Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (672) | 2 июля 2018г.
 

Тайная миссия Вадима Кумина

Председателя совета директоров банка «Солидарность» выдвинули на пост мэра Москвы

ИА «Центр-Инфо»

26 июня председатель совета директоров АО Коммерческий банк (КБ) «Солидарность» (г. Самара) Вадим КУМИН (на фото) заявил о желании побороться за второй тур на выборах мэра Москвы. Его выдвижение от КПРФ состоялось 7 июня. Кумин глубоко интегрирован в систему управления бизнес-активами, встроенными в орбиту интересов Госкорпорации «Ростех» (ГК «Ростех»), которую возглавляет Сергей ЧЕМЕЗОВ. Похоже, руководитель банка «Солидарность» получил задание включиться в большую политическую игру. Цель — обеспечить Ростеху реванш за проигрыш «голубому лобби» Группы «Газпром» в дележе ключевых позиций при формировании кабинета министра правительства РФ, произошедшего сразу после инаугурации президента РФ Владимира ПУТИНА.

Банкир от компартии

7 июня XLIX конференция Московского городского отделения КПРФ официально согласовала решение об участии в выборах мэра Москвы, намеченных на 9 сентября. Кандидатом компартии стал председатель совета директоров КБ «Солидарность», беспартийный Вадим Кумин. Руководитель самарского регионального банка уже обозначил свои серьезные намерения. На встрече с депутатами Московской городской думы, которая состоялась 26 июня, Вадим Кумин заявил: «Мы будем бороться за второй тур».

Необходимо заметить, что партийная конференция лишь официально оформила статус самарского банкира в качестве своего выдвиженца на пост мэра столицы. В действительности о перспективе его выдвижения стало известно тремя неделями ранее. 14 мая председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов впервые заявил, что партия планирует выдвинуть на выборах мэра Москвы Вадима Кумина.

Фактически заявление Зюганова стало поворотной точкой в политических планах КПРФ относительно выборов мэра Москвы. Руководитель компартии озвучил имя, которое ранее в публичной плоскости в числе возможных выдвиженцев вообще не называлось. «Изначально Зюганов выступал за выдвижение Ивана Мельникова, однако затем руководство партии решило сделать ставку на Кумина», — отозвался на эту новость 14 мая информационный холдинг «РБК». Первый заместитель ЦК КПРФ Иван Мельников уже имел опыт избирательной кампании на выборах мэра Москвы. За этот пост он боролся в 2013 г. Судя по всему, информация о предстоящем выдвижении Кумина для многих однопартийцев Зюганова прозвучала как гром среди ясного неба. Впрочем, неожиданный для партийного актива поворот может иметь вполне логичное объяснение. Геннадий Зюганов сменил предпочтение в пользу Вадима Кумина явно не случайно. Такое решение могло быть рекомендовано ему определенными группами влияния. Круг заинтересованных лиц становится понятен, если обратить внимание на фигуру самого Вадима Кумина, а точнее, на структуры, которые за ним стоят.

Пятна в биографии

Геннадий Зюганов, анонсируя 14 мая выдвижение Вадима Кумина, поступил грамотно. Он достаточно осторожно рассказал о нем. Презентуя выдвиженца, Зюганов сообщил о Кумине следующее: «Возглавлял крупную фирму, которая занималась строительством энергообъектов, в т.ч. за рубежом». Наименование той самой «крупной фирмы» Зюганов не назвал.

В сети Интернет уже создан официальный сайт выдвиженца в мэры Москвы от КПРФ. Здесь биография Вадима Кумина представлена избирательно и крайне лаконично. Указывается лишь его образование и политическая карьера: в 2009-2011 гг. Вадим Кумин был депутатом Мосгордумы (фракции КПРФ), а в 2011 г. избрался депутатом Государственной думы РФ (фракция КПРФ), где был первым заместителем председателя комитета по финансовым рынкам. О трудовом пути выдвиженца Кумина его официальный сайт почему-то хранит молчание. Видимо, истинные, а не формальные, кураторы выдвижения Кумина считают, что избирателям не положено это знать.

Не намного подробнее о выдвиженце говорится на официальном сайте Московского городского комитета КПРФ: «Свою трудовую деятельность Кумин начал в энергетической отрасли еще в Челябинске. В конце девяностых годов первый председатель РАО «ЕЭС России», бывший министр топлива и энергетики РСФСР Анатолий Дьяков пригласил Кумина в Москву для работы в РАО «ЕЭС России» на перспективном направлении внедрения новых технологий». Как следует из представленной там биографической справки, в 1998-2001 гг. Вадим Кумин пребывал на посту исполнительного директора Ассоциации энергетиков России. В 2001 г. стал генеральным директором ОАО «Инженерный центр ЕЭС», объединявшем крупнейшие проектные институты РАО «ЕЭС России». «Опыт работы в РАО «ЕЭС России» пригодился Кумину на его следующей работе — в ОАО «ВО «Технопромэкспорт», где он стал первым заместителем гендиректора. Это государственное внешнеторговое предприятие, занимавшееся возведением электростанции по всему миру — более ста объектов в 45 странах. Кумин принимал личное участие в строительстве объектов в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Китае, Ираке и других странах», -отмечается на партийном сайте.

