Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (161) | 4 декабря 2006г.
 

Отвлекающие маневры

Рособоронэкспорт увел СМИ от истинного положения дел на АВТОВАЗе

Георгий Кизельгур

1 декабря совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» принял решение о наделении ООО «Автомобильная торговая компания» (АТК) закупочно-сбытовыми функциями. При этом вопрос о назначении нового генерального директора управляющей компании ООО «Корпоративный центр АВТОВАЗ» продолжает оставаться нерешенным. Задержку решения по управляющей компании уже начали комментировать как очередное отклонение от первоначальных планов. Такое суждение лишь укрепляет миф о том, что ставленники ФГУП «Рособоронэкспорт» не совсем осознают, зачем они вошли на АВТОВАЗ, и что они не способны наладить управление автозаводом. Между тем укрепление этого мифа прежде всего играет на руку тому же Рособоронэкспорту.

Передача закупочно-сбытовых функций ООО «АТК» свидетельствует о том, что руководство АВТОВАЗа осуществляет поэтапную реализацию по преобразованию системы управления заводом. Своим чередом идут и другие не менее важные процессы. В течение относительно короткого срока автозавод переведен в абсолютно новое русло взаимоотношений с партнерами. Серия участившихся внеочередных заседаний совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» привела к тому, что на декабрь оказались выведены решения одновременно по нескольким ключевым для АВТОВАЗа вопросам: подписание соглашения с канадской инжиниринговой компанией Magna, назначение главы управляющей компании, подготовка решений по выходу на новые внешние рынки (Латинская Америка), утверждение программы действий АВТОВАЗа по линии энергетического сектора, начало активного участия в политической жизни Самарской обл. и т.д.

От финансовых потоков уже удалось отсечь массу посреднических структур, сделать систему расчетов более прозрачной. Выстраиваемая система корпоративного управления уже заинтересовала конкурентов в лице российских автомобильных холдингов «Руспромавто» и «Северсталь-Авто». Данная комбинация плохо увязывается с массовыми заявлениями СМИ о том, что представители Рособоронэкспорта с трудом понимают, что нужно делать с заводом. Подобного рода суждения основываются на личных переживаниях вытесненных с АВТОВАЗа людей. Своими «экспертными» оценками они дают богатую пищу для критически настроенной к АВТОВАЗу прессы. Чего только стоят недавние комментарии генерального директора международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрия Целикова о непрозрачности взаимоотношений с дилерами, в то время как он сам является аффилированным лицом с компанией «Восток-Лада». Но как это ни абсурдно звучит, официальный АВТОВАЗ научился получать от этого прямую выгоду.

Без особых затрат Рособоронэкспорту удалось создать плотную информационную завесу вокруг истинного смысла АВТОВАЗа в структуре своего бизнеса. Ставка в первую очередь делалась на непрофессионализм региональных СМИ и их неумение мыслить вне рамок интересов местных ФПГ. Характерно здесь то, что наиболее существенный вклад в формирование этой завесы, сами того не осознавая, вложили СМИ, входящие в холдинг «Медиа-Самара» (ФПГ «Волга-промгаз»).

В момент вхождения Рособоронэкспорта на АВТОВАЗ весь портфель его заказов составлял около $6 млрд. Эта сумма сопоставима с годовой выручкой АВТОВАЗа в 2005 г. (132,5 млрд. р.). Наивно полагать, что подобные приобретения можно делать необдуманно.

Между тем уже в декабре региональная политическая и бизнес-элита столкнется с неожиданными для себя инициативами АВТОВАЗа. Информационная завеса, сумевшая усыпить их бдительность рассуждениями о том, что АВТОВАЗу сейчас не до города и области, а Рособоронэкспорту не до АВТОВАЗа, превратит эффект неожиданности в сокрушительный удар. В каком именно направлении пойдут первые удары, можно отследить по неожиданно открывшемуся интересу АВТОВАЗа к региональной политике и энергетике.

Обсудить на форуме