Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (671) | 25 июня 2018г.
 

Захотелось на Кавказ

Судья Черномырдина в очередной раз в поисках нового места работы

Татьяна Федорова, Павел Соколов

14 июня Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) раскрыла итоги очередного заседания, в рамках которого судья Арбитражного суда Самарской обл. Елена ЧЕРНОМЫРДИНА получила рекомендацию на должность заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. В 2014 г. она уже пыталась уйти на повышение. В тот год она предприняла попытку занять должность председателя только что созданного Арбитражного суда г. Севастополя, но не получила одобрения в комиссии при президенте РФ. Похоже, та неудача Черномырдиной могла быть обусловлена межклановой борьбой. Сегодня она еще более обострена.

Резвый старт

ВККС рассматривала не только документы Елены Черномырдиной, но и заявление Александра Кичко. Оба намеревались получить от ВККС рекомендацию на должность заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. Конкурс был объявлен в «Российской газете» №39 от 22 февраля 2018 г. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа является кассационной инстанцией. Суд расположен в Краснодаре. Осуществляет проверку законности судебных актов, принятых Пятнадцатым и Шестнадцатым арбитражными апелляционными судами, а также арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской обл., Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края и Чеченской Республики.

Елена Черномырдина на данный момент является судьей Арбитражного суда Самарской обл. -возглавляет Судебный состав №7. В него входит судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Этот статус Черномырдина получила 10 ноября 2009 г. Указом президента РФ № 1268. До прихода в судейский корпус Черномырдина работала в прокуратуре.

Статус Александра Кичко значительно выше, чем у Елены Черномырдиной. На данный момент он председатель Арбитражного суда Ставропольского края. В первый раз на эту должность он был назначен 19 октября 2006 г. на 6-летний срок полномочий Указом президента РФ №1166 «О назначении судей арбитражных судов». Второй срок в должности председателя Арбитражного суда Ставропольского края для Александра Кичко начался в августе 2012 г. (Указ президента РФ №1197 от 21 августа 2012 г.). В 2018 г. он заканчивается, следовательно, Кичко сегодня вынужден искать новое место работы. Рассчитывать на третий срок он уже не может: это ограничение предусмотрено федеральным законодательством. В отличие от Черномырдиной Кичко до получения статуса судьи занимался адвокатской деятельностью, был членом Краснодарской краевой коллегии адвокатов. В 1998 г. был назначен судьей Арбитражного суда Краснодарского края. В этом суде он прослужил вплоть до 2006 г.

Даже поверхностное сравнение карьерного пути Кичко и Черномырдиной показывает, что судья из Самары заметно уступает, по крайней мере, в имеющемся у нее стаже. Однако именно ее 14 июня ВККС рекомендовала на должность заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. Александру Кичко было отказано. На этом фоне возникает подозрение, что обойти в конкурсной процедуре председателя арбитражного суда, встроенного в вертикаль Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Черномырдиной удалось не без помощи заинтересованных в ее продвижении лиц. Похоже, это лица из окружения одного из влиятельнейших самарских кланов — холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Интерес к системе судейской власти у них был замечен уже давно (см. «Хронограф» №17 (545) от 25.05.15). Как, впрочем, и успех в деле продвижения на высокие руководящие должности нужных кандидатур (см. текст выше). С 2008 г. один из создателей ВПГ Владимир Аветисян работал в системе Госкорпорации (ГК) «Ростех», занимал должность советника гендиректора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. В этом плане матричная система холдинга ВПГ вполне могла стать одним из региональных генераторов кадрового резерва для задач Ростеха.

Крым не отдали

Для Елены Черномырдиной переход в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа может быть серьезным повышением по службе. Однако для этого необходимо преодолеть последнюю ступень — после рекомендации ВККС надо еще суметь получить согласование на уровне Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте РФ. В 2014 г. именно на этом этапе планы самарских кураторов повышения Елены Черномырдиной были сорваны. Они намеревались увидеть ее в должности председателя только что созданного Арбитражного суда г. Севастополя. Вначале все шло гладко. 4 сентября 2014 г. Елена Черномырдина получала от ВККС рекомендацию на должность председателя Арбитражного суда г. Севастополя.

Напомним, в соответствии со ст. 9 ФКЗ №6 от 21 марта 2014 г. «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до создания Арбитражного суда г. Севастополя арбитражные процессы продолжал рассматривать Хозяйственный суд г. Севастополя, созданный, когда Крым был под юрисдикцией Украины.

Формирование и начало деятельности Арбитражного суда г. Севастополя регулировалось ФЗ №154 от 23 июня 2014 г. «О создании судов РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Фактически Черномырдина 4 сентября 2014 г. получила рекомендацию ВККС сразу после того, как Крым перешел под юрисдикцию РФ и там были созданы суды по российским стандартам. Причем на тот момент Черномырдина имела всего лишь семилетний стаж работы в статусе судьи.

