогда побоялась даже просто пообещать своим избирателям что-то конкретное. И не зря! Нельзя сказать, что и Михаил Мулюкин, и Андрей Шанин отличились за время работы в СыГД чем-то принципиально коммунистическим — в лучшем случае это была обычная депутатская работа, да и с этим можно поспорить.

Из справочно-информационного издания «Дума городского округа Сызрань VI созыва: 2015 год» можно, например, узнать, что Михаил Мулюкин регулярно проводил прием граждан и даже занимался проблемой бродячих животных. Также он устранил течь в одном подвале и, как Ленин, участвовал в субботнике. К субботникам имел отношение и Андрей Шанин. Также он участвовал в праздничных мероприятиях и поздравлял ветеранов.

Кажется, что кроме солидарности с вождем мирового пролетариата в плане субботников ничего коммунистического в деятельности этих депутатов усмотреть и при желании нельзя. Но субботники вообще были трендом последнего времени — им отдали должное все депутаты СыГД, вне зависимости от партийной принадлежности.

В 2010 г. Людмила Сидельникова, в частности, сообщала «Хронографу»: «В других странах за невыполнение обещаний политикам грозит уголовное преследование». Сызранским коммунистам это точно не грозит, ибо и с конкретными обещаниями у них было туговато.

А с Андреем Шаниным позже вышла вообще непонятная история. На официальном сайте СыГД в информации о нем сейчас нет ссылки на партийную принадлежность. А в 2015 г. имела место информация о выходе его из КПРФ либо исключении из ее рядов (см. «Хронограф» №12 (540) от 6.04.15). Опровергнута она так и не была. Сейчас он идет на выборы в качестве самовыдвиженца.

О Людмиле Сидельниковой ранее бытовало мнение как о грамотном, принципиальном руководителе, успешно решавшем организационные задачи. Сейчас ко всему этому можно добавить приставку «в прошлом». Свое, кажется, она уже «отсидела». Игры в революцию уже закончились.

И кстати, в отношении не только ее, но и других кандидатов-одномандатников от малых партий можно задаться вопросом: есть ли смысл за них голосовать? Серьезных фигур маловато, а по очень демократической разнарядке они по месту-два в СыГД все равно автоматически должны получить по тем же спискам. Только каков будет смысл их пребывания в представительном органе?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.