Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (675) | 23 июля 2018г.
 

Кипрская тайна

Для участия в анимационном проекте Скотников выбрал офшор с адресом массовой регистрации

Георгий Кизельгур

По факту публикации 2 июля в Областном аналитическом еженедельнике (ОАЕ) «Хронограф» материала под названием «Мультипликатор Скотников» в редакцию газеты обратился читатель, поделившийся собственными наблюдениями по поводу деятельности известного в Самаре бизнесмена Олега СКОТНИКОВА (на фото). Стало известно, что у Скотникова была возможность вложить до $1,3 млн. И сделать он это мог якобы в один из международных анимационных проектов. Если это так, то его можно считать состоятельным человеком со своими тайнами и секретами.

Игры в прятки

В предыдущей статье «Мультипликатор Скотников» речь шла о том, что в рамках «Соглашения о намерениях по проекту «Котики, вперед!» от 3 декабря 2013 г. перед Олегом Скотниковым открывалась схема для вывода денег за рубеж. Был приведен ряд доводов, что реально существующий анимационный проект для детей «Котики, вперед!», реализацией которого занимался известный в России и за рубежом продюсер и автор мультипликационных фильмов Павел Мунтян и его кипрская компания «KNK Films Limited» (три слова разделены пробелами — обратим на это внимание. –Прим. ред.), могли быть использованы в качестве прикрытия. Речь шла о странностях написания названия юрлица, с которым Скотников заключал соглашение, — компания «KNKFilmsLtd.» (в документе это слово, обозначающее название юридического лица, написано без единого пробела между буквами). Также обращалось внимание на указание в качестве директора компании, с которой Скотников заключал соглашение, некоего DESPOANTONIOU (логичнее было бы указать Despo Antoniou, но почему-то имя и фамилию физлица решили написать слитно и всеми прописными буквами, что тоже весьма подозрительно), а не Павла Мунтяна. Не ускользнуло от внимания журналистов ОАЕ «Хронограф» и то, что адреса компании «KNK Films Limited» Павла Мунтяна и «KNKFilmsLtd.» некоего DESPOANTONIOU отличались, причем значительно: реально существующее юрлицо Мунтяна зарегистрировано в кипрском г. Пафосе, схожая с ним по названию до степени смешения компания некоего DESPOANTONIOU имела адрес в г. Никоссия. Видимо, у сторон имелись веские основания, чтобы использовать при оформлении соглашения эти нюансы.

Но все перечисленное выше было в подробностях изложено в предыдущей статье ОАЕ «Хронограф» (см. «Хронограф» №20 (672) от 2.07.18). Теперь же настал момент разобраться с тем, что представляет адрес «KNKFilmsLtd.» некоего DESPOANTONIOU: Themistokli Dervi Street, Elenion Building, 1066 Nicossia, Cyprus (ул. Фемистокли Дерви, Эленион Билдинг, почтовый индекс 1066, г. Никоссия, Кипр).

Удалось выяснить, что указанный в соглашении Скотникова адрес в реквизитах «KNKFilmsLtd.» некоего DESPOANTONIOU почти полностью совпадает с адресом массовой регистрации российских офшорных компаний на Кипре. Причем даже многих известных в России холдингов. Здесь, к примеру, располагаются «Alfa Capital Holdings (Cyprus) Limited» (владелец 0,1136% акций АО «Альфа Банк»), «Svece Limited» (аффилированное лицо ПАО «М.Видео»), «Rusal Boaz Limited» (с 2007 г. владелец 100% акций ОАО «Объединенная компания РУСАЛ — Торговый дом»), «United Company Rusal Aluminium Limited» (аффилированное лицо по отношению ОАО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ»), целый пул аффилированных по отношению к ООО «ИКС 5 ФИНАНС» лиц: «Х5 Retail holding Limited», «Alpegru Retail Properties Ltd.», «Retail Express (Cyprus) Limited», «Speak Global Limited», «Kelwin Ltd.», «Netherlone Ltd.», «Troitsky Mall Limited», «Kopeyka Retail Limited», «Settore Retail Lnvestments Ltd.». И еще десятки и десятки офшорных юрлиц. Список можно продолжать почти до бесконечности. Однако у всех этих лиц есть одно важное отличие от того же «KNKFilmsLtd.». У них у всех адрес указан более точно: Themistokli Dervi, 5 Elenion Building, 2nd floor P.С. 1066, Nicosia, Cyprus (ул. Фемистокли Дерви, 5, Эленион Билдинг, 2-й этаж, почтовый индекс 1066, г. Никоссия, Кипр). Т.е. в отличие от адреса «KNKFilmsLtd.» у них указан номер дома — 5 — и номер этажа — 2 -делового центра «Эленион Билдинг». В адресе «KNKFilmsLtd.» в соглашении Скотникова этих деталей почему-то нет. Не слишком ли много неточностей для документа, дававшего основания для проведения финансовых операций, подразумевающих вывод денег за рубеж?