На этом описание трудового пути выдвиженца Кумина обрывается. Авторы «биографической справки» продолжили его описанием политической карьеры, которая началась в 2009 г. В это же время у ОАО «ВО «Технопромэкспорт» появился новый владелец. Т.е. пробел в биографической справке о Кумине был допущен на самом интересном месте.

В корпоративных документах Технопромэкспорта раскрывается более детальная информация. В период 2004-2007 гг. Вадим Кумин был первым заместителем председателя правления ФГУП «Внешнеэкономическое объединение (ВО) «Технопромэкспорт», которое в 2007 г. было преобразовано в ОАО «ВО «Технопромэкспорт». Единственным акционером была Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Затем в 2009 г. все 100% акций были переданы в ГК «Ростех», бессменным гендиректором которой является Сергей Чемезов.

В тесном контакте с ОАО «ВО «Технопромэкспорт» работает ОАО «Зарубежэнергопроект» (ОАО «ЗЭП»). Причем это взаимодействие между ними было организовано еще в далекие советские годы. С 2007 г. по 2009 г. Вадим Кумин избирался в совет директоров ОАО «ЗЭП». Основным видом деятельности ОАО «ЗЭП» является создание проектной документации и выполнение сопутствующих работ и услуг для строительства на территории РФ и за рубежом тепловых электростанций. На официальном сайте ОАО «ЗЭП» перечисляются зарубежные проекты компании (Венгрия, Хорватия, Индия, Ливия). Любопытно, что во многих из них в роли генерального подрядчика указывается аффилированное ОАО «ВО «Технопромэкспорт». Видимо, об этой «крупной фирме», работающей за рубежом, и говорил Геннадий Зюганов.

Следует отметить, что после ухода Вадима Кумина в политику ОАО «ВО «Технопромэкспорт» пустили по пути банкротства: 31 марта 2017 г. оно было признано несостоятельным (банкротом) и в настоящее время находится в стадии ликвидации. Вместо него 8 мая 2014 г. было создано ООО «ВО «Технопромэкспорт», а 19 октября 2015 г. появилось еще и ООО «Инжиниринговая компания (ИК) «Технопромэкспорт». ООО «ВО «Технопромэкспорт» на 99% подконтрольно ООО «РТ-Энергоэффектвность», единственным учредителем которого в свою очередь является ГК «Ростех». Что касается ООО «ИК «Технопромэкспорт», то здесь 65% уставного капитала записано на президента АО «Профессиональный футбольный клуб ЦСКА» Евгения Гиннера. Остальные 35% принадлежат ГК «Ростех».

Создание новых структур с очищенной историей могло позволить избавиться от темных пятен корпоративного прошлого. Ликвидация ОАО «ВО «Технопромэкспорт» напоминает побочный эффект т.н. «офсетных сделок». Реализация энергетических проектов за рубежом при участии связки ОАО «ВО «Технопромэкспорт» — ОАО «ЗЭП» могла быть их элементом. Дело в том, что в момент создания Ростеха в 2007 г. перед вновь сформированной госкорпорацией ставилась задача — расширять поставки продукции военного назначения за рубеж. Деятельность ОАО «ВО «Технопромэкспорт» и ОАО «ЗЭП» явно не вписывалась в эту сферу. Однако чтобы потеснить конкурентов, зарубежным партнерам предлагалось заключать офсетные соглашения, которые предусматривают «бонус» в виде инвестирования в экономику страны-импортера технологий гражданского применения. Чем-то это напоминает банальный откат. Зачастую такие «инвестиции» несут «инвестору» только обременение и убытки. Собственно, этот факт еще в 2006 г. признал Владимир Артяков, который тогда был председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». «Вы затронули такой специфический элемент торговли, который не всегда экономически выгоден», — так он отзывался об офсетных сделках ФГУП «Рособоронэкспорт», отвечая на вопрос корреспондента Областного аналитического еженедельника «Хронограф» (см. «Хронограф» №18 (137) от 29.05.06).

Вполне логично, что реализация т.н. энергетических проектов за рубежом, в которых довелось поучаствовать Вадиму Кумину, могла быть прикрытием офсетных сделок ФГУП «Рособоронэкспорт» (в 2007 г. был преобразован в ГК «Ростех»). Откатный характер подобных сделок вполне мог бы стать одним из объяснений банкротства генерального подрядчика с созданием на его базе параллельных структур с тем же названием.