В обязанности председателя суда входит достаточно широкий круг полномочий. Они изложены в ст. 42 ФКЗ №1 от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ». Вот только часть из них: «Председатель арбитражного суда субъекта РФ... распределяет обязанности между своими заместителями; формирует судебные составы; осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет арбитражный суд субъекта РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами». Дополнительно к этому «председатель арбитражного суда субъекта РФ вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта РФ». Если учесть, что одновременно с созданием в Крыму системы судебной власти шло формирование всех остальных государственных ведомств РФ, то должность председателя одного из крымских судов на том этапе обретала куда более существенный административный вес, чем в других субъектах, сопоставимых по масштабам.

Открывшиеся в Крыму в 2014 г. вакансии привлекли внимание многих. Не остались в стороне и традиционные самарские кланы. После воссоединения Крыма и России в Севастополь отправился полномасштабный номенклатурный десант из Самарской обл. Одним из первых осваивать город-герой поехал первый заместитель главы администрации м. р. Безенчукский Алексей Брусенцев. В декабре 2014 г. он стал главным архитектором Севастополя (см. «Хронограф» №40 (527) от 15.12.14). В этой должности он продержался до марта 2017 г. и сейчас является чиновником в Южно-Сахалинске. В должности заместителя министра топлива и энергетики Республики Крым до 2017 г. находился выходец из Самары Дмитрий Кадетов. Бывший гендиректор ОА «Сам-РЭК» и Фонда капитального ремонта Самарской обл. Андрей Чибисов занимал пост директора департамента городского хозяйства Севастополя. В 2017 г. он также покинул свой пост.

Известный в прошлом тольяттинский политик, а ныне советник губернатора Севастополя Николай Брусникин в мае-июне т.г. принимал участие в праймериз партии «Единая Россия» по определению кандидатуры для участия в выборах губернатора Самарской обл. 9 сентября 2018 г. (см. «Хронограф» №15 (667) от 21.05.18). Отметим, что действующего губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова также связывают с Самарской обл. В 2001 г. он окончил Тольяттинскую академию управления. Специальность «Государственное и муниципальное управление». В 2013 г. Овсянников работал заместителем руководителя финансово-экономического департамента ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», что дает право говорить о нем как и о креатуре Ростеха (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17). Экспансия самарских чиновников в Севастополь продолжилась в 2017 г. 13 апреля прошлого года главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя возглавил Вадим Кирпичников (см. «Хронограф» №12 (622) от 17.04.17). С 2012 г. до мая 2015 г. он работал в должности директора департамента потребительского рынка и лицензирования администрации г.о. Самара. Перед этим с 2008 г. по апрель 2012 г. Кирпичников был первым заместителем мэра г.о. Тольятти. В этой позиции он оказался с подачи лиц из ГК «Ростех», присутствовавших на тот момент в руководстве ОАО «АВТОВАЗ». Кроме чиновников, на службу в Крым поспешили представители следственных органов, МВД, прокуратуры и ФСБ Самарского региона.

Вполне логично, что выходцы из Самары старались адаптировать под себя и судейский корпус полуострова. Причем Елена Черномырдина не единственный пример. В том же 2014 г. судья Арбитражного суда Самарской обл. Олег Лихоманенко претендовал на должность руководителя вновь создаваемого Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (21ААС), проверяющего решения нижестоящих арбитражей Крыма и Севастополя, но в последний момент он отозвал свою кандидатуру. За должность главы 21ААС вместе с Лихоманенко соперничали председатель тогда еще Хозяйственного суда Республики Крым Сергей Лазарев и судья 21ААС Татьяна Выдашенко. В результате победу одержал Лазарев (см. «Хронограф» №17 (669) от 4.06.18).

В отличие от Лихоманенко, решившего взять самоотвод, Черномырдина до последнего момента имела шанс возглавить Севастопольский арбитраж. Однако был один нюанс. Даже у членов ВККС, выдавших в итоге Черномырдиной рекомендацию, возник вопрос по поводу того, что в ее личном деле не было характеристики от Дмитрия Плешкова, который на тот момент возглавлял Арбитражный суд Самарской обл. Буквально на следующий день после решения ВККС дать Черномырдиной рекомендацию, 5 сентября 2014 г., газета «Ведомости» отметила это следующим образом: «Она (Черномырдина. – Прим. ред.) пояснила, что теперь «рекомендации на руководящие должности подписывает председатель коллегии ВС по экономическим спорам» (Олег Свириденко).