Эксперты ОАЕ «Хронограф» полагают, что подобное может создать трудности, в случае если кому-то вдруг реально понадобится совершить визит в указанную в документах организацию. Без указания номера дома, номера офиса или этажа такие поиски попросту будут бессмысленными.

- Заключение сделок с иностранным компаниями — нормальная и общепринятая во всем мире практика. Поэтому драматизировать ситуацию только лишь из-за того, что кто-то решил заключить сделку с компаний, зарегистрированной на Кипре, было бы излишним. Что же касается качества написания адресов, на которые вы обращаете внимание, то здесь я тоже не вижу чего-либо предосудительного. Наверное, сторонам так оказалось удобнее, — поделился своим впечатлением эксперт некоммерческого юридического клуба «За честный выбор» Владимир Потапов. Также нет ничего предосудительного и в том, что бизнесмен решил вложить свободные средства в понравившийся проект. Удивляют лишь меры конспирации.

У Мунтяна нет секретов

Это в двойне выглядит странным на фоне того, что 3 июля создатель анимационной студии ТооЬох, продюсер, сценарист, мультипликатор Павел Мунтян подтвердил информацию о том, что самарский бизнесмен Олег Скотников действительно инвестировал во всемирно известный мультсериал «Котики, вперед!». «Да, мы работаем с Олегом, и он очень чистоплотно и добропорядочно ведет себя как инвестор в рамках проекта «Котики, вперед!», — сообщил Павел Мунтян корреспонденту ОАЕ «Хронограф» посредством своего аккаунта в одной из социальных сетей.

Павел Мунтян обладает широкой медийной известностью. Наиболее успешными проектами студи Toonbox являются анимационные сериалы «Куми-Куми» и «Котики, вперед!». В своих многочисленных интервью он неоднократно рассуждал на тему доходности и перспектив анимационных продуктов на рынке проектов сферы интертеймент. Продукция студии Toonbox ориентирована главным образом на зарубежные рынки. Возможно, это ключевой фактор, способствующий продвижению выпускаемого продукта. В одном из интервью 2018 г. Павел Мунтян раскрыл информацию о том, что за все время существования студии Toonbox было затрачено около SO,5 млн, на которые было создано 309 анимационных фильмов. При этом механизм возврата средств создает стабильные источники поступления доходов от продажи прав показа в эфире. «Сумма сделки с одним телеканалом — около 50 тыс. евро за 32 эпизода... это в мире. Но телеканалов огромное количество. Двести стран. И десять каналов — это уже полмиллиона», — пояснил Павел Мунтян в своем интервью телеканалу «Точка С» видеохостинговой компании You Tube, которое было опубликовано 9 марта 2018 г. (интервью брал IT-предприниматель, инвестор и блогер Олег Артишук).

Помимо продажи телеправ существенную долю дохода приносит цифровое лицензирование. По словам Мунтяна, 1 млн просмотров в России приносит около S850. «Штаты приносят S2 тыс. за 1 млн просмотров, а Германия и Норвегия — по $4 тыс.», — продолжил Павел Мунтян делиться секретами заработка с Олегом Артишуком. Простой подсчет показывает, что только лишь один канал продвижения принес создателям анимационных сериалов студии Toobox и их инвесторам около $1,5 млн. А их, как отмечал Мунтян, сотни. При этом ресурс мультсериала «Котики, вперед!» далеко не исчерпан. Скорее наоборот. «Сериал «Котики, вперед!» имеет большой международный потенциал. Сегодня его показывают в 127 странах мира на 22 языках, и список территорий продолжает расти», — сообщил 27 октября 2017 г. Павел Мунтян в интервью ведущему российскому on-line изданию о лицензировании «Вестник лицензионного рынка».