Впрочем, Вадим Кумин в 2009 г. уже делал вид, будто бы не имеет никакого отношения к делам Ростеха. Ему начали активно формировать образ политического деятеля. Причем выбор партии в пользу КПРФ явно был сделан не случайно. Учитывая, что сам Сергей Чемезов и его нынешний первый заместитель в Ростехе Владимир Артяков в тот момент были членами партии «Единая Россия» (ЕР) и даже состояли в высших органах управления партией, появление Кумина в избирательных списках КПРФ напоминало операцию по внедрению разведчика-нелегала, работающего в интересах Ростеха в оппозиционной по отношению к ЕР партии.

Как уже было отмечено выше, с 2009 г. Кумин успел побывать депутатом от КПРФ в Мосгордуме и Госдуме РФ. Однако выборы в Госдуму 18 сентября 2016 г. закончились для Кумина неудачно — он остался без депутатского мандата. В результате он вернулся в зависимый от Ростеха бизнес. Уже 16 декабря 2016 г. Вадим Кумин был назначен на должность председателя совета директоров КБ «Солидарность». Этот пост он занял на основании решения совета директоров ОАО «ЗЭП» -единственного акционера банка. Само ОАО «ЗЭП» на данный момент находится в собственности офшорных компании, конечными владельцами которых значится ряд физических лиц. По мнению экспертов, все они близки людям из окружения Сергея Чемезова.

Отчетность банка «Солидарность» содержит примечательный факт. Номинальным держателем 95% акций ОАО «ЗЭП» является сам банк «Солидарность». Таким образом, банк «Солидарность» и его единственный акционер в лице ОАО «ЗЭП» скованы жесткой закольцовкой акционерного капитала. Подобные схемы используются исключительно для защиты от несанкционированного внедрения в капитал компании недружественных лиц.

Политпроект Ростеха

Следует обратить внимание на то, что Зюганов озвучил свою идею о выдвижении ростеховского банкира Кумина буквально сразу после того, как президент РФ Владимир Путин 8 мая переназначил Дмитрия Медведева на должность председателя правительства РФ, и уже был озвучен список вице-премьеров, которые в итоге все без исключения были утверждены. Ростех получил явно меньше того, на что, судя по всему, рассчитывал. Ведь до последнего времени глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов мог надеяться на то, что после президентских выборов при формировании нового кабинета министров, в т.ч. и при назначении премьер-министра, интересы его экономического клана будут учтены. В пользу этой версии говорило и то, что структуры Ростеха и лица из его окружения очень многое сделали в ходе предвыборной кампании Путина. Чего только стоили усилия первого заместителя руководителя Администрации президента РФ Сергея Кириенко, давнего приятеля Сергея Чемезова. По сути, Кириенко удалось реализовать почти нереальную задачу — получить по итогам голосования за Путина результат «70x70». Соответственно, у них были все основания ожидать от Путина сопоставимой благодарности. После такого результата Чемезов вполне мог рассчитывать на назначение своего человека на пост председателя правительства РФ. Тем более что у него имелась для этого целая обойма кандидатов. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и первый заместитель «Союза машиностроителей России», депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев -лишь часть кадрового резерва Чемезова из числа лиц, имеющих все компетенции для столь высокой должности.

Однако осуществлению мечты главы Ростеха в очередной раз помещал натиск «голубого лобби» Группы «Газпром», одной из ключевых фигур которого принято считать Дмитрия Медведева, открытого оппонента Чемезова.

Между тем Чемезов вполне мог бы мобилизовать рычаги для оказания политического влияния на Кремль. Одним из таких рычагов могла бы стать КПРФ, с внедренным в нее почти 10 лет назад Куминым. С учетом этих обстоятельств ход с выдвижением Кумина для участия в выборах мэра Москвы выглядит вполне логичным. Более того, заявление Кумина о перспективе второго тура выборов позволяет говорить, что его выдвижение могло преследовать лишь одну цель — заставить кураторов действующего мэра Москвы Сергея Собянина пойти на уступки. Известно, что переизбрание Собянина мэром Москвы считается крайне важным для Группы «Газпром» политическим проектом избирательного сезона — сен-тябрь-2018. Точнее, если считать Собянина главным сегодняшним претендентом на пост президента РФ, то кресло мэра Москвы является просто необходимым условием для сохранения политического веса на среднесрочную перспективу. Понятно, что сегодня речь идет об отложенной перспективе избрания первого лица государства.

Такой кандидат, как Вадим Кумин, вполне способен консолидировать вокруг себя не только традиционные для КПРФ электоральные массы. В силу своей вовлеченности в бизнес Кумин может объединить вокруг себя те протестные слои населения, которые обычно принято называть либерально настроенной оппозицией. Таких в Москве сегодня очень много, а это значит, что «голубому лобби» Газпрома есть чего опасаться. Здесь также важно понимать, что сам по себе пост мэра Москвы для Ростеха не принципиален, т.к. основные экономические интересы госкорпорации сформированы в регионах РФ. Поэтому Ростеху, скорее всего, интересны лоббисты на уровне председателя правительства и вице-премьеров. Это также является консолидацией политического веса на отложенную перспективу. Следовательно, торг вполне мог бы быть уместен.