Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (674) | 16 июля 2018г.
 

Константин Сергеев:

Дирекция по технологии и качеству комбината работает не покладая рук

Андрей Неретин

ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» (СГК) приняло участие в правительственном проекте «Региональный трек: Сделано в России», который проходил на базе технопарка «Жигулевская долина» в Тольятти. Инициатор мероприятия — АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Проект направлен на развитие экспортного потенциала отечественных предприятий, на привлечение регионального бизнеса к экспортной деятельности. СГК вплотную подошел к освоению новых рынков, поэтому руководство комбината сегодня заинтересовано в сотрудничестве с РЭЦ. О развитии предприятия и планах на ближайшее будущее Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал генеральный директор ЗАО «СГК» Константин СЕРГЕЕВ.

- Константин Иванович, какую производственную динамику «Самарский гипсовый комбинат» продемонстрировал по итогам прошлого года? Какие факторы оказывают на нее решающее влияние?

- Комбинат ведет производственную деятельность по трем направлениям: производство гипса и гипсовых вяжущих; производство сухих строительных смесей; выпуск пазогребневых гипсовых плит. Каждой отдельной товарной группе присуща своя динамика. Объемы производства гипсовых вяжущих в 2017 г. остались на уровне предыдущего года. Это связано со стагнацией в экономике. Кроме того, по данному виду продукции общероссийский рынок нами освоен уже в полной мере, доля Гипсового комбината составляет порядка 70%.

Если говорить о сухих строительных смесях и пазогребневых плитах, то тут картина немного отличается. Объемы производства сухих строительных смесей в 2017 г. выросли на 5-7% по сравнению с предыдущим годом. Тут у нас есть возможности для роста. Дело в том, что рынок сухих строительных смесей достаточно емкий, порядка 10 млн т в России. «Самарский гипсовый комбинат» ежегодно производит около 150 тыс. т, т. е. занимает относительно небольшую долю в масштабах общероссийского производства. Однако основные позиции локализованы в ПФО и Самарской обл., где наша доля рынка варьирует в пределах 25-30%. Выпуск сухих строительных смесей комбинат ведет фактически в круглосуточном режиме, ежегодно наращивая объемы производства. Сейчас мы практически достигли максимума своих производственных мощностей в данном сегменте продукции. Планируем дальнейшее увеличение производства и продаж сухих строительных смесей, в первую очередь за счет более эффективного использования оборудования.

Отдельный разговор — это пазогребневые плиты. Они представляют собой товарную группу на рынке межкомнатных перегородок, которые востребованы в сфере строительства. У девелоперов здесь существует большой маневр для выбора. Межкомнатную перегородку можно изготовить не только из пазогребневой плиты, но и из кирпича, пенобетона и т.д. Рынок межкомнатных перегородок очень консервативный. Он находится под воздействием негативных тенденций в экономике. В связи с этим на комбинате произошло незначительное снижение производства пазогребневых плит. Тем не менее даже сейчас мы работаем практически на пределе своих мощностей. Для нас это вполне приемлемо, учитывая, что рынок межкомнатных перегородок в настоящее время перенасыщен. К сведению: в России порядка 40% мощностей по выпуску данной продукции вообще не используются по объективным причинам — в последние 3-4 года замедлились темпы строительства. В сложившихся условиях первоочередной задачей для нас стало повышение эффективности производства, связанное со снижением себестоимости продукции без потери ее качества.

- Каким образом СГК планирует решать поставленную задачу по снижению производственных затрат без ущерба для качества выпускаемой продукции?

Специфика производства стройматериалов такова, что значительную долю в себестоимости продукции занимают затраты на энергоресурсы.

Тарифообразование регулируется Федеральной антимонопольной службой. Каждый год дважды происходит повышение тарифов. Кроме того, ежегодно повышается тариф на железнодорожные перевозки, которые играют для нас очень большую роль, растут цены на топливо. В целом транспортные расходы составляют порядка 30-40% в общей структуре стоимости нашей продукции. Поэтому уже сейчас всем участникам рынка совершенно очевидно, что наиболее успешен будет тот, кто эффективнее всех научится управлять логистикой. Еще одно направление оптимизации расходов — это совершенствование технологии производства. Поэтому сегодня дирекция по технологии и качеству комбината работает не покладая рук. Основные усилия сосредоточены на разработке новой рецептуры продукции, которая наряду с удешевлением сохранит ее потребительские свойства.

- Планирует ли СГК в ближайшие годы продолжить совершенствование своей производственной базы и оборудования?

- Такие планы всегда есть. Другое дело, что бизнес всецело зависит от ситуации на рынке. «Самарский гипсовый комбинат» — это коммерческая организация, основная цель которой заключается в извлечении прибыли. Поэтому ради увеличения производственных показателей «на склад» мы не работаем. Нет смысла замораживать оборотные средства. Сейчас условия совершенно иные. Темпы строительства стагнируют. Более того, сокращается и вторичный рынок, связанный с ремонтом помещений, зданий и сооружений. По нашим наблюдениям, последние годы в связи с реальным падением доходов населения и сокращением семейных бюджетов расходы граждан на ремонт жилья стали носить избирательный характер и более четкое планирование. Многие предпочитают откладывать ремонт в долгий ящик, чтобы не ущемлять себя в потреблении продуктов питания. Как только проявится тренд роста реальной экономики с увеличением жилищного и коммерческого строительства, так сразу приступим к увеличению мощностей.