Бизнесмен Олег Скотников, который как минимум с 2013 г. инвестирует в проект «Котики, вперед!», судя по всему, еще в то время смог разглядеть очень перспективное направление для капиталовложений. Если это так, то предприниматель Скотников поступил крайне предусмотрительно и прагматично. В пользу этой версии говорят оценки рынка проектов сферы интертеймент, сделанные ведущими аналитиками российских и зарубежных инвестиционных компаний. «Данный сегмент рынка развлечений, и в частности кинорынка, не только стабилен, но и активно развивается», — отмечает аналитик Группы компаний «ФИНАМ» Алексей Коренев. Далее он приводит основные финансовые параметры этой сферы: «Примерная прибыльность сегментов кинобизнеса до уплаты налогов выглядит следующим образом:

продюсирование -прибыль от 20 до 100 000%; производство фильмов — прибыль 10-30%; в производственную базу с целью оказания услуг — прибыль 10-30%; в создание дистрибьюторской кампании — прибыль 5-15%; в телеканал -прибыль 20-50%; в распространение фильмов через интернет — прибыль 10-30%; в компьютерные игры — прибыль 15-50% (иногда значительно больше в связи с резко возросшей популярностью игр); в рекламе (логотипы, изображения, постеры, комиксы и т.д.) — прибыль 5-15%». Но что самое интересное, аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев отмечает еще одну высокодоходную статью проектов индустрии интертеймента — разрешение на использование изображений на товарных продуктах (иногда прибыль в разы превышает доходы от проката).

Скромный инвестор

Есть веские основания полагать, что Скотников тщательно скрывал от своих самарских партнеров по бизнесу участие в мультипликационном проекте. «Секретность» в таком деле явно не лишняя. Теперь он, пожалуй, является одним из немногих самарских бизнесменов (если не единственным), которые извлекают коммерческую выгоду от продвижения анимационного сериала «Котики, вперед!». Тем более что в проект он вошел на самой ранней стадии — на этапе проектирования первых серий анимационного проекта «Котики, вперед!». Это одно из существенных преимуществ инвестора. Вот как об этом говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев: «Момент входа в проект зависит исключительно от финансовых возможностей инвестора и его инвестиционных горизонтов. В принципе, практически любой проект позволяет войти в него на любом этапе (за редким исключением, когда права на все, что связано с производством и прокатом сериала, полностью принадлежат одному бенефициару и проект изначально закрыт для третьих лиц)». Похоже, Скотников успел войти в пул первых. Следовательно, сегодня он должен выглядеть вполне респектабельным и самодостаточным рантье — любить жизнь и получать от нее массу удовольствий.

Похоже, Скотников таковым и является, но ведет себя относительно странно. Как, правило, известные предприниматели не скрывают того, что оказывают поддержку проектам сферы культуры и искусства. На сайте студии Toonbox почему-то ни разу не сообщалось о том, что поддержку проекту «Котики, вперед!» хотя бы раз оказывал бизнесмен из Самары. Похоже, Олег Скотников скромный человек и предпочитает умалчивать о своем участии в известнейшем международном проекте для детей, скрывая эту информацию даже от своих давних самарских партнеров по бизнесу. С другой стороны, может быть, ему просто нравится, чтобы окружающие не догадывались о его состоятельности и самодостаточности.

Более того, после публикации данного расследования ОАЕ «Хронограф» Олег Скотников вполне может включиться в рассуждения на тему возможных рисков вложений в интертеймент. Однако в комментарии аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Коренева хорошо просматривается отбивка подобного рода заявлениям (см. комментарий).

Справка:

Интертеймент — (англ. entertainment — развлечение) — глобальная кино-, теле- и видеокомпьютерная продукция развлекательного характера не самого высокого интеллектуального уровня.

(Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. — Воронеж: ВФ МГЭИ. И. А. Радченко. Под ред. Е. Е. Топильской. 2007).

Комментарии

Алексей КОРЕНЕВ, аналитик Группы компаний «ФИНАМ»

- Абсолютно непредсказуемым моментом является прогнозирование, понравится ли фильм зрителям. Достаточно вспомнить, как молодой и никому неизвестный режиссер Джордж Лукас долго выпрашивал в Голливуде 10-12 млн долларов на съемки фильма и в результате даже был вынужден отказаться от собственного гонорара в обмен на долю от прибыли, чтобы получить еще 3 млн долларов на окончание съемок. В итоге вышли в прокат «Звездные войны», до сих пор входящие в пятерку самых успешных сериалов... Залогом стабильного дохода инвестиции в интертеймент считать, пожалуй, нельзя. Слишком много рисков и непредсказуемости несет каждый проект. С другой стороны, доходность бизнеса такова, что зачастую один удачный сериал покрывает расходы от нескольких создававшихся параллельно неудачных. Так что сам по себе данный бизнес пока выглядит как весьма привлекательный.