Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (668) | 28 мая 2018г.
 

АктивСливБачок

Из банка Оганесяна и Леушкина могли успеть вынести почти 8 миллиардов

Егор Кошеров

21 мая Арбитражный суд Самарской обл. признал банкротом АО «Актив-Капитал Банк» (АКБ, АК Банк) с ИНН 6318109040. Обязательства АКБ на дату отзыва лицензии, согласно оценке Банка России (Центробанк), составили 25,168 млрд р. Это больше справедливой величины активов почти на 6,43 млрд р. Поиском авторов «дыры» в балансе уже вовсю занимаются правоохранительные органы. Бенефициары АКБ Григорий ОГАНЕСЯН (на фото) и Алексей ЛЕУШКИН граждане состоятельные, поэтому должны быть готовы к объяснениям.

Отзыв у АКБ лицензии на осуществление банковских операций Центробанк осуществил на основании своего же приказа №ОД-773 от 29 марта 2018 г. В официальном релизе Банка России подчеркивалось, что в действиях руководителей и собственников банка АКБ «прослеживались признаки недобросовестного поведения, выражавшиеся в выводе активов с ущербом для интересов кредиторов». «В марте т.г. АО «АК Банк» был проведен ряд операций, направленных на вывод значительной части активов, что привело к резкому ухудшению финансового состояния кредитной организации, возникновению острого дефицита ликвидности и неспособности своевременно исполнять обязательства перед клиентами, — докладывал Центробанк. -Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности. Более того, в их действиях прослеживались признаки недобросовестного поведения, выражавшиеся в выводе активов с ущербом для интересов кредиторов. Информация об указанных фактах, имеющих признаки совершения уголовно наказуемых деяний, направлена Банком России в правоохранительные органы» (http://cbr.ru/ press/PR/?file=29032018_075018i k2018-03-29T07_51_06.htm).

Согласно данным с сайта Центробанка, по состоянию на 1 марта 2018 г. АКБ находился под контролем группы лиц, связанных с председателем его правления Григорием Оганесяном. Сюда входил сам Оганесян, его супруга Татьяна Оганесян, его мать Галина Оганесян, а также ООО «Лира» с ИНН 6166045448. Совокупная доля по этой группе лиц в капитале АКБ составляла 65,44%. Еще одним мажоритарным акционером выступал Алексей Леушкин.

Ему на 1 марта принадлежало 20,185% в капитале АКБ. Уже тогда, судя по риторике Центробанка, появилось опасение, что именно этим лицам в ближайшее время, скорее всего, придется столкнуться с вопросами со стороны правоохранительных органов (см. «Хронограф» №10 (662) от 02.04.18).

10 мая Центробанк опубликовал оценку финансового состояния АКБ на дату отзыва лицензии (29 марта 2018 г.). Выяснилось, что активы АКБ на эту дату указаны в размере 28,367 млрд р., однако по результатам обследования, проведенного временной администрацией, сумма активов АКБ на дату отзыва лицензии не превышала 18,738 млрд р. Таким образом, активы были завышены на 9,629 млрд р. Большая часть недостачи по активам могла образоваться как раз в течение марта 2018 г. — последнего месяца функционирования АКБ, на который пенял Центробанк. В этот период, по всей видимости, АКБ активно раздавал т.н. «технические» кредиты с целью вывода средств в пользу дружественных лиц. В результате чистая ссудная задолженность, согласно балансу на 29 марта 2018 г., достигла 21,83 млрд р., однако, по оценке временной администрации, реальная ссудная задолженность, имеющая необходимое обеспечение и документально верное обоснование, не превысила 13,905 млрд р. Т.е. за март 2018 г. АКБ мог раздать почти 8 млрд р. «технических» кредитов. Причем техкредиты, согласно распространенной версии, достались в основном представителям двух влиятельных самарских диаспор, использовавших площадку АКБ для решения своих вопросов. Как будет делиться вынесенный из банка куш, станет известно в ближайшее время.

За «дыры» в балансе банка арбитражный суд 21 мая признал АКБ банкротом. В рамках процедуры банкротства ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) займется взысканием образовавшихся у АКБ убытков с руководства и собственников банка. По большей части убытки, как правило, образуются в результате выдачи банком при непосредственном или косвенном участии его топ-менеджеров и бенефициаров «технических» кредитов либо выдачи кредитов юридическим лицам, заведомо неспособным выполнить свои обязательства. В случае с АКБ такие невозвратные кредиты могли выдаваться в течение марта 2018 г. под залог имущества либо поручительства бенефициаров.

Кстати, деньги, выданные АКБ по «техническим» кредитам неспособным вернуть их заемщикам, могут признать банальным хищением. За такое еще до наступления гражданской ответственности для должностных лиц должна наступить ответственность уголовная. Регулятор отчитывается, что в ходе проведения обследования АКБ временной администрацией «были установлены факты, имеющие признаки вывода из банка активов на сумму не менее 532 745 885,80 р., в связи с чем временной администрацией в Отделе полиции №5 Управления МВД России по г. Самаре (талон-уведомление от 12 апреля 2018 г. №434, КУСП-3200) и в Отделе МВД (ОВД) «Таганский» УВД России по г. Москве (талон-уведомление от 10 апреля 2018 г., КУСП-12060) зарегистрированы соответствующие заявления». По информации правоохранительных органов, данные заявления уже приняты к производству, по ним начаты проверки.

Также зарегистрировано сообщение о преступлении — заявление о наличии в действиях руководства АКБ, а также неизвестных лиц, приготовления (покушения) к совершению уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 159 «Мошенничество» УК РФ (талон-уведомление от 26 апреля 2018 г. №487, КУСП-3679). По информации правоохранительных органов, данное заявление также принято к производству, начата проверка. Чтобы замять расследование и утихомирить АСВ, понадобятся, вероятно, колоссальные вложения.