Впрочем, по другим направлениям наблюдается более позитивная динамика. К примеру, в группу наших клиентов входят не только строительные организации, но и нефтесервисные компании, которым поставляются гипсы специального назначения. У комбината есть ряд уникальных запатентованных продуктов, такие как тампонажные гипсы и быстросхватывающиеся сухие смеси, которые используются нефтяниками для бурения и строительства скважин в условиях вечной мерзлоты. Вот по этому направлению отчетливо проявляется тенденция к росту, т. к. нефтедобыча постепенно смещается на север России.

- СГК ведет разработку лицензионного месторождения по добыче гипсового камня на карьере «Овраг Старо-Ближний». Добываемое сырье идет только на собственные нужды или дополнительно реализуется еще куда-либо?

- Изначально, когда в 2008 г. мы получили лицензию на эксплуатацию месторождения, рассчитывали добывать гипсовый камень только для собственного потребления. На определенном этапе разработки карьера у нас появились клиенты, которые были заинтересованы в приобретении этого сырья. Гипсовый камень оказался востребован на цементных заводах, которые используют его для регулирования сроков схватывания уже готового цемента. Мы осуществляли поставки гипсового камня в Пензенскую и Ульяновскую обл. К сожалению, мы вынуждены были прекратить отгрузки в этом направлении. Дело в том, что у нас не очень удачное логистическое решение для этого рынка. Около карьера нет железнодорожной ветки, поэтому нет возможности отгружать сырье железнодорожным транспортом.

А перевозка автотранспортом не столь выгодна. Реализовывать продукцию ниже себестоимости не в наших правилах.

- Каков производственный потенциал гипсового карьера, разработку которого ведет комбинат?

- В 2008 г. на карьере были заложены достаточно большие производственные мощности по разведанным запасам. Сейчас он работает примерно на 40% от своего потенциала. Поэтому в случае улучшения рыночной конъюнктуры у нас будет возможность нарастить объемы добычи сырья для обеспечения своих производственных потребностей.

- Хорошо, а как быть с производственными мощностями, которые уже близки к своей максимальной загрузке?

- Проблем здесь не будет. У комбината есть собственная запатентованная технология, позволяющая в короткие сроки увеличить производство гипсовых вяжущих. При необходимости за полгода-год сможем быстро нарастить свои мощности.

- Каковы в настоящее время перспективы выхода предприятия па рынки ближнего и дальнего зарубежья по поставкам производимой продукции?

- «Самарский гипсовый комбинат» является традиционным поставщиком продукции на некоторых рынках ближнего зарубежья. В первую очередь это Казахстан и Белоруссия. Здесь наши позиции достаточно устойчивы.

Что касается рынка дальнего зарубежья, то выйти туда несколько сложнее. Большой интерес для нас представляет Евросоюз, где востребована качественная и экологически чистая продукция в достаточно высоком ценовом сегменте. В настоящее время ведем работу по получению европейских сертификатов соответствия на нашу продукцию. В текущем году комбинат получил сертификат о регистрации товарного знака SAMARAGIPS по мадридской системе. Планируем, что к концу года полностью завершим работу в этом направлении. Мы уже наладили контакты с дилерскими сетями, которые работают в Финляндии, Польше, Германии. В Финляндии потенциальные партнеры уже просчитали экономическую целесообразность сотрудничества с нами и готовы к поставкам.

Между тем у нас уже есть опыт экспортных поставок в страны дальнего зарубежья. Большой объем продукции реализовывался в Гонконг, где у нас был магистральный клиент, который возводил комплекс офисных зданий. Казалось бы, где Самара, а где Гонконг! Тем не менее у нас было взаимовыгодное сотрудничество.

- Недавно комбинат стал одним из участников мероприятия под названием «Региональный трек: Сделано в России», который проводился по инициативе РЭЦ. Чем интересен этот проект для предприятия?

- В прошедшем мероприятии принимали участие представители региональных институтов развития, правительства Самарской обл., эксперты и экспортеры. Спикерами выступили и.о. министра промышленности и технологий Самарской обл. Олег Волков, руководитель департамента инвестиционной инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и торговли Самарской обл. Алексей Ильметов, президент Торгово-промышленной палаты Самарской обл. Валерий Фомичев.

«Самарский гипсовый комбинат» стал, пожалуй, единственным предприятием строительной отрасли страны, которое подало заявку на добровольную сертификацию знака «Сделано в России». Обладатели этого бренда должны стать послами страны на международном рынке. Участникам проекта обещана всемерная поддержка на федеральном и региональном уровнях власти с целью увеличения объема экспорта и расширения его географии. Рассчитываем на участие в выставочных мероприятиях под эгидой РЭЦ. Это поможет нам найти новые каналы сбыта своей продукции. РЭЦ рассматриваем как площадку, которая позволит найти потенциальных клиентов.