От него рекомендация была, и она была «исключительно положительной». Правда, судья решила ею не ограничиваться и приложила положительную характеристику от бывшего председателя Арбитражного суда Самарской обл., выданную еще в 2011 г.» (https://www.vedomosti.ru/politics/arti-cles/2014/09/05/krymu-podobrali-sudej).

Напомним, в 2011 г. председателем Арбитражного суда Самарской обл. был Александр Новиков. Но в 2014 г. он уже занимал пост председателя Арбитражного суда Республики Татарстан. На данный момент он возглавляет Арбитражный суд г. Москвы. К Новикову в Самаре относились как к человеку, знакомому с интересами бенефициаров холдинга ВПГ (см. «Хронограф» №38 (347) от 5.11.10). Между тем его сменщик на посту председателя Арбитражного суда Самарской обл. (май 2013 г. — май 2015 г.) Дмитрий Плешков воспринимался в Самаре в качестве ставленника влиятельного московского судейского клана (см. «Хронограф» №9 (453) от 15.03.18), лидером которого называли председателя Высшего арбитражного суда РФ (2005-2014 гг.) Антона Иванова, однокурсника президента РФ (2008-2012 гг.) Дмитрия Медведева. В тот период самарские элиты не могли конкурировать с этим московским кланом. Тем более что даже Ростех не мог им в этом помочь, т. к. у Чемезова по ряду позиций были натянутые отношения с Медведевым (см. «Хронограф» №8 (578) от 21.03.16). Следовательно, идти на открытое противостояние с кланом Медведев-Иванов они не решались. Однако негласная работа по дискредитации Плешкова началась буквально с первых дней его появления в Самаре. Чего только стоила схема с арендой самарским арбитражным судом здания по ул. Авроры, 148 (см. «Хронограф» №11 (539) от 30.03.15), которая была выстроена людьми их окружения холдинга ВПГ при председателе суда Новикове. Более того, процесс подготовки досрочной отставки Плешкова в 2015 г. в своем твитере сопровождал депутат Государственной думы РФ от Самарской обл. (2011-2016 гг.) Александр Хинштейн (см. «Хронограф» №9 (537) от 16.03.15). Хинштейна до сих пор в Самаре воспринимают в качестве проводника политических интересов людей из холдинга ВПГ и ГК «Ростех».

Стоит ли на этом фоне удивляться, что Черномырдина решила в 2014 г. предоставить в ВККС характеристику не от Плешкова. Тем более что у московских кланов вполне могли иметься свои виды на крымские суды. В итоге Елена Черномырдина так и не дождалась в 2014 г. назначения на пост председателя Арбитражного суда г. Севастополя. Ей не дали пройти фильтр президентской комиссии по судейским кадрам. 4 декабря 2014 г. ВККС объявила повторный конкурс на эту вакансию. И уже в 2015 г. на должность председателя Арбитражного суда г. Севастополя был назначен Александр Акулов, который до этого был судьей Оренбургского областного суда.

Игра миноритария

Сегодня для кураторов продвижения Елены Черномырдиной самое главное — избежать повторения истории с севастопольским арбитражем. Для этого может понадобиться выход на членов Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте РФ. Сегодня у людей из холдинга ВПГ такая возможность имеется. Секретарем Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте РФ является Антон Федоров, начальник Управления Администрации президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. По статусу он второй человек в этой комиссии после председателя. Федоров родом из Самары, причем местные элиты до сих пор не утратили с ним связь (см. «Хронограф» №36 (606) от 28. 11. 16). У Ростехатоже есть на кого опереться в Администрации президента (АП) РФ. В первую очередь это руководитель АП РФ Антон Вайно (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16) и его первый заместитель Сергей Кириенко (см. «Хронограф» №32 (602) от 24.10.16).

Впрочем, нельзя списывать со счетов интерес другого экономического клана федерального уровня. Речь о Группе «Газпром» и ее «голубом лобби». Тем более что с февраля т.г. эта корпорация существенно усилила свои позиции, в отличие от Ростеха. Одним из важнейших элементов «голубого лобби» Газпрома считается уже упомянутая выше связка Медведев-Иванов. Также известно, что Краснодарский край — это одна из базовых территорий для Группы «Газпром». То же самое можно сказать о всех субъектах РФ, арбитражные суды которых находятся под Арбитражным судом Северо-Кавказского округа. Следовательно, у «голубого лобби» имеются все основания удерживать суды Краснодара под своим контролем, не допуская туда представителей конкурирующих кланов. При этом следует помнить, что в войне корпораций понятия «свой-чужой» могут меняться с поразительной быстротой. Особенно когда речь идет о стремлении регионального клана усилить свои позиции за счет «дружбы» с игроками федерального уровня.